Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-541/2019 от 31.07.2019

Мировой судья Жернакова О.П.                                                 № 12-541/2019

Р Е Ш Е Н И Е

03 сентября 2019 года                               г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» Я.А. Лебеденко, действующей на основании доверенности, на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга от 08.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга от 08.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Указанное наказание назначено ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

     Не согласившись с указанным постановлением, защитник ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» Лебеденко Я.А. просит его отменить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В постановлении указано, что разработана «Программа ЕМУП «Метрополитен» по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями на 2015-2017г.г.», программа полностью не реализована, основания для переносов срока не установлено.

Данный вывод не соответствует обстоятельствам дела, так как предприятием разработана «Программа ЕМУП «Метрополитен» по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями на 2015 - 2017 г.г.», в которой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам транспортной Инфраструктуры. Программа является внутренним локальным нормативным актом для выполнения определенных задач в метрополитене, для усовершенствования станций по доступности маломобильными гражданами.

Принятая Программа является дополнительной мерой, направленной на реализацию девствующего законодательства в указанной сфере деятельности. Данная Программа выполняется предприятием, исходя из финансовой возможности Метрополитена.

В связи с тем, что Предприятие являлось убыточным, сроки выполнения мероприятий Программы были продлены, изменения оформлены приказами от 18.10.2016 , 08.11.2018 .

Основной доход предприятия складывается из доходов от перевозки пассажиров, по утвержденным тарифам РЭК.

Расходы предприятия направлены: на выплату заработной платы, налоговые платежи, электроэнергию, техническое перевооружение предприятия, транспортную безопасность.

Неоплата первоочередных платежей приведет к остановке работы всего метрополитена, что может повлиять на безопасность граждан.

Согласно Отчета о финансовых результатах за 2016-2017 г.г., доходы у предприятия отсутствовали, убыток составил в 2016 году - 162 028 000 руб., в 2017 году - 1 510 000 руб.

Однако, денежные средства выделяются, ведется работа по реализации запланированных Мероприятий, а именно:

    -    приобретены и введены в эксплуатацию тележки для транспортированияна эскалаторах инвалидов в креслах-колясках типа «ТЭМИ»-001М, что подтверждается протоколом от 29.03.2019г. (Приложение ), стоимостью 404 000 руб.;

    установлены пандусы с ограждениями для подъезда к телефонам вызова работников метрополитена собственными силами, а также с привлечением подрядных организаций, что подтверждается счетами, справками, актами выполненных работ;

    проведен открытый аукцион на выполнение работ по изготовлению и монтажу поручней (Протокол заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме). Выполнение работ по данному контракту предусмотрено на 15.07.2019. Программа практически полностью реализована предприятием. Станции приспособлены и доступны для пассажиров с ограниченными возможностями.

На станциях «Ботаническая» и «Чкаловская» созданы условия для самостоятельного входа инвалидов-колясочников в кассовый зал станции (установлены широкие двери, сделаны колясочные спуски и пандусы), далее на платформу с помощью работника станции (на лестнице установлен специальный подъемник на аккумуляторных батареях).

Для слабовидящих нанесена специальная желтая окраска на специальных поручнях. Край платформы обозначен полосой с электрической подсветкой и выступающим на 5 мм возвышением пола. Правила пользования метрополитеном, вывешенные в кассовом зале, дублируются через систему громкоговорящего оповещения.

На остальных станциях метрополитена все лестницы между уровнем кассового зала и дневной поверхностью оборудованы колясочными спусками. Лестницы, ведущие на платформу, на без эскалаторных вестибюлях станции («Проспект космонавтов», «Уралмаш») также оборудованы колясочными спусками.

В вагонах электропоездов выделены специальные места для инвалидов. Название станций объявляются в вагонах через систему громкоговорящего оповещения в автоматическом режиме.

Таким образом, утверждение о том, что продление сроков по реализации Программы является нарушением, влияющем на права инвалидов на беспрепятственный доступ к транспортной инфраструктуре, несостоятельно.

Указание на то, что разработанное ЕМУП «Метрополитен» «Положение по оказанию помощи пассажирам из числа маломобильных групп населения при проезде в метрополитене», утвержденное 20.04.2016г., создает препятствия для маломобильных групп граждан, приносит нравственные страдания указанной категории граждан, необоснованно.

Указанным Положением, утвержден порядок взаимодействия сотрудников ЕМУП «Метрополитен» с маломобильными гражданами.

Положение устанавливало порядок проезда, провоза и оказания помощи пассажирам из числа маломобильных групп населения при проезде в метрополитене.

Данный порядок был разработан и размещен на официальном сайте метрополитена www.metro-ektb.ru.

В п. 1.4. Положения указано, что для оперативности передвижения на станциях метрополитена Пассажиры из числа маломобильных групп населения могут заблаговременно (за 30-40 минут) сообщить о своей предстоящей поездке по телефону 358-04-77. Время 30-40 минут не является обязанностью сообщать, а лишь правом, так как указанное время обусловлено тем, что сотрудники метрополитена должны подготовить силы и средства для оказания необходимой помощи такому пассажиру (в частности, проезд машиниста эскалатора на Станцию «Уралмаш» для осмотра и включения резервного эскалатора, организация встречи, оказание помощи при передвижении на эскалаторе и т.п.).

Если по какой-либо причине пассажир не сообщил о своей поездке заблаговременно, он может вызвать работника станции по телефону, находящемуся на павильоне, или позвонить по телефону 358-04-77, и ему будет оказана необходимая помощь (Раздел 2 Положения). Таким образом, п. 1.4. Положения о предложении за 30-40 минут сообщить о своей предстоящей поездке носит рекомендательный характер, не является обязанностью, а лишь был необходим для того, чтобы сотрудники метрополитена могли подготовить силы и средства для оказания необходимой помощи такому пассажиру. В последующем данный пункт был исключен из Положения.

Помощь в сопровождении пассажирам из числа маломобильных групп населения оказывается в течение всего времени работы метрополитена.

Ранее было утверждено Положение в 2012 году, далее в 2016 году, в настоящее время предприятием утверждено новое «Положение по оказанию помощи пассажирам из числа маломобильных групп населения при проезде в метрополитене» от 22.04.2019г., в которое внесены изменения и учтены все категории маломобильных граждан.

При этом, в период действия Положения, утвержденного в 2016 году, интересы других категорий граждан также учитывались другими локальными актами.

    В п. 3.1 и 3.3 Правил пользования Екатеринбургским метрополитеном от 18.04.2011 за работниками метрополитена закреплена обязанность о проявлении заботы о пассажирах, а также они должны быть внимательными и предупредительными к ним, периодически напоминать пассажирам о необходимости соблюдения культуры поведения, особенно по отношению к лицам пожилого возраста и инвалидам.

    С работниками Метрополитена проводится регулярный инструктаж о необходимости оказания помощи людям с ограниченными возможностями.

В должностных инструкциях начальника станции, дежурного стационарного поста, централизации, дежурного по станции метрополитена, контролера автоматических пропускных пунктов, машиниста уборочных машин 3 разряда, старшего кассира, кассира, контролера автоматических пропускных пунктов метрополитена 3 разряда Метрополитена закреплена обязанность по организации оказания помощи инвалидам, престарелым гражданам и пассажирам с детьми при передвижении по территории станции.

Указание на то, что на обращение Андреева Е.А. заявителю дано разъяснение об обязательности совершения действий, указанных в п. 1.4    Положения от 20.04.2016 г., несостоятельно, так как в жалобе не указано, что Андреев не смог воспользоваться услугой метрополитена и ему не оказали помощь.

    Андреев Е.А. обратился в ЕМУП «Метрополитен» посредством письменного сообщения через электронную почту, с просьбой принять меры, а именно: на станции «Уралмаш» эскалатор вниз всегда выключен, нет возможности воспользоваться резервным эскалатором.

        ЕМУП «Метрополитен» было дано разъяснение о работе эскалаторов на ст. «Уралмаш» и возможности для удобства воспользоваться сообщением о своем намерении посетить станцию за 30-40 минут.

Андреев Е.А. не обращался непосредственно к работникам станции «Уралмаш» об оказании помощи. Помощь в сопровождении пассажирам из числа маломобильных групп населения оказывается в течение всего времени работы метрополитена, препятствия для поездки в метрополитене пассажиров из числа маломобильных групп населения отсутствуют.

Таким образом, вывод суда о том, что Андреев Е.А. не смог воспользоваться услугами метро не подтвержден и не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствами.

