Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-23687/2016 от 23.08.2016

Судья: Найденова Л.А. Дело № 33а-23687/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 сентября 2016 г. апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 22 июня 2016 г. по делу по административному исковому заявлению ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя Министерства имущественных отношений Московской области – Петровой А.П., представителя ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» – Медведева В.А.,

установлено:

ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» обратились в Московский областной суд с требованиями об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости принадлежащих им на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под производственную базу и для размещения объектов производственно-складского назначения, расположенных в Раменском районе Московской области.

Административные истцы просили суд установить кадастровую стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном ими Отчете об оценке, получившем положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший Отчет.

В обоснование требований административные истцы ссылались на то, что кадастровая стоимость их земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, чем нарушает их право на уплату справедливо установленных налогов. Кроме того, административные истцы отмечали, что досудебный порядок ими соблюден.

С учетом уточнения требований в ходе рассмотрения дела (т.1 л.д.401-403) административные истцы просили установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости исходя из заключения проведенной по делу судебной экспертизы.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» – по доверенности Медведев В.А. уточненные требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности Левина М.Е., не оспаривая право истцов на установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, возражала против удовлетворения уточненных требований административных истцов, полагала, что установленная в экспертном заключении рыночная стоимость земельных участков является заниженной.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по доверенности Ластовская М.Е., оставляла решение на усмотрение суда.

Решением Московского областного суда от 22 июня 2016 г. были удовлетворены уточненные требования административных истцов. Кадастровая стоимость каждого земельного участка установлена согласно заключению судебной экспертизы в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 г. Указано, что решение суда является основанием для внесения в ГКН соответствующих сведений об изменении, а также указано, что установленная кадастровая стоимость земельных участков применяется для целей, предусмотренных законодательством российской Федерации, с 01 января 2015 г.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Московской области – по доверенности Петрова А.П. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» – Медведев В.А., против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, подержал письменные возражения.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, их явка не признавалась обязательной, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материал дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, и определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).

Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. №508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Исключение составляют предусмотренные в пункте 3 этой статьи случаи.

Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что определение кадастровой стоимости земельного участка возможно как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статьей 24.18 этого Федерального закона предусмотрено право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно статье 12 вышеуказанного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта. Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 этого Федерального закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что ООО «У СЕРВИС+» на праве собственности принадлежит земельный участков с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 42000 кв.м, расположенный относительно ориентира: здания склада, находящегося по адресу: <данные изъяты>; ООО «Светлый путь» – земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 21311 кв.м, расположенный примерно в 500 м по направлению на запад от д. Жуково, Раменского района, Московской области. Оба земельных участка имеют категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под производственную базу и для размещения объектов производственно-складского назначения, расположены в Раменском районе Московской области

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №567-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель указанной категории на территории Московской области, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2013 г. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> рублей.

Полагая указанную кадастровую стоимость завышенной и в целях определения рыночной стоимости земельных участков, административные истцы обратились в ООО «ФандОценка», где 25 сентября 2015 г. оценщиком Давыдовым А.В. был подготовлен отчет № 094/15 об определении рыночной стоимости земельных участков. По данным оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> рублей. На указанный отчет составлено экспертное заключение № 5900/2015.

В целях подтверждения обоснованности размера рыночной стоимости указанной в отчете об оценке судом по ходатайству административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области назначена судебная оценочная экспертиза для выявления соответствия требованиям законодательства представленного отчета оценщика; а также в целях определения рыночной стоимости земельных участков в случае несоответствия отчета установленным требованиям. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Финкосалт-Центр» Федотовой Н.А.

В заключении эксперта от 17 мая 2016 г. определена рыночная стоимость спорных земельных участков: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> рублей; – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> рублей.

Разрешая заявленные требования об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков и устанавливая рыночную стоимость в размере установленном в заключении назначенного судом эксперта, суд первой инстанции исследовал и оценил представленные по делу доказательства (в том числе, заключение эксперта) по установленным КАС РФ правилам.

При этом суд обоснованно исходил из того, что заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его проведения выводы и ответы на поставленные судом вопросы; экспертное заключение понятно по своему содержанию; составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.

Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о том, что избранная экспертом методика привела к неправильному определению рыночной стоимости земельных участков, а равно указывающих на то, что рыночная стоимость спорных земельных участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этих участков (то есть на 01 января 2013 г.), по данному делу не имеется.

Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что экспертом обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификаций для данной деятельности.

Эксперт, проводивший экспертизу, был предупрежден об уголовной ответственности на основании статьи 307 УК РФ.

Кроме того, эксперт Федотова Н.А. опрашивалась в судебном заседании суда первой инстанции, поддержала свое заключение и дала аргументированные ответы на возникшие в ходе рассмотрения дела вопросы, в том числе поднимавшиеся представителем Министерства имущественных отношений Московской области.

При таких данных суд первой инстанции правомерно удовлетворил уточненные требования ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь», установив кадастровую стоимость принадлежащих им земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, которая определена в заключении эксперта по состоянию на 01 января 2013 г.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского областного суда от 22 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-23687/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "Светлый путь"
ООО "У Сервис +"
Ответчики
Министерство имущественных отношений МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
28.09.2016Судебное заседание
30.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее