Дело № 2-43/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2021 года г. Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Курносова И.А.,
при секретаре Угловой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева Виталия Николаевича к Администрации Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области и Администрации Семикаракорского района Ростовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев В.А. обратился в суд с иском к Администрации Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, обосновывая свои требования тем, что он является инвалидом второй группы, имеет заболевание: <данные изъяты>. Данное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н, на основании постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 608. С 31 января 2020 года он состоит на учете в Администрации Сусатского сельского поселения в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Своего жилья он не имеет. Семьи не имеет, относится к категории малоимущих граждан, проживает в квартире своей матери. В сентябре 2020 года он обращался в Администрацию Сусатского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, поскольку при наличии у него указанного заболевания невозможно проживать с другими гражданами в одной квартире. В своем ответе от 30.09.2020 Администрация Сусатского сельского поселения указала, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности, на данный момент свободное муниципальное жилье отсутствует. Истец считает отказ ответчика в предоставлении ему жилого помещения нарушающим его конституционные права, в связи с чем, он обратился в суд. На основании изложенного, в соответствии с ч.1 ст.57, ст.49, п.4 ч.1 ст.51, ст.57 Жилищного кодекса РФ, ч.3 ст.40 Конституции РФ, ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец просит суд возложить на Администрацию Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области обязанность предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования с учетом права инвалида на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза (с учетом дополнительной площади), отвечающее санитарным и техническим нормам.
Определением Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21.12.2020 к участию в настоящем деле привлечена в качестве соответчика Администрация Семикаракорского района Ростовской области.
В судебное заседание истец Соловьев В.Н. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, доверил вести дело своему представителю.
Представитель истца Касьянова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области Губин С.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что бюджет Сусатского сельского поселения дотационный. Свободного муниципального жилья нет. Средств на покупку жилья нет.
Представитель ответчика Администрации Семикаракорского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств от него не поступало.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Соловьева В.Н. и представителя ответчика Администрации Семикаракорского района Ростовской области.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Соловьев В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Инвалидность установлена Соловьеву В.Н. на основании акта медико-социальной экспертизы гражданина № от 17.03.2020, проведенной ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России.
Государственным учреждением медико-социальной экспертизы поставлен Соловьеву В.Н. диагноз по основному заболеванию: <данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждаются копией справки серии МСЭ-2017 № от 07.04.2020 (л.д.10-11), копией сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 07.04.2020 (л.д.13).
31 января 2020 года Администрацией Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области Соловьев В.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, ввиду отсутствия собственного жилья, и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий стоит вторым, что подтверждается копией справки Администрации Сусатского сельского поселения от 09.09.2020 (л.д.12).
Соловьев В.Н. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, совместно со своей матерью Касьяновой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой Администрации Сусатского сельского поселения от 22.01.2021 (л.д.132).
В сентябре 2020 года Соловьев В.Н. обратился в Администрацию Сусатского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, в связи с наличием у него тяжелого хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одном жилом помещении.
30 сентября 2020 года Администрация Сусатского сельского поселения дала Соловьеву В.Н. ответ, согласно которому жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет, на данный момент свободное муниципальное жилье в поселении отсутствует, что подтверждается копией ответа (л.д.14).
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, соответствующее жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно пункту 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева (код заболевания по МКБ-10 А15, А17-А19) включен в указанный Перечень.
Следовательно, Соловьев В.Н. страдает тяжелым хроническим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.3 и ч.4 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу п.5 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ст.12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с п.1.5 Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 № 354, ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установление очередности на получение жилой площади, а также ее распределение осуществляются органами местного самоуправления.
Во исполнение ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ст.12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС в Уставе муниципального образования «Сусатское сельское поселение» к вопросам местного значения в числе прочих отнесены обеспечение проживающих в Сусатском сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.5 ч.1 ст.2 Устава), что подтверждается копией Устава (л.д.20-102).
В Уставе муниципального образования «Семикаракорский район» обеспечение проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства на территории сельских поселений, входящих в состав Семикаракорского района не отнесены к вопросам местного значения Семикаракорского района, что подтверждается копией Устава (л.д.140-270).
Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений.
В связи с чем, обязанность по предоставлению Соловьеву В.Н. жилого помещения лежит на Администрации Сусатского сельского поселения, а не на Администрации Семикаракорского района.
Доводы представителя ответчика Администрации Сусатского сельского поселения Губина С.М. об отсутствии свободного муниципального жилья и об отсутствии в местном бюджете средств на приобретение жилья, суд отклоняет, поскольку отсутствие либо недостаточность финансовых средств не является основанием для неисполнения действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными нормами права, суд находит исковые требования Соловьева В.Н. к Администрации Сусатского сельского поселения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Соловьева Виталия Николаевича к Администрации Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области предоставить Соловьеву Виталию Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи один человек, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления, с учетом права на дополнительную площадь.
В удовлетворении иска Соловьева Виталия Николаевича к Администрации Семикаракорского района Ростовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Курносов И.А.
Решение принято в окончательной форме 22 марта 2021 года.