    На официальном сайте ЕМУП «Метрополитен» размещена подробная информация(пошаговая) для пассажиров с ограниченными возможностями.

Кроме того, разработана Памятка для маломобильных групп населения, которая выдается в Массовых залах пассажирам.

Указание, что информация в Памятке не является исчерпывающей, является оценочным понятием. Объем информации, указанной в Памятке, ничем не регламентирован. Для слабовидящих информация дублируется в громкоговоритель.

Кроме того, для пассажиров с нарушением зрения выполнена контрастная окраска трехуровневых поручней (50, 70, 90 см); на первые и последние ступени лестничных маршей нанесена тактильно-визуальная разметка; ограничительные линии у края платформ, подсвечиваются маркерными огнями; на расстоянии 120 см от края платформы предусмотрено возвышение от плоскости пола на 5 мм для обеспечения ориентации на платформе слабовидящих и слепых пассажиров.

Так же, решается вопрос об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных Групп граждан к информации в части предоставления возможности масштабирования штифта и элементов интерфейса официального сайта, а именно заключен договор от 18.04.2019г. по разработке версии для слабовидящих для сайта http://metro-ektb.ru в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012, с минимальным уровнем доступности (уровень «А»), для слабовидящих. Специализированной компанией для предприятия разработан эскиз мнемосхемы с Шрифтом Брайля.

Данная схема находится на согласовании в Негосударственном учреждении «Культурно-спортивный реабилитационный центр Свердловской областной организации Общероссийской Общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени Общество Слепых» (НУ «КСРЦ Свердловский ОО ОООИ «ВОС»), после чего будут выполнены работы по производству необходимого количества Табличек и установление их на станциях Метрополитена.

    Указание на то, что в нарушение ст. 15 Закона на территории станций ЕМУП«Метрополитен» низкий уровень общего света, что затрудняет передвижение маломобильных Групп (слабовидящих) граждан по территории станций метрополитена, что также представляет собой угрозу для жизни и здоровья как маломобильных групп граждан, так и неопределенного круга лиц, не соответствует действительности и материалам дела.

Нормативные уровни освещенности пассажирских помещений, станций соответствует требованиям Отраслевых норм искусственного освещения производственных объектов и 11 подвижного состава метрополитенов, а также Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2,5.1337-03 «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003г. , что подтверждается протоколами измерений освещенности (2017-2018г.г.).

        На момент проведения проверки на станции «Уралмаш» проводился капитальный ремонт. По окончании ремонта освещение на станции было восстановлено. При этом, на остальных станциях метрополитена уровень освещенности соответствовал действующим нормам.

Согласно п. 186 «Правил безопасности эскалаторов в Метрополитенах», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.01.2014 , пуск эскалатора в работу осуществляет машинист эскалатора.

В соответствии с приказом от 11.09.2018 «О режиме работы эскалаторов», утвержденным директором метрополитена, график работы эскалаторов обеспечивает безопасные и комфортные условия перевозки пассажиров и рациональное использование материальных и трудовых ресурсов.

На станции «Уралмаш» установлен следующий режим работы эскалаторов: 1 эскалатор – на подъем, 1 эскалатор - резерв.

          Резервный эскалатор обеспечивает:

- приоритетное право для перевозки маломобильных групп населения, а именно при необходимости перемещения инвалида на эскалаторе, включается резервный эскалатор, нет необходимости останавливать основной пассажиропоток, при этом инвалид комфортно без задержки во времени доставляется на платформу, либо выход из метрополитена.

    включение в работу при выходе из строя эскалатора, работающего на подъем;

    включение в работу для эвакуации пассажиров с платформы в случае ЧС.

Анализ работы эскалаторов проводится с момента ввода в эксплуатацию метрополитена. Из опыта эксплуатации эскалаторов на станциях мелкого заложения, основной пассажиропоток использует лестницу, так как скорость движения по лестнице выше, чем скорость движения эскалатора. Для перевозки маломобильных групп населения, а именно при необходимости перемещения инвалида на эскалаторе, включается резервный эскалатор. Действующий режим существует в метрополитенах других городов.

Кроме того, работа эскалаторов контролируется и зависит также от пассажиропотока.

Также считает, что п. 188 «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», утв. Приказом Ростехнадзора от 13.01.2014 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», зарегистрированного в Минюсте России 26.03.2014 (далее - Правила), не нарушен, так как данным пунктом установлено, что в зоне нижней площадки схода эскалатора обеспечивается постоянное наблюдение за пассажирами, находящимися на лестничном полотне.

Пунктом 129 Правил установлено, что должно быть обеспечено постоянное наблюдение за Перемещением пассажиров, находящихся на лестничном полотне, с возможностью остановки эскалаторов. Разрешается производить наблюдение с помощью систем видеонаблюдения.

На станциях мелкого заложения обеспечено наблюдение за пассажирами на эскалаторе при помощи видеонаблюдения.

Монитор установлен в кабине дежурного у эскалатора на верхней входной площадке. На стене этой кабины установлены выключатели «СТОП», при помощи которых дежурный у эскалатора имеет возможность остановить эскалатор в случае падения пассажира или возникновения опасности получения травмы.

Таким образом, в соответствии с п. 129 Правил обеспечено постоянное наблюдение за Перемещением пассажиров на лестничном полотне.

Обязанность наблюдать за пассажирами при помощи видеонаблюдения установлена в производственной инструкции лицу, осуществляющему визуальное наблюдение за пассажирами на эскалаторе (дежурному у эскалатора), работающему в режиме телеуправления и диспетчеру электро-механической службы в Инженерном корпусе метрополитена (Инструкция по эксплуатации эскалаторов, оборудованных комплексной автоматизированной системой диспетчерского управления), а также в Производственной инструкции лицу, осуществляющему визуальное наблюдение за пассажирами на эскалаторе (дежурному у эскалатора), работающему в режиме местного управления.

        Таким образом, метрополитеном обеспечивается постоянное наблюдение за пассажирами, находящимися на лестничном полотне, осуществление видеонаблюдения в соответствии к инструкцией обеспечивает безопасность пассажиров при передвижении на эскалаторе.

Не согласен с нарушением абз.4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так как Метрополитеном принимаются все возможные меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

25.06.2012 директор Предприятия принимал участие в совещании, организованном Администрацией города Екатеринбурга, с участием представителя Свердловского областного общества инвалидов Леонтьевой Е.Г. На данном совещании было решено создать рабочую группу по решению вопросов доступности городского транспорта и, в частности, метрополитена для инвалидов.

В 2014 году был заключен договор на выполнение работ по обследованию объектов Екатеринбургского метрополитена на предмет доступности объектов маломобильным группам населения. Контрагентом по данному договору являлся инвалид-колясочник. Им были обследованы все станции метрополитена. Недостатки, указанные в актах о выполненных работах, рассматривались предприятием и устранялись.

В рамках подготовки к проведению I Всемирного Конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья сотрудники метрополитена прошли курсы повышения квалификации по теме «Формирование коммуникативной компетентности для взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья».

Целью программы являлось повышение качества доступной среды через формирование коммуникативных инклюзивных компетенций у сотрудников метрополитена, взаимодействующих с инвалидами, в процессе практико-ориентировочного обучения с участием преподавателей из числа инвалидов.

В программе семинара принимали участие мастера инклюзии, в том числе с различными видами инвалидности: колясочники, незрячие и слабовидящие люди, люди с ментальными и психическими нарушениями, слабослышащие и глухие. Проводились теоретические занятия и практические тренировки для сотрудников метрополитена, имитирующие услуги и сервис для лиц с инвалидностью с использованием технических средств реабилитации.

Для недопустимости нарушений прав инвалидов на беспрепятственный доступ к транспортной инфраструктуре, предоставляемой услуге и информации, ведутся переговоры с Негосударственным учреждением «Культурно-спортивный реабилитационный центр Свердловской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени Общество Слепых».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной ищите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского Транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 Закона о защите инвалидов носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения, а также не ограничивает самостоятельность в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.

Из статьи 15 Закона о защите инвалидов следует лишь, что предприятия, учреждения и организации, осуществляют обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Таким образом, не указано, какими именно приспособлениями должны быть оборудованы объекты.

