К делу №2-1561/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 г.
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдурахмановой А. С. к Администрации города Шахты, 3-и лица: Минэнерго РФ, Абдурахманов А. Р. об обязании включить в спики граждан подлежащих пересечению из ветхого жилья,
УСТАНОВИЛ:
Абдурахманова А.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Шахты, 3-и лица: Минэнерго РФ, Абдурахманов А.Р. об обязании включить в списки граждан подлежащих пересечению из ветхого жилья, ссылаясь на следующие обстоятельства.
16.05.2014г. истец Абдурахманова А. С. купила трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общую долевую собственность по 1/ 4 доли со своими детьми: Абдурахмановой С. А., ФИО4, ФИО5.
24.10.2014г. Абдурахманова А. С. подарила свою 1/ 4 долю вышеуказанной квартиры своему мужу - Абдурахманову А. Р.. На момент включения в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания истец была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.
Согласно ответа Администрации № 61.03.2/2569 от 22.09.2020г., в 2016 году Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности Администрации города Шахты Ростовской области- от 27.09.2016г. №АЯ-670 пр Министерство энергетики Российской Федерации под ТЭО (технико-экономическое обоснование) № согласовало вопрос включения семьи истца в списки, из расчета общей площади жилья - 72 кв.м., в составе из 4-х человек:
Абдурахманов А. Р. ;
Абдурахманова С. А.;
ФИО4; ФИО5.
Абдурахманова А. С. в списках не значится, хотя она является членом семьи собственников, постоянно проживает и зарегистрирована по этому адресу.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади, о чем истец не знала и не приложила свои документы к сдаваемым от ее семьи на формирование списков.
Как следует из ответа Администрации право на включение дополнительных семей в списки граждан, подлежащих переселению в рамках реализации программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (ГУРШ) подлежит доказыванию только в судебном порядке. Поэтому истица вынуждена обратиться в суд за защитой нарушенного права.
На основании изложенного, в соответствии с п.8,11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005 г., истец полагает, что имеют право на включение в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и на получение социальных выплат, поскольку указанная квартира является ее постоянным местом жительства, и иного жилья у нее нет.
На основании вышеизложенного, истица просит суд: обязать Администрацию города Шахты включить Абдурахманову А. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, в списки граждан по программе «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» для получения социальных выплат.
Абдурахманова А.С. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель Администрации г.Шахты в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель 3го-лица: Минэнерго РФ в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
3-лицо: Абдурахманов А.Р. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 №840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия пореализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Постановлением Правительства РФ №428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 5 Правил.
Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением “ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В соответствии с п.11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
К числу таких условий, относится, в частности, постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, то, что 16.05.2014г. истец Абдурахманова А. С. купила трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общую долевую собственность по 1/ 4 доли со своими детьми: Абдурахмановой С. А., ФИО4, ФИО5.
24.10.2014г. Абдурахманова А. С. подарила свою 1/ 4 долю вышеуказанной квартиры своему мужу - Абдурахманову А. Р.. На момент включения в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания истец была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.
Согласно ответа Администрации № 61.03.2/2569 от 22.09.2020г., в 2016 году Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности Администрации города Шахты Ростовской области- от 27.09.2016г. №АЯ-670 пр Министерство энергетики Российской Федерации под ТЭО (технико-экономическое обоснование) № 779 согласовало вопрос включения семьи истца в списки, из расчета общей площади жилья - 72 кв.м., в составе из 4-х человек:
Абдурахманов А. Р. ;
Абдурахманова С. А.;
ФИО4; ФИО5.
Абдурахманова А. С. в списках не значится, хотя она является членом семьи собственников, постоянно проживает и зарегистрирована по этому адресу.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади, о чем истец не знала и не приложила свои документы к сдаваемым от ее семьи на формирование списков.
Как следует из ответа Администрации право на включение дополнительных семей в списки граждан, подлежащих переселению в рамках реализации программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (ГУРШ) подлежит доказыванию только в судебном порядке. Поэтому истица вынуждена обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Согласно п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансферов, утвержденные ПП РФ от 13 июля 2005 г № 428, субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
На основании изложенного, в соответствии с п.8,11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005 г., истец полагает, что имеют право на включение в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и на получение социальных выплат, поскольку указанная квартира является ее постоянным местом жительства, и иного жилья у нее нет.
Анализируя вышеизложенное, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Установленные в суде обстоятельства также подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию города Шахты включить Абдурахманову А. С., ДД.ММ.ГГГГ в список граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности, по программе «Содействие гражданам в приобретении (строительства) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» по адресу: <адрес>, для получения социальных выплат.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд, начиная с 29 апреля 2021г.
Судья: И.В.Семцив