Дело № 2-1224/2019 (УИД 50RS0050-01-2019-001724-96)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 07 октября 2019 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Усуровой С.Н.,
с участием истца Головановой Л.А., представителя ответчика ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области по доверенности Смирнова В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головановой Людмилы Александровны к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области о признании решения пенсионного органа незаконным, включении периода в страховой стаж и обязании назначить досрочную пенсию,
установил:
Голованова Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области о признании решения пенсионного органа незаконным, включении периода в страховой стаж и обязании назначить досрочную пенсию.
В обоснование заявленных требований указала, что в связи с достижением пенсионного возраста и наличием трудового стажа 37 лет обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением пенсионного органа ей было отказано в досрочном назначении пенсии, т.к. период ухода за ребенком до полутора лет не был включен в стаж. С учетом изменения исковых требований просит признать данное решение незаконным, включить период отпуска по уходу за ребенком с 18.04.1987 по 18.09.1988 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и обязать ответчика назначить досрочную пенсию с момента обращения, т.е. с 13.06.2019.
Истец Голованова Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области по доверенности Смирнов В.Д. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно записям в трудовой книжке Голованова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 23.09.1981 начала трудовую деятельность, которую продолжает по настоящее время.
Из свидетельства о рождении следует, что истец является матерью ФИО4, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 18.04.1987 по 18.09.1988 Голованова Л.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждается данными о стаже.
Истец 13 июня 2019 г. обратилась в ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» как лицо, имеющее длительный трудовой стаж.
Решением пенсионного органа от 25 июня 2019 г. Головановой Л.А. отказано в назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа для назначения пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. В страховой стаж истца для определения права на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть как лицу, имеющему продолжительный стаж, не включен период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком. Страховой стаж составил 35 лет 06 месяцев 15 дней.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Вместе с тем, частью 9 статьи 13 вышеназванного Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в соответствии с нормами действующего законодательства, учитываются только периоды непосредственно работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком не относится ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, то период отпуска по уходу за ребенком не подлежит включению в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом, доводы Головановой Л.А. о необходимости применения законодательства, действующего в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд находит необоснованными.
Часть 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, устанавливающая право граждан, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 указанного Закона, введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», и вступила в действие с 01 января 2019 г.
С этой же даты вступили в действие положения пункта 9 статьи 13 Федерального закона, устанавливающие порядок исчисления страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В период с 18.04.1987 по 18.09.1988 нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком законодательством не было предусмотрено право на назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием продолжительного страхового стажа не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) ранее достижения пенсионного возраста, а также не был установлен порядок подсчета указанного страхового стажа, в связи с чем, оснований для применения какого-либо иного порядка подсчета страхового стажа не имеется.
Таким образом, решение ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Головановой Людмилы Александровны к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области о признании решения пенсионного органа от 25 июня 2019 г. незаконным, включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18.04.1987 по 18.09.1988 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, обязании назначить досрочную пенсию с 13 июня 2019 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено 09.10.2019
Председательствующий Е.А. Жигарева