Нормами действующего законодательства предусмотрено создание условий для групп маломобильных граждан при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий (п.1.1 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

Решение    данного вопроса относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрен механизм реализации данных правил по отношению к уже построенным стационарным объектам. Указанные нормы должны применяться при строительстве новых или реконструкции уже построенных стационарных объектов. Между тем, станции метро «Площадь 1905 года», «Проспект Космонавтов», «Машиностроителей», «Уралмаш», «Динамо», «Уральская» были построены до введения в действие норм и правил 35-01-2001 (01 сентября 2001), следовательно, положения новых правил и норм не должны применяться.

ЕМУП «Метрополитен» оборудует объекты для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.

Входы на станцию «Проспект Космонавтов» оборудованы пандусами и односторонними, одноуровневыми перилами.

На станции метро «Машиностроителей» вход оборудован системой видеонаблюдения и при появлении у входа инвалида-колясочника дежурная по станции с привлечением сотрудника полиции оказывает ему необходимую помощь для перемещения по станции и сопровождает до выгона метрополитена.

Станции метро «Динамо» и «Уральская» - все входы на станцию оборудованы системой видеонаблюдения, что позволяет мобильно реагировать при появлении инвалидов-колясочников.

На павильонах, лифтовых тамбурах, лестничных маршах станций размещены стикеры с номером телефона, по которому пассажиры из числа маломобильных групп населения могут обратиться за помощью.

Размещены элементы навигации на путях прохода пассажиров с ограниченными возможностями.

Оптимизирована работа телефонных аппаратов на павильонах станций и в лифтовых тамбурах (системы вызова работников метрополитена).

Выделены цветом входные (сходные) площадки эскалаторов, входные площадки павильонов, первые и последние ступени лестничных маршей, пороги пассажирских дверей вагонов.

    Головные вагоны электропоездов оборудованы горизонтальными поручнями для безопасной перевозки пассажиров в креслах-колясках.

    Оборудованы пандусами павильоны     станции «Площадь 1905 года», «Динамо», «Уральская».

Таким образом, на момент проведения прокуратурой Орджоникидзевского района проверки ЕМУП «Екатеринбургский Метрополитен» созданы все условия для самостоятельного пользования метрополитеном пассажиров с ограниченными возможностями.

Кроме того, Метрополитеном, как эксплуатирующей организацией, своими силами ежедневно осуществляется целый ряд мер по каждой станции для улучшения качества обслуживания пассажиров, включая пассажиров из числа маломобильных групп населения.

Исходя из изложенного, по мнению защитника, обвинять Метрополитен в уклонении от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в данном случае представляется неправильным и не обоснованным.

Более того, факт уклонения Метрополитена, равно как и факт недоступности его для маломобильных групп населения не доказан.

В связи с чем, считает, что вина Метрополитена в неисполнении требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур отсутствует.

Защитник ЕМУП «Екатеринбургский Метрополитен» Я.А. Лебеденко в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить.

В судебном заседании представитель прокуратуры Орджоникидзевского района гор. Екатеринбурга помощник прокурора Миляева Е.Н. с требованиями жалобы не согласилась, просила оставить постановление мирового судьи без изменения, а жалобу защитника ЕМУП «Екатеринбургский Метрополитен» - без удовлетворения.

Проверив представленные материалы дела, заслушав мнение участников процесса, оценив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения, принимая во внимание следующее.

    Статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

    В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

    Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

    Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек - расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных государственных образовательных организаций и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации. Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующие образование и квалификацию. Порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) определяется Правительством Российской Федерации. Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка. Обеспечиваются подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка.

    Статьей 16 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

В силу ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Пунктом 188 приказа Ростехнадзора от 13.01.2014 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», зарегистрированного в Минюсте России 26.03.2014 , установлено, что в зоне нижней площадки схода эскалатора обеспечивается постоянное наблюдение за пассажирами, находящимися на лестничном полотне. Дежурный оператор у эскалатора обязан останавливать эскалатор в случае падения пассажира или возникновения опасности нанесения травм пассажирам.

При рассмотрении дела установлено, что 13.02.2019 в прокуратуру Орджоникидзевского района гор. Екатеринбурга поступила информация о возможных нарушениях федерального законодательства о социальной защите инвалидов при осуществлении деятельности ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен».

Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к транспортной инфраструктуре района при осуществлении деятельности ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен», в результате которой установлено, что в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» при осуществлении деятельности нарушаются права инвалидов на беспрепятственный доступ к транспортной инфраструктуре Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, а также на предоставление услуг и получение информации, а именно:

1. ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» разработана «Программа ЕМУП «Метрополитен» по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями на 2015-2017 г.г.», утвержденная директором ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» Шафрай В.В., которая до настоящего времени полностью не реализована, часть установленных сроков исполнения программы перенесены на 2019-2020 года. В соответствии с утвержденным директором приказом от 08.11.2018 «О переносе сроков выполнения мероприятий «Программы ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями на 2015-2017 г.», на 2019-2020 г.г. перенесены следующие мероприятия по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями: приобретение тележек для транспортирования на эскалаторах инвалидов в креслах-колясках: станции «Машиностроителей», «Уралмаш» (2019 год); в связи с проведением в Екатеринбурге Всемирного конгресса инвалидов «Белая трость», внести изменения в пункт 12 (входные площадки павильонов оборудовать пандусам с ограждениями для подъезда к телефонам вызова работников метрополитена): вместо «станция Проспект Космонавтов» изложить в редакции «станция «Динамо». При этом, приказом от 08.11.2018 «О переносе сроков выполнения мероприятий «Программы ЕМУГ1 «Екатеринбургский метрополитен» по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями на 2015-2017 г.» основания для переносов срока не установлены.

2. ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» разработано «Положение по оказанию помощи пассажирам из числа маломобильных групп населения при проезде в метрополитене» (далее - Положение), утвержденное 20.04.2016 и.о. директора П.А. Разумовым, в соответствии с которым в метрополитене установлен порядок проезда пассажиров из числа маломобильных групп населения, а также предусмотрен порядок взаимодействия сотрудников ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» с двумя категориями маломобильных граждан, указанный список граждан не является исчерпывающим и нарушает права иных граждан отнесенных к категории маломобильных групп, что является нарушением ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 . Кроме того, в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что для оперативности передвижения на станциях метрополитена пассажиры из числа маломобильных групп населения могут заблаговременно (за 30-40 минут) сообщить о своей предстоящей поездке по телефону 358-04-77. Указанный пункт Положения носит рекомендательный характер и не влечет обязанности пассажира уведомлять работников ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен», однако в ответе на обращение Андреева Е.А. заявителю дано разъяснение об обязательности совершения действий, указанных в п. 1.4 Положения. Таким образом, практика применения п. 1.4 Положения свидетельствует об обязательности совершения пассажирами из числа маломобильных групп указанных действий, что создает препятствие для маломобильных групп граждан, приносит нравственные страдания указанной категории граждан.

3. Установленный Положением порядок проезда пассажиров из числа маломобильных групп населения, в том числе и информации о заблаговременном уведомлении сотрудников метрополитена о поездке размещен на официальном сайте ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» http://www.metro-ektb.ru и иного доступа к указанной информации не предусмотрено. В соответствии с Положением ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» разработана памятка для маломобильных групп населения, которая выдается в кассовых залах пассажирам, перемещающимся в креслах-колясках, иным группам маломобильных граждан указанная информация не предоставляется. Кроме того, информация в памятке не является исчерпывающей и не имеет ссылки на официальный сайт ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен». При осуществлении мониторинга указанного сайта установлено нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 , а именно ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» не обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп граждан к информации в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с ГОСТом Р 52872-2012, поскольку на официальном сайте ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» http://www.metro-ektb.ru версия для слабовидящих не установлена, гиперссылка на него отсутствует. Выявленные нарушения влекут нарушение права на беспрепятственный доступ маломобильных граждан к информации, размещенной на официальном сайте, нарушение права на получение гарантированной законом информации неопределенного круга лиц. Также в нарушение указанной статьи на территории метрополитена отсутствует информация доступная для слабовидящих и инвалидов по зрению, вся информация не продублирована для слабовидящих на специализированных табличках с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.

4. В нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 в настоящее время на территории станций ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» низкий уровень общего света, неравномерная освещенность отдельных частей станций, что затрудняет передвижение маломобильных групп (слабовидящих) граждан по территории станций метрополитена, что также представляет собой угрозу для жизни и здоровья как маломобильных групп граждан, так и неопределенного круга лиц.

