Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2012 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Комяковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2208 по иску Афониной А.В. и Полуниной И.В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков,
Установил:
Истцы Афонина А.В. и Полунина И.В. обратилась в суд с иском к ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, просили обязать ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадь/ каждый, расположенных /адрес/ кадастровыми № в /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/ за 1 кв.м и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, на дату внесения записи /дата/ и /дата/ на основании отчета "Ц." от /дата/ равной /сумма/ с удельным показателем стоимости /сумма/. за 1 кв.м.
В обоснование своих требований истцы указали, что они являются собственниками вышеуказанных земельных участков в равных долях. На основании постановления Администрации Клинского муниципального района Московской области от /дата/ № был изменен вид разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». /дата/ и /дата/ был проведен кадастровый учет изменений в сведениях о разрешенном использовании земельных участков, что послужило основанием пересчета кадастровой стоимости земельного участка. Согласно Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» кадастровая стоимость принадлежащих им земельных участков составила /сумма/ а удельный показатель кадастровой стоимости определен в /сумма/. за 1 кв.м.
Вместе с тем, согласно экспертного заключения от /дата/ рыночная стоимость земельных участков на день постановки на кадастровый учет составила /сумма/ за каждый, из расчета /сумма/ за 1 кв.м. В результате установленная кадастровая стоимость земельных участков оказалась выше рыночной стоимости земельного участка. Несоответствие внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно ст.391 НК РФ, нарушает их права как собственников земельных участков и плательщиков земельного налога.
В судебном заседании представитель истцов по доверенностям Сандрикова К.О. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика -ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области по доверенности Тарасова Р.П. иск не признала, пояснив, что в связи с отсутствием в Распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель (УПКСЗ) для вида объединений на площадь земельного участка, расчет кадастровой стоимости земельных участков истцов осуществлен с применением среднего значения УПКСЗ дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением № 121-РМ в /сумма/ т.е. стоимость участков рассчитана с учетом действующих нормативно-правовых актов. Экспертное заключение "Ц." на которое ссылаются истцы, вызывает сомнение, так как участки находятся в престижном районе, поэтому считает, что их стоимость экспертом занижена.
Представители 3-х лиц Администрации Клинского муниципального района и Министерства экологии и природопользования Московской области не явились, о дне рассмотрения дела извещены.
От представителя Министерства экологии и природопользования Московской области Левашовой С.В. поступили письменные объяснения по иску, из которых следует, что в случае наличия рыночной стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, соответствии заключения эксперта требованиям законодательства, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Материалами дела, объяснениями явившихся лиц, судом установлено, что на основании акта приема-передачи имущества, выделяемого в натуре, от /дата/, протокола общего собрания учредителей "Р." от /дата/ №, Постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об изменении разрешенного использования земельных участков», свидетельств о государственной регистрации права собственности от /дата/ истцы Афонина А.В. и Полунина И.В. являются собственниками в равных долях, по 1\2 доле каждая, земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадь/ каждый, расположенных /адрес/, кадастровыми /данные изъяты/
Согласно кадастровых паспортов земельных участков, принадлежащих истцам, составленных ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области Клинским отделом по состоянию на /дата/ и /дата/, кадастровая стоимость каждого земельного участка составила /сумма/ а удельный показатель кадастровой стоимости равен /сумма/ за 1 кв.м.
Как следует из пояснений представителя ответчика Тарасовой Р.П. при определении кадастровой стоимости земельных участков истцов орган государственного кадастрового учета исходил из того, что в силу п.2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006г. № 222, в случае образования нового или выявленного ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения, изменения вила разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения либо муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. В связи с отсутствием в распоряжении Минэкологии и природопользования Московской области от 23.12.2009г. № 121-РМ среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для Клинского района, /дата/ Клинским отделом Управления Роснедвижимости по Московской области произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с применением среднего значения УПКСЗ дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением в /сумма/
Вместе с тем, согласно п.5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее-Правила).
Согласно пунктам 1,2,4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению в виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006г. № 222 Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее-Методические указания).
В соответствии с п.1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
-образования нового земельного участка;
-изменения площади земельного участка при упорядочении его границ;
-изменения вида разрешенного использования земельного участка;
-перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
-выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В пункте 2.1.1 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастровой квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пункт 2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков. расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Распоряжением от 23.12.2009г. № 121-РМ удельный показатель для Клинского муниципального района Московской области установлен не был.
Таким образом, применение к данным участкам как Распоряжения Минэкологии МО от 23.12.2009г. № 121-РМ, так и Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. № 222 неправомерно.
Кроме того, из содержания Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009г. № 121-РМ и п.2.1.2 Методических указаний от 12.08.2006г. № 222 следует, что они распространяют свое действие только на земельные участки в составе садоводческих, огороднических или дачных объединений.
Кроме того, действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено, чтобы кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту РФ.
Указанный в Распоряжении Минэкологии МО от 23.12.2009г. № 121-РМ средний уровень кадастровой стоимости по Московской области имеет лишь справочное значение и не может служить основанием для исчисления кадастровой стоимости земельных участков.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п.4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказаом Росземкадастра от 26.08.2002г. № П\307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Согласно Отчёту № эксперта-оценщика "Ц." от /дата/, который не оспорен, по состоянию на /дата/ рыночная стоимость земельных участков истцов с кадастровыми №, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на /дата/ составила /сумма/. каждый с удельным показателем стоимости /сумма/ за 1 кв.м.
Настоящий Отчет № от /дата/ по форме и содержанию соответствует Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998г. № 135-ФЗ, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости схожих земельных участков, поэтому может быть положен в основу решения. Выводы эксперта-оценщика объективно не опровергнуты, поэтому доводы представителя ответчика о недостоверности отчета не могут быть приняты судом во внимание.
Поскольку рыночная стоимость земельных участков по заключению оценщика намного меньше, чем установленная кадастровая стоимость, суд считает, что оснований для внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков в /сумма/ отсутствовали.
Таким образом, ФБУ «Кадастровая палата» по МО (сейчас ФГБУ «ФКП «Росреестра» по МО) без законных оснований внесло в ГКН сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков на основании среднего уровня 1 кв.м земель дачных объединений по Московской области, поскольку указанные сведения нарушают права и законные интересы истцов, значительно изменив налоговую базу для исчисления земельного налога, плательщиком которого они являются.
На основании изложенного суд пришел к выводу о необходимости исключения из ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих на праве общей долевой собственности Афониной И.В. и Полуниной И.В. в /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/ за 1 кв.м, на дату внесения записи и о внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в /сумма/., с удельным показателем стоимости /сумма/ за 1 кв.м.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадь/ расположенный /адрес/ кадастровый № в /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/. за 1 кв.м и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, на дату внесения записи /дата/ на основании отчета "Ц." от /дата/ равной /сумма/ с удельным показателем стоимости /сумма/ за 1 кв.м.
Обязать ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадь/ расположенный /адрес/, кадастровый № в /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/ за 1 кв.м и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, на дату внесения записи /дата/ на основании отчета "Ц." от /дата/ равной /сумма/ с удельным показателем стоимости /сумма/. за 1 кв.м.
Обязать ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей /площадь/ расположенный /адрес/, кадастровый № в /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/ за 1 кв.м и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, на дату внесения записи /дата/ на основании отчета "Ц." от /дата/ равной /сумма/ с удельным показателем стоимости /сумма/. за 1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.