Дело № 2-196/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» февраля 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.Н.
при секретаре Николаевой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суторминой Ирины Васильевны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о сохранении жилого помещения в перепланированном виде, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сутормина И.В. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации Одинцовского городского округа Московской области о сохранении в перепланированном, реконструированном виде жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером № назначение: жилое, общей площадью 239,83 кв. м, площадью всех частей здания 239,83 кв. м. этаж 1-3, расположенную по адресу: АДРЕС признании за Суторминой Ириной Васильевной право собственности на жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером №, назначение: жилое, общей площадью 239,83 кв. м, площадью всех частей здания 239,83 кв. м, этаж №, расположенную по адресу: АДРЕС
В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 252 кв. м, местоположением: АДРЕС категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для размещения объектов жилищного строительства и строительства многофункциональных сооружений культурно-делового, спортивного и социального назначения с объектами общественного питания и инфраструктуры. На указанном земельном участке расположено также принадлежащее Суторминой И.В. на праве собственности жилое помещение (квартира) с кадастровым номером №, назначение: жилое, общей площадью 239,2 кв. м, по адресу: АДРЕС Имея в собственности квартиру сблокированной застройки, которая расположена на обособленном земельном участке, находящемся в собственности Суторминой И.В, в целях благоустройства жилого помещения и повышения удобства проживания Суторминой И.В проведена перепланировка и реконструкция указанной квартиры, которая не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Осуществлено остекление задней веранды с включением ее в отапливаемую площадь квартиры с переносом ступеней и запасного выхода на заднюю часть земельного участка, ликвидация балкона на втором этаже, замена винтовой лестницы на пролетную и видоизменение выхода из жилого помещения в гараж для автомобиля путем переноса спуска из жилой части квартиры в гараж. Соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе СНиПам, Правилам и нормам пожарной безопасности, а также то обстоятельство, что работы по перепланировке, реконструкции жилого помещения (квартиры) были выполнены в соответствие с соблюдением требований действующих норм и правил, а изменения, произошедшие в результате выполненных работ, чьих-либо прав и законных интересов не нарушают, сохраняют конструктивную целостность, не препятствуют использованию жилого помещения (квартиры) по прямому назначению, подтверждается заключением специалиста, обладающего специальными познаниями в области строительства - ООО «ПроектЭкоСервис». 01.08.2019 года Сутормина И.В. обратилась в Администрацию городского округа Одинцово с заявлением № по вопросу согласования реконструкции, перепланировки. Решением № от 02.08.2019 года ей было отказано по причине того, что в предоставленной форме уведомления, утвержденной Приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», отсутствуют полные сведения об отступах от границ земельного участка позволяющие определить положение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.
В судебное заседание представители истца явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, суду пояснила, что на перепланировку предусмотрено получение разрешения, истцом нарушен досудебный порядок. Истец не обращалась в комитет архитектуры. В администрацию истец обратилась только с заявлением, без каких-либо документов, Администрация Одинцовского городского округа Московской области считает, что при данных доказательствах, не возможно удовлетворить исковые требования.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования
Частью 2 ст. 25 ЖК РФ определено, что перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Суторминой И.В., на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 252 кв. м, местоположением: АДРЕС, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для размещения объектов жилищного строительства и строительства многофункциональных сооружений культурно-делового, спортивного и социального назначения с объектами общественного питания и инфраструктуры.
На указанном земельном участке расположено также принадлежащее Суторминой И.В. на праве собственности жилое помещение (квартира) с кадастровым номером №, назначение: жилое, общей площадью 239,2 кв. м, по адресу: АДРЕС
Указанные обстоятельства подтверждаются прилагаемыми выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Суторминой И.В. проведена перепланировка и реконструкция указанной квартиры, осуществлено остекление задней веранды с включением ее в отапливаемую площадь квартиры с переносом ступеней и запасного выхода на заднюю часть земельного участка, ликвидация балкона на втором этаже, замена винтовой лестницы на пролетную и видоизменение выхода из жилого помещения в гараж для автомобиля путем переноса спуска из жилой части квартиры в гараж.
Все произведенные изменения отражены в проектной документации, в том числе в проекте перепланировки и реконструкции жилого помещения (квартиры) блокированной жилой застройки, подготовленном ООО «Демпинг». В результате проведенной реконструкции и перепланировки изменены некоторые внутренние элементы, а общая площадь жилого помещения (квартиры) с кадастровым номером № увеличилась с 239,20 до 239,83, то есть на 0,63 кв. метра.
В соответствии с пунктами 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многоквартирных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Статьей 8 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с п.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Положениями п. 1 ст. 29 ЖК РФ установлено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
В соответствии с п. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного, реконструированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Пунктом 3 ст. 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Статья 36 ЖК РФ содержит императивные положения, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
При этом в силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 491, в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
01.08.2019 года Сутормина И.В. обратилась в Администрацию городского округа Одинцово с заявлением № по вопросу согласования реконструкции, перепланировки.
Решением № от 02.08.2019 года ей было отказано по причине того, что в предоставленной форме уведомления, утвержденной Приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», отсутствуют полные сведения об отступах от границ земельного участка позволяющие определить положение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.
Указанное решение истцом оспорено не было, недостатки не устранены, более истец в Администрацию городского округа Одинцово не обращалась.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, перепланировки и переустройства помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Из искового заявления следует, что Общее собрание собственников многоквартирного дома №, расположенного по адресу: АДРЕС по вопросу перепланировки и реконструкции не проводилось, и соответственно отсутствует решение Общего собрания собственников.
Представленный стороной истца проект ООО «Демпинг» составлен о реконструкции индивидуального жилого дома блокированной застройки, заключение специалиста ООО «ПРОЕКТЭКОСЕРВИС» составлено также в отношении индивидуального жилого дома блокированной застройки, тогда как следует из правоустанавливающих документов, истцом приобретена квартира в многоквартирном доме. Таким образом, указанные проект и заключение не могут быть положены в основу решения суда, поскольку они составлены в отношении индивидуального жилого дома.
Допустимых доказательств для признания права на сохранение жилого помещения (квартиры) в перепланированном виде, свидетельствующих о соответствии произведенной перепланировки требованиям, в том числе градостроительного законодательства, СНиПов, Правил и норм пожарной безопасности суду также не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Суторминой Ирины Васильевны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о сохранении в перепланированном, реконструированном виде жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером №, назначение: жилое, общей площадью 239,83 кв. м, площадью всех частей здания 239,83 кв. м. этаж №, расположенную по адресу: АДРЕС признании за Суторминой Ириной Васильевной право собственности на жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером №, назначение: жилое, общей площадью 239,83 кв. м, площадью всех частей здания 239,83 кв. м, этаж №3, расположенную по адресу: АДРЕС– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Л.Н. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2020 года