Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1028/2015 ~ М-656/2015 от 09.02.2015

Дело № 2-1028/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2015 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Чистякова О.А.,

с участием прокурора Ксенофонтовой В.В.,

истца Севостьянова Д.А.,

представителя ответчика Хмелевой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Шевченко Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Севостьянова Д.А. к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в интересах Севостьянова Д.А. с иском к Министерству строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить Севостьянова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого фонда для детей-сирот. В обоснование требований указал, что Севостьянов Д.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку заочным решением Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ его родители ФИО4 и ФИО5 лишены в отношении него родительских прав. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Севостьянов Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения Севостьянова Д.А., поступившего в Михайловскую межрайонную прокуратуру, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Севостьянова Д.А., который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.

В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 года № 99 «О мерах по реализации законов Волгоградской области от 23 октября 2014 года № 131-ОД «О внесении изменений в Устав Волгоградской области от 24 февраля 2012 года 1-ОД» и от 23 октября 2014 года № 132-ОД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области» Министерство строительства Волгоградской области переименовано в Комитет строительства Волгоградской области.

Помощник прокурора Ворошиловского района г.Волгограда Ксенофонтова В.В., действующая по поручению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, в судебном заседании в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просит обязать ответчика предоставить Севостьянову Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории городского округа – <адрес> не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Севостьянов Д.А. в судебном заседании уточенные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, заявленный прокурором срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ полагал необходимым и достаточным для исполнения решения суда.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Хмелева Н.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Севостьянов Д.А. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под (по Волгоградской области), по городскому округу <адрес> - . В течение 2013-2014 годов Министерством строительства Волгоградской области, ныне - Комитетом, по <адрес> было проведено <данные изъяты> конкурсных (аукционных) процедур, по итогам которых на территории городского округа – <адрес> было приобретено в государственную собственность Волгоградской области <данные изъяты> жилых помещений, остальные предложенные квартиры не отвечали требованиям конкурсной документации. В течение 2014 года комитетом неоднократно проводился мониторинг рынка недвижимости <адрес>. По информации, предоставленной администрацией, готовые жилые помещения требуемой номенклатуры для детей-сирот на территории <адрес> отсутствуют. На сегодняшний день администрация городского округа – <адрес> уведомила Комитет о наличии сформированного земельного участка под строительство жилого дома для детей-сирот по адресу: <адрес>, согласно представленным документам территориального планирования и градостроительного зонирования на предлагаемом земельном участке по <адрес>, возможно строительство 24-квартирного жилого дома для детей-сирот. В настоящее время все средства областного бюджета, предусмотренные Законом Волгоградской области от 20 ноября 2014 года № 151-ОД на приобретение жилых помещений для детей-сирот, перераспределены. Приобретение жилых помещений в <адрес> согласно изменений в плане-графике размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2015 год планируется за счет средств федерального бюджета. С учетом изложенного, объявление аукциона на приобретение квартир в городском округе <адрес> станет возможным лишь после подписания соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета Волгоградской области на обеспечение жильем детей-сирот. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Севостьянова Д.А. жилым помещением.

Представитель третьего лица Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

В ходе судебного разбирательства установлено, что заочным решением Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Севостьянова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 29).

Исходя из этого, Севостьянова Д.А. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Администрации Михайловского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 назначена опекуном над несовершеннолетним Севостьяновым Д.А., закреплено право проживания несовершеннолетнего Севостьянова Д.А. в <адрес> (л.д. 28).

Постановлением Администрации Совхозного сельсовета Михайловского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право проживания в <адрес> за несовершеннолетним Севостьяновым Д.А (л.д. 27).

Сведений о принадлежности на праве собственности Севостьянову Д.А. какого-либо имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрированные права Севостьянова Д.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 10).

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Севостьянов Д.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 23-26).

Вместе с тем, из пояснений помощника прокурора Ворошиловского района г.Волгограда Ксенофонтовой В.В. и истца Севостьянова Д.А. следует, что Севостьянов Д.А. в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем. По данному вопросу Севостьянов Д.А. обращался к ответчику, и согласно информации Комитета строительства Волгоградской области Севостьянов Д.А. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под - по Волгоградской области, по городскому округу <адрес> - .

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Севостьянову Д.А. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Севостьянову Д.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что Севостьянов Д.А. достиг совершеннолетия, в связи с чем прекратилась опека, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Севостьянова Д.А. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Севостьянова Д.А., представлено не было.

В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что объявление аукциона на приобретение квартир в городском округе <адрес> станет возможным лишь после подписания соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на обеспечение жильем детей-сирот, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Севостьянова Д.А. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Севостьянова Д.А., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Севостьянова Д.А. к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из заявленных исковых требований, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по предоставлению Севостьянову Д.А. жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, полагая указанный срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Севостьянова Д.А. к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Севостьянова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории городского округа – <адрес> не ниже установленных социальных норм для проживания по договору найма специализированного жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий: О.А. Чистяков

Мотивированное решение суда составлено 18 марта 2015 года.

Председательствующий: О.А. Чистяков

2-1028/2015 ~ М-656/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михайловский межрайонный прокурор
Севостьянов Дмитрий Алексеевич
Ответчики
Министерство строительства Волгоградской области
Другие
Правительство Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Чистяков Олег Алексеевич
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
09.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2015Передача материалов судье
10.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2015Подготовка дела (собеседование)
27.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2015Судебное заседание
18.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2015Дело оформлено
22.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее