Дело № 5-326/2020
УИД: 18RS0003-01-2020-003445-83
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
05 октября 2020 года город Ижевск УР
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Чуркина Н.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя:
Шатуновой В.В., <дата> года рождения, гражданки Российской Федерации, уроженки <данные изъяты>, имеющего высшее образование, не замужем, являющуюся индивидуальным предпринимателем, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
<дата> 14 час. 20 мин. индивидуальный предприниматель Шатунова В.В. при организации работы предприятия общественного питания (кафе «<данные изъяты>»), расположенного по адресу: <адрес>, допустила нарушения требований санитарного законодательства, ст. 29,31 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», Распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики», изданного во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», методических рекомендаций МР 3.1/2.3.6.0190-20 выразившееся в отсутствии сопроводительной документации, подтверждающей проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в данном предприятии по профилактике новой короновирусной инфекции, а именно:
- предприятие общественного питания не обеспечено необходимым запасом (не менее пятидневным запасом) средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и индивидуальный предприниматель не обеспечил контроль за применением работниками средств индивидуальной защиты от воздействия вредных производственных факторов, так на момент осмотра <дата>. в наличии имелось 35 штук масок, при ежедневном нахождении сотрудников организации в количестве пяти человек; работники предприятия обслуживают посетителей без средств индивидуальной защиты (масок);
- не представлены (отсутствуют) документы подтверждающие использование для проведения дезинфекции в предприятии (для уборки помещений, контактных поверхностей, мест общего пользования) дезинфицирующих средств вирулицидного действия (обеззараживание объектов при вирусных инфекциях), отсутствует журнал, подтверждающий проведение ежедневной влажной уборки, с применением дезинфицирующих средств, помещений и контактных поверхностей;
- отсутствуют в рабочих помещениях бактерицидные лампы (рециркуляторы воздуха) с целю регулярного обеззараживания воздуха;
- отсутствует регулярное проветривание рабочих помещений, отсутствует документ подтверждающий проветривание рабочих помещений каждые 2 часа;
- не проводятся в полном объеме мероприятия по предотвращению заноса новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятие и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внутри предприятия;
- отсутствует специально отведенное помещение для хранения моющих и дезинфицирующих средств; уборочный инвентарь хранится хаотично и беспорядочно;
- у директора кафе «<данные изъяты>» ФИО8 в личной медицинской книжке отсутствовала отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
ИП Шатунова В.В. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела. Дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании защитник ИП Шатуновой В.В. – Щербаков А.И., действующий на основании доверенности, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, фактически не оспаривал, указал, что согласен с тем, что отсутствует бактерицидная лампа. Маски защитные всегда в нужном количестве присутствуют, но в момент проверки не произошло пополнение запасов, маски привезли в этот же день, но после прошедшей проверки. Просит учесть, что в настоящее время все нарушения устранены в полном объеме, и если суд придет к выводу о доказанности совершения правонарушения при назначении наказания применить ст. 4.1.1 КоАП РФ и ограничится предупреждением.
Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) закреплено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ - индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии с частями 1, 3 ст.29 Закона № 52-ФЗ - в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с пп.1, 2 ст.31. Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений.
В соответствии с ч.3.ст.39 Закона № 52-ФЗ - соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.2.1., п.2.6. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее СП 3.1/3.2.3146-13):
в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно- эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст.8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пункт 2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводит понятие охрана здоровья граждан (охрана здоровья), под которой понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющее особую опасность для окружающих. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в список особо опасных инфекций.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республики по Распоряжению Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020г. № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» на территории Удмуртской Республики введен режим повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Согласно Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020г. № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» (изменения в редакции от 01.06.2020г.):
п.2. Приостановить (ограничить) деятельность следующих находящихся на территории Удмуртской Республики организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей:
3) с <дата> до особого распоряжения работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, доставки заказов, а также столовых, буфетов, кафе и иных предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций.
Согласно Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020г. № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» (изменения в редакции от 01.06.2020г.):
п.7. Руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность допускается в соответствии с пунктами 2. 6 настоящего распоряжения указано: 1) обеспечить с целью защиты работников от новой коронавирусной инфекции выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2. от 31 января 2020 года N 3, от 2 марта 2020 года N 5. от 13 марта 2020 года N 6. от 18 марта 2020 года N 7. от 30 марта 2020 года N 9, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 года N 02/7500-2020-24 по организации работы на предприятиях общепита и торговли, от 21 апреля 2020 года N 02/7495-2020-32 о проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли, от 20 апреля 2020 года N 02/7376-2020-24 по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, иных актов и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также иных актов уполномоченных органов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п.2 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019» обеспечение персонала запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа, фильтров в соответствии с инструкцией) для использования их при работе с посетителями... Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлажненных масок не допускается. Обеспечение контроля за применением работниками средств индивидуальной защиты от воздействия вредных производственных факторов.
Согласно п.9 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019» обеспечение не менее пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток.
Согласно п.7 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019» проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
Согласно п.8 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COV1D-2019» применение для проведения дезинфекции дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке и разрешенных к применению в организациях общественного питания, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Согласно п.10 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019» применение в закрытых помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха.
Согласно п.11 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019» проветривание (при возможности) рабочих помещений каждые 2 часа.
Согласно п.5.13. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» Для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную окраску и хранится отдельно. По окончании уборки в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в отведенном для него месте.
Согласно п.5.15. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя.
Согласно п. 15.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» Руководитель организации обеспечивает: прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Шатуновой В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Виновность подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств:
- фактическими данными, имеющимися в протоколе об административном правонарушении от <дата>;
- договорами субаренды и аренды нежилого помещения;
- объяснениями Шатуновой В.В.;
- протоколом осмотра помещения кафе «<данные изъяты>» с фототаблицей,
- выпиской ЕГРИП.
Оснований не доверять представленным по делу доказательствам не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, либо влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд находит вину лица, в отношении которого ведется производство по делу, доказанной и квалифицирует его действия как правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении вида и размера наказания, суд учитывает требования ст. 4.1 КоАП РФ, а именно характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность суд относит раскаяние в содеянном, добровольное устранение выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как усматривается из материалов дела, Шатунова В.В. является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. является субъектом малого и среднего предпринимательства. Умысел на совершение правонарушения у ИП Шатуновой В.В. отсутствовал, правонарушение совершено работником впервые. Также материалы дела об административном правонарушении не содержат данных о том, что действиями ИП Шатуновой В.В. был причинен имущественный ущерб, либо создана и возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей. Индивидуальным предпринимателем Шатуновой В.В. были приняты меры в целях соблюдения закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и предупреждения распространении короновирусной инфекции, а именно выявленные нарушение устранены.
Принимая во внимание, что действия ИП Шатунова В.В. не повлекли причинения вреда, предусмотренного в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ, индивидуальный предприниматель является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, суд приходит к выводу о назначении Индивидуальному предпринимателю Шатуновой В.В. административного наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать индивидуального предпринимателя Шатунову В.В., <дата> года рождения, гражданку Российской Федерации, уроженку <данные изъяты>, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.А. Чуркина