5. В соответствии с приказом от 11.09.2018 «О режиме работы эскалаторов», утвержденным директором ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» A.M. Панаиотиди, установлен следующий режим работы эскалатора: в период с 05.50 до 23.20 в рабочем состоянии 1 эскалатор на подъем. В мотивировочной части указанного приказа отсутствуют ссылки на законодательство, нормативные правовые акты и иные документы, в том числе технические регламенты, обуславливающие указанное рабочее время. Кроме того, отсутствует мотивированное заключение об отключении эскалатора на спуск.

6. В нарушение п. 188 приказа Ростехнадзора от 13.01.2014 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», зарегистрированного в Минюсте России 26.03.2014 , в зоне нижней площадки схода эскалатора не обеспечено постоянное наблюдение за пассажирами, находящимися на лестничном полотне. Нарушение указанных требований влечет возникновение угрозы жизни и здоровью пассажиров, в том числе в случае возникновения экстренных ситуаций.

7. В нарушение абз. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 должностными лицами ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» не предприняты меры по согласованию с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, необходимые для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, что нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ к транспортной инфраструктуре, предоставляемым услугам и необходимой информации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, данные нарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ от 09.04.2019 в отношении ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен»;

- обращением Андреева Е.А. от 11.02.2019 в Прокуратуру Орджоникидзевского района гор. Екатеринбурга, согласно которому он просит принять меры и провести проверку согласно действующего законодательства о возможных нарушениях федерального законодательства о социальной защите инвалидов при осуществлении деятельности ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен»;

- ответом директора ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» от 08.02.2018 на обращение Андреева Е.А.;

- запросом Прокуратуры Орджоникидзевского района г. Екатеринбург Свердловской области в ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» от 18.02.2019 о предоставлении необходимой информации;

- ответом ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» на запрос от 08.02.2018;

- приказом от 08.11.2018 «О переносе сроков выполнения мероприятий «Программы ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями на 2015-2017 г.»;

- программой ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями на 2015-2017 г.;

- информацией для размещения на официальном сайте ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» http://www.metro-ektb.ru для маломобильных групп населения;

- приказом ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» от 11.09.2018 «О режиме работы эскалаторов»;

- приказом от 18.10.2016 «О переносе сроков выполнения мероприятий «Программы ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» по обеспечению доступности станций для пассажиров с ограниченными возможностями на 2015-2017 г.»,

- запросом Прокуратуры Орджоникидзевского района г. Екатеринбург Свердловской области в ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» от 12.03.2019 о предоставлении необходимой информации;

- ответом ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» на запрос от 12.03.2019;

- Положением по оказанию помощи пассажирам из числа маломобильных групп населения при проезде в метрополитене»;

- должностными инструкциями работников ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен»;

- инструкцией по эксплуатации эскалаторов, оборудованных Комплексной автоматизированной системой диспетчерского управления;

- производственными инструкциями лицу, осуществляющему визуальное наблюдение за пассажирами на эскалаторе (дежурному у эскалатора), работающему в режиме телеуправления;

- уставом ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен»;

- выпиской из ЕГРЮЛ от 04.04.2019, согласно которой ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» является действующим юридическим лицом;

- представлением об устранении нарушений Федерального законодательства от 01.04.2019.

Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются фотоматериалами, приобщенными к материалам дела.

    В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все значимые для разрешения дела обстоятельства, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Все представленные доказательства были оценены в совокупности. Таким образом, на основе полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии события правонарушения и виновности ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» в совершении правонарушения, предусмотренного статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В данном случае судья приходит к выводу о том, что у ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное наказание назначено ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» в пределах санкции указанного закона.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, не усматривается.

Доводы защитника ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен», приведенные в жалобе, являлись предметом исследования у мирового судьи и получили должную критическую оценку.

        Иные доводы жалобы сводятся к переоценке выводов должностного лица, оснований для которой не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга от 08.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» оставить без изменения, жалобу защитника ЕМУП «Метрополитен» Лебеденко Я.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано или опротестовано путем подачи жалобы или протеста в Свердловский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                         О.А. Черных

12-541/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ЕМУП Екатеринбургский метрополитен
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Черных Ольга Александровна
Статьи

КоАП: ст. 9.13

Дело на сайте суда
verhisetsky--svd.sudrf.ru
31.07.2019Материалы переданы в производство судье
03.09.2019Судебное заседание
23.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее