РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2021 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бормотовой И.Е.
с участием прокурора Пивоварова С.В.
при секретаре судебного заседания Илюхиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-502/2021 по административному исковому заявлению ОП №34 (Сызранский район) МУ МВД России «Сызранское» об установлении административного надзора в отношении Максимова Е.А.,
у с т а н о в и л:
ОП №34 (Сызранский район) МУ МВД России «Сызранское» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Максимову Е.А. об установлении административного надзора сроком на 8 лет с применением ограничений, предусмотренных Федеральным законом РФ от 06.04.2011 №64-ФЗ в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета на посещение мест общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив; запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22-00 до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приговором Сызранского районного суда Самарской области от 21.07.2017 Максимов Е.А. осужден по п. «з» ч.2 ст.111, ч.1 ст.222 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. 11.08.2020 Максимов Е.А. освобожден из ФКУ ИК-№ <адрес> УФСИН России по Самарской области условно-досрочно на не отбытый срок 8 месяцев 17 дней, согласно постановления Комсомольского районного суда г. Тольятти от 30.07.2020. По месту жительства Максимов Е.А. характеризуется неудовлетворительно, не работает, ранее неоднократно судим, склонен к совершению преступлений и правонарушений, злоупотребляет спиртными напитками. Таким образом, Максимов Е.А. является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, и имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершенного при особо опасном рецидиве преступлений, в результате чего в отношении него подлежит установлению административный надзор на основании п.2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ. С целью предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, административный истец обращается в суд с данным иском.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, поддержав заявленный иск.
Административный ответчик Максимов Е.А. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с административным исковым заявлением согласен.
Прокурор Пивоваров С.В. в судебном заседании полагал необходимым заявленный административный иск удовлетворить полностью.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Пивоварова С.В., суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.11 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Закона об административном надзоре предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 данного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.270 КАС РФ, ст. 6 Закона об административном надзоре заявление об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается органом внутренних дел в суд по месту жительства или пребывания этого лица.
Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившимся с таким заявлением (ч.2 ст.272 КАС РФ).
При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч.8 ст.272 КАС РФ).
Судом установлено, что Максимов Е.А. осужден приговором Сызранского районного суда Самарской области от 21.07.2017 по п. «з» ч.2 ст.111 УК РФ, и по ч.1 ст.222 УК РФ, с применением ч.3 ст.69, ст.70 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Из приговора следует, что судом в силу п. «а» ч.3 ст.18 УК РФ в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, признано и учтено наличие в его действиях особо опасного рецидива (л.д.23-25).
В соответствии с ч.3 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное п. «з» ч.2 ст.111 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
Постановлением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30.07.2020 Максимов Е.А. освобожден от отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору Сызранского районного суда Самарской области от 21.07.2017 условно-досрочно на 8 месяцев 17 дней (л.д.10).
11.08.2020 Максимов Е.А. освободился из ФКУ ИК-№ УФСИН России по Самарской области условно досрочно на не отбытый срок 8 месяцев 17 дней (л.д.11), судимость не погашена.
Так, в соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (часть 4 статьи 86 УК РФ).
Как следует из материалов дела, Максимовым Е.А. тяжкое преступление совершено при опасном рецидиве преступлений, поэтому в отношении него на основании части 2 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре устанавливается административный надзор на срок 8 лет.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2016 №15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Из характеризующей информации по месту жительства следует, что Максимов Е.А., зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает по адресу: <адрес>, источник существования – временные заработки, склонен к злоупотреблению спиртными напитками, правонарушениям. В круг общения Максимова Е.А. входят лица, ведущие антиобщественный образ жизни, склонные к правонарушениям.
Суд, с учетом всех обстоятельств дела и личности административного ответчика, полагает возможным установить в отношении Максимова Е.А. на срок административного надзора следующие ограничения: в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета на посещение мест общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив; запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22-00 до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой.
Установление двух последних ограничений связано с тем, что преступление по приговору суда от 21.07.2017 совершено Максимовым Е.А. в состоянии алкогольного опьянения и в период времени с 20-00 часов до 22.00 часов.
Суд полагает, что установление административного надзора и возложение в связи с этим на Максимова Е.А. вышеуказанных ограничений будет способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Данные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 названного Федерального закона, не являются произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Установленные административные ограничения не ограничивают основные конституционные права поднадзорного лица.
Административный надзор не является повторным наказанием, но является необходимой мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей целью, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ОП №34 (Сызранский район) МУ МВД России «Сызранское» об установлении административного надзора в отношении Максимова Е.А. удовлетворить.
Установить в отношении Максимова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и до постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с установлением следующих административных ограничений:
в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запрета на посещение мест общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив;
запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22-00 до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой.
Срок административного надзора в отношении поднадзорного исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья-