Дело № 2-345/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 января 2015 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Ложкиной Ю.В.,
с участием помощника прокурора Пермского района Леушиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Пермского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения о возложении обязанности организовать уличное освещение,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пермского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения о возложении обязанности организовать уличное освещение.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения ненадлежащим образом исполняются полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения. В ходе проверки прокуратурой района совместно с ГИБДД отдела МВД России по Пермскому району выявлено, что по <адрес> тракт в д<адрес> отсутствует уличное освещение от <адрес> до <адрес>. Полномочия по организации уличного освещения вдоль автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> возложены на администрацию <данные изъяты> сельского поселения. В силу пункта 4.6.1.1ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100м. пунктом 2.5 СНиП 2.05.02-85 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей – также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог. С учетом изложенного, администрация <данные изъяты> сельского поселения обязана принять меры по организации уличного освещения вдоль автомобильной дороги по <адрес> <адрес> от <адрес> до <адрес>. Ответчиком до настоящего времени не принято надлежащих мер к организации освещения вдоль указанной дороги. В связи с чем просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ года организовать уличное освещение вдоль автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Помощник прокурора Пермского района Леушина Е.М. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация <данные изъяты> сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Направили в суд заявление, о рассмотрении дела без их участия, просят принять решение в соответствии с действующим законодательством и представленными в материалы дела доказательствами. Считают представляемый срок не разумным.
Заслушав помощника прокурора Пермского района, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно акту выездной проверки, проводимой совместно с ГИБДД отдела МВД России по Пермскому району от ДД.ММ.ГГГГ выявлено отсутствие уличного освещения по <адрес> <адрес> до <адрес> (л.д. 8).
По информации администрации <данные изъяты> сельского поселения вышеуказанная автомобильная дорога утверждена в перечне имущества, подлежащего передаче в собственность поселения решением Земского Собрания Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10, 11).
В соответствии с законом Пермского края от 08.12.2014 года № 402-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пермского муниципального района» автомобильная дорога по <адрес> передана в собственность <данные изъяты> сельского поселения (л.д.14-17).
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в редакции от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Положениями Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», вступившим в силу с 01.01.2015 года, за сельскими поселениями Пермского края закреплены в том числе вопросы местного значения, в части: - дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местно значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 15 вышеназванного Федерального закона, установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные правоотношения в части обязания стороны ответчика по организации уличного освещения на спорных участках дорожно-уличной сети, следует рассматривать в рамках осуществления ответчиком дорожной деятельности.
Поскольку, действующим законодательством осуществление дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения, в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения сельских поселений, суд приходит к выводу, что в рамках спорных правоотношений, надлежащим ответчиком является администрация Култаевского сельского поселения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечении безопасности дорожного движения являются – приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляется в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года N 270-ст, стационарное электрическое освещение предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, на автобусных остановках, пешеходных переходах, и других местах сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м. Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
Кроме того, пунктом 2.5. СНиП 2.05.02-85 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей – также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или на их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. N 221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пунктам 4.6.1, 4.6.4 вышеуказанного ГОСТа включением наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 783 утвержден и введен в действие с 20 мая 2011 г. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", пунктом 7.44 которого предусмотрено, что не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений.
В силу абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с установленными обстоятельствами, ответчик администрация <данные изъяты> сельского поселения обязано устранить допущенные нарушения требований, установленных законом.
При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает, что заявленный истцом срок, в течение которого ответчик администрация Култаевского сельского поселения обязана организовать обустройство уличного освещения, подлежит продлению до ДД.ММ.ГГГГ года, считая указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности ответчиком с учетом порядка финансирования мероприятий по организации дорожной деятельности.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пермского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения о возложении обязанности организовать уличное освещение – удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, организовать уличное освещение по <адрес> от <адрес> до <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья Р.В. Буланков