УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при секретаре Покатовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1963/2019 по иску Юдиной Е.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Юдина Е.А. обратилась в суд с указанным иском и просит признать решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Пенсионный фонд включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды службы в должности следователя в <адрес> ГОВД с 04 июля 1995 года по 25 апреля 1997 года, период работы в АО «<адрес> с 01 января по 04 июля 2019 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Полагает, что Пенсионный фонд необоснованно не включил в льготный стаж указанные периоды службы и работы, поскольку в соответствии со статьями 11-13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной, приравненной к ней службы. Кроме того, в АО «Ростелеком» она работает также в МКС. Таким образом, ответчик должен был назначить ей пенсию с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Юдина Е.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Орлова С.Я. в судебном заседании исковые требования не признала. Полагает, что оснований для зачета в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера указанных периодов службы и работы истца не имеется, поскольку период прохождения службы в органах внутренних дел включается в страховой стаж и не подлежит включению в специальный стаж работы в МКС. Кроме того, страхователем АО «<адрес>» не представлены сведения о работе истца в местности с признаком МКС за указанный период, поскольку такие сведения предоставляются только в 2020 году.
Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029. В соответствии с приведенным Перечнем г. Лесосибирск Красноярского края - территория, приравненная к районам Крайнего Севера.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии. Согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности северного стажа работы в МКС, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", который определен Пенсионным фондом продолжительностью 18 лет 01 месяце 19 дней, при необходимых 20 годах. При этом, Пенсионным фондом исключен из стажа в МКС период службы истца с 04 июля 1995 года по 25 апреля 1997 года, так как данный период подлежит включению только в страховой стаж (Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, п.1 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ).
Из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Юдина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно записи в трудовой книжке Юдина Е.А. с 29 июня 1995 года по 25 апреля 1997 года служила в органах внутренних дел непрерывно в местности приравненной к районам Крайнего Севера. Неоднократно меняла место работы. С ДД.ММ.ГГГГ принята специалистом Отдела строительства и эксплуатации гражданских объектов Административно-хозяйственного управления ПАО «<адрес>», где работает по настоящее время.
Из ответа на запрос ПАО «Ростелеком» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Юдина Е.А. работает в Красноярском филиале ПОА «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности специалиста 2 категории Отдела строительства и эксплуатации гражданских объектов Административно-хозяйственного управления. Рабочее место располагается в <адрес>. Страховые взносы с января по октябрь 2019 года оплачены, что подтверждается карточкой индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2019 год.
С учетом изложенного суд полагает возможным включение в льготный стаж периода работы истца в ПАО «<адрес>» с 01 января по 24 июня 2019 года. При этом, определяя период по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходи из того, что право истца на назначение пенсии и соответственно наличие стажа Пенсионный фонд определят на момент обращения за назначением пенсии (в данном случае ДД.ММ.ГГГГ). Однако, истец продолжала работать в МКС и на момент принятия ответчиком оспариваемого решения ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно период работы и по эту дату должен быть включен в льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Вопрос о включении периода работы в стаж МКС после ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным фондом не решался, поэтому нарушений прав истца со стороны ответчика нет, а в компетенцию суда не входит решение вопроса о включении в стаж периода работы до вынесения решения пенсионным органом.
Вместе с тем, исследовав в соответствии с положениями ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, с учетом приведенных положений закона, суд приходит выводу об отсутствии оснований для включения периода службы истца с 04 июля 1995 года по 25 апреля 1997 года в льготный стаж.
Положениями статьи 90, действовавшего в оспариваемый период Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривалось, что служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Таким образом, как в настоящее время, так и в спорный период службы истца с 04 июля 1995 года по 25 апреля 1997 года, период прохождения службы в органах внутренних дел включался только в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, и не включался в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанная правовая позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года N 19-О-О, согласно которому решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы (в том числе службы в органах внутренних дел) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О и от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О).
Таким образом, законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (в районах Крайнего Севера и т.п.).
В связи с изложенным, период прохождения истцом службы в органах внутренних дел зачету в специальный стаж не подлежит.
С учетом продолжительности льготного стажа работы определенного Пенсионным фондом (18 лет 01 месяц 19 дней), и периода подлежащего включения на основании решения суда с 01 января по 24 июня 2019 года, на момент обращения Юдиной Е.А. за назначением пенсии стаж работы в МКС составлял менее необходимых 20 лет. Кроме того, истцу может быть назначена пенсия по указанному основанию по истечении 6 месяцев с момента достижения соответствующего возраста и выработки необходимого стажа, что предусмотрено изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в Закона «О страховых пенсиях».
Таким образом, решение Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии нельзя признать незаконным, а истцу следует отказать в удовлетворении искового требования о назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
С учетом изложенного, поскольку в данном случае затронуты только материальные интересы истца, и отсутствует отдельный закон, предусматривающий в данном случае компенсацию морального вреда, то исковое требование Юдиной Е.А. о возмещении такого вреда не подлежит удовлетворению. Кроме того, истцом не представлено доказательств ухудшения состояния ее здоровья вследствие виновных действий ответчика.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении искового требования о назначении пенсии, то не подлежит и удовлетворению требование о возмещении судебных расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Юдиной Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) включить Юдиной Е.А. в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период работы с 01 января по 24 июня 2019 года.
В удовлетворении требований Юдиной Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периода службы с 04 июля 1995 года по 25 апреля 1997 года, назначении пенсии и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев