РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 28 мая 2019 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре Костаревой Э.Р.,
с участием прокурора Можаевой Е.И.,
представителя ответчика ФИО1 Д.С.,
третьего лица Порошина С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-854/2019 по иску прокурора Тагилстроевского района г.Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности осуществить дорожную деятельность,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию муниципального образования г.Н.Тагил устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: устранить нарушения требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения Методы контроля», выразившиеся в неудовлетворительных дорожных условиях на следующих участках автомобильных дорог: <адрес> в виде отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длинна 180 см., ширина 80 см., глубина 8 см., общей площадью 1,44 кв.м. <адрес> в виде отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 230 см., ширина 75 см., глубина14 см., общей площадью 1,73 кв. м.; <адрес> в виде отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 180 см., ширина 120 см., глубина 10 см., общей площадью 2,16 кв. м.; <адрес> виде отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 260 см., ширина 280 см., глубина 8 см., общей площадью 7, 28 кв. м.; <адрес> виде отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 150 см., ширина 230 см., глубина 9 см., общей площадью 3, 45 кв. м.; <адрес> виде отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 140 см., ширина 130 см., глубина 12 см., общей площадью 1, 82 кв. м.; <адрес> виде отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 210 см., ширина 290 см., глубина более 15 см., общей площадью 6,09 кв. м.; <адрес> у <адрес> в виде отдельной выбоины покрытия проезжей части дороги (размерами: длина - 120 см, ширина - 110 см, глубина - 6 см, площадью 1,32 кв. м.); <адрес> от <адрес> до <адрес> - повреждения в виде выбоин, площадью менее 0,06 кв. м, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью более 16 кв. м.; <адрес> от <адрес> до <адрес> повреждения в виде выбоин, площадью менее 0,06 кв. м., длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью более 22 кв. м.; устранить нарушения требований п. 8.1. ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в виде неудовлетворительных условий на следующих участках дорог: <адрес> от <адрес> до <адрес> - наличия уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на проезжей части дороги толщиной от 8 до 9 см.; <адрес> от <адрес> до <адрес> - наличия уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на проезжей части дороги толщиной от 8 до 9 см.; <адрес> от <адрес> до <адрес> наличия уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на проезжей части дороги толщиной от 8 до 10 см.
В обосновании заявленных требований, прокурор указал, что во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тагилстроевского района г. Н.Тагил совместно с должностными лицами ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе со стороны органов местного самоуправления по реализации полномочий по обеспечению ремонта и содержания улично-дорожной сети на территории Тагилстроевского района г. Нижний Тагил.
В ходе обследования дорожного покрытия инспектором дорожного
надзора ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» были выявлены
нарушения требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,
выразившиеся в неудовлетворительных дорожных условия на следующих
участках автомобильных дорог:
- <адрес> - наличие отдельной выбоины покрытия
проезжей части размерами: длина 180 см., ширина 80 см., глубина 8 см., общей
площадью 1,44 кв. м.,
- <адрес> - наличие отдельной выбоины покрытия
проезжей части размерами: длина 230 см., ширина 75 см., глубина14 см., общей
площадью 1,73 кв. м.
- <адрес> - наличие отдельной
. выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 180 см., ширина 120 см., глубина 1 О см., общей площадью 2,16 кв. м.
- <адрес> - наличие отдельной проезжей части размерами: длина 260 см., ширина 280 общей площадью 7, 28 кв. м, - <адрес> - наличие отдельной проезжей части размерами: длина 150 см., ширина 230 общей площадью 3, 45 кв. м,
- <адрес> - наличие отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 140 см., ширина 130 см., глубина 12 см.,
общей площадью 1, 82 кв. м,
- <адрес> - наличие отдельной выбоины покрытия
проезжей части размерами: длина 210 см., ширина 290 см., глубина более 15
. см., общей площадью 6, 09 кв. м
Указанные обстоятельства подтверждаются актом недостатков в эксплуатационном состоянии дорог от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.
В силу положений п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие
проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов,
колей и иных повреждений.
Кроме того, при обследовании автомобильных дорог и улиц
пользования местного значения в границах Тагилстроевского проведенном государственным инспектором отделения дорожного надзора отдела ГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» Порошиным С.Н., ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие неудовлетворительные условия:
- <адрес> от <адрес> до <адрес> выявлено наличие
уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на
проезжей части дороги толщиной от 8 до 9 см.,
- <адрес> от <адрес> до <адрес> установлено наличие
уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на
проезжей части дороги толщиной от 8 до 9 см.
- <адрес> от <адрес> до <адрес> выявлено наличие
уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на
проезжей части дороги толщиной от 8 до 10 см.
Ссылаясь на положения ст. 132 Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 5 Устава города Нижний Тагил, прокурор указывает, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения и являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью «УБТ-Сервис».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части возложения обязанности устранить нарушения требований п. 8.1. ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в виде неудовлетворительных условий на следующих участках дорог: <адрес> от <адрес> до <адрес> - наличия уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на проезжей части дороги толщиной от 8 до 9 см.; <адрес> от <адрес> до <адрес> - наличия уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на проезжей части дороги толщиной от 8 до 9 см.; <адрес> от <адрес> до <адрес> наличия уплотненного снега, рыхлого снега и иных снежно-ледяных образований, на проезжей части дороги толщиной от 8 до 10 см. прекращено в связи с отказом от иска.
В судебном заседании помощник прокурора Можаева Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме. Уточнила исковые требования, просила обязать Администрацию муниципального образования г.Н.Тагил в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: устранить нарушения требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения Методы контроля», выразившиеся в неудовлетворительных дорожных условиях путем устранения выбоин в дорожном покрытии проезжей части на участках автомобильной дороги: по <адрес>, протяженностью 1 км. 300 м.; по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 300 метров; по <адрес> у <адрес>.
Представитель ответчика Администрации г.Нижнего Тагила Зайцев Д.С. исковые требования не признал и указал, что названный прокурором в исковом заявлении ГОСТ Р 50597-2017 не применяется к автодорогам по <адрес> и <адрес>, так как дороги являются грунтовыми. Также указал, что МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» заключен муниципальный контракт с МУП «Тагилдорстрой», согласно которому подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети МО города Нижний Тагил на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В рамках заключенного муниципального контракта МУП «Тагилдорстрой» заключен договор на выполнение работ по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети МО города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «УБТ-Сервис». Полагал, что Администрация города Нижний Тагил не является надлежащим ответчиком, поскольку свои обязанности орган местного самоуправления исполнил, необходимые договоры для обслуживания заключены.
Представитель третьего лица ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» Порошин С.Н. полагал, что заявленные требования прокурором подлежат удовлетворению. Дополнительно указал, что ГОСТ Р 50597-2017 введен в действие Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст с 01.09.2018. Область применения стандарта распространяется на автомобильные дорогу общего пользования, улицы и дороги городов и сельских поселений, железнодорожные переезды. ДД.ММ.ГГГГ вновь проведено обследование автомобильных дорог и улиц общего пользования. На момент осмотра ситуация не изменилась, состояние дорог и улиц неудовлетворительное.
Представитель третьего лица ООО «УБТ-сервис» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Письменных возражений не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направлял.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав прокурора и представителя ответчика, третьего лица, исследовав представленные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 17 названного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995, задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу положений ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава города Нижний Тагил, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тагилстроевского района г. Н.Тагил совместно с должностными лицами ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе со стороны органов местного самоуправления по реализации полномочий по обеспечению ремонта и содержания улично-дорожной сети на территории Тагилстроевского района г. Нижний Тагил.
В ходе обследования дорожного покрытия инспектором дорожного
надзора ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» были выявлены
нарушения требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,
выразившиеся в неудовлетворительных дорожных условия на следующих
участках автомобильных дорог:
- <адрес>, стр. 2 - наличие отдельной выбоины покрытия
проезжей части размерами: длина 180 см., ширина 80 см., глубина 8 см., общей
площадью 1,44 кв. м.,
- <адрес>, стр. 2 - наличие отдельной выбоины покрытия
проезжей части размерами: длина 230 см., ширина 75 см., глубина14 см., общей
площадью 1,73 кв. м.
- <адрес> - наличие отдельной
. выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 180 см., ширина 120 см., глубина 1 О см., общей площадью 2,16 кв. м.
- <адрес> - наличие отдельной проезжей части размерами: длина 260 см., ширина 280 общей площадью 7, 28 кв. м, - <адрес> - наличие отдельной проезжей части размерами: длина 150 см., ширина 230 общей площадью 3, 45 кв. м,
- <адрес> - наличие отдельной выбоины покрытия проезжей части размерами: длина 140 см., ширина 130 см., глубина 12 см.,
общей площадью 1, 82 кв. м,
- <адрес> - наличие отдельной выбоины покрытия
проезжей части размерами: длина 210 см., ширина 290 см., глубина более 15
. см., общей площадью 6, 09 кв. м
Указанные обстоятельства подтверждаются актом недостатков в эксплуатационном состоянии дорог от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.
Согласно представленных ДД.ММ.ГГГГ МКУ УМИ правоустанавливающий документов, обследованные участки автомобильных дорог находятся в собственности Муниципального образования «город Нижний Тагил», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенного обследования ДД.ММ.ГГГГ выявленное ранее неудовлетворительное состояние автомобильных дорог и улиц общего пользования подтвердилось. Результаты выявленных недостатков зафиксированы актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дорог от ДД.ММ.ГГГГ и фотоснимками.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, и введенного в действие ДД.ММ.ГГГГ установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Все требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Невыполнение администрацией города требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части ремонта автомобильной дороги и содержания ее в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов.
Довод представителя ответчика в части того, что ГОСТ Р 50597-2017 не применим к грунтовым дорогам, отклоняется судом, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Утверждения представителя истца ФИО1 Д.С. в части того, что орган местного самоуправления обязанности по содержанию и ремонту дорог исполнил, заключив необходимые договоры по выполнению работ, не принимаются судом во внимание, поскольку именно на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить безопасность дорожного движения.
Поскольку выявленные нарушения в виде выбоин создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, требования прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Предложенный прокурором срок исполнения обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда суд находит разумным и достаточным.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области удовлетворить.
Обязать Администрацию города Нижний Тагил в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: устранить нарушения требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения Методы контроля», выразившиеся в неудовлетворительных дорожных условиях путем устранения выбоин в дорожном покрытии проезжей части на участках автомобильной дороги:
по <адрес>, протяженностью 1 км. 300 м.;
по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 300 метров;
по <адрес> у <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
В окончательной форме решение принято 29 мая 2019 года.
<...>
<...>
Судья Ершова Т.Е.