Дело № 5-39/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 мая 2016 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Бабик А.А.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пос. Подтыбок Казариновой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица:
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пос. Подтыбок (далее МОУ «СОШ»), юридический адрес: Республика Коми, Корткеросский район, пос. Подтыбок, ул. Новая, дом 22, <...>,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу ХХХ от <дата>, составленному начальником отдела надзора и контроля в сфере образования Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Республики Коми ФИО2 в ходе проведения <дата> выездной плановой проверки Управления образования администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее – Управление) установлено, что у МОУ «СОШ» пос. Подтыбок отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования, в лицензии,
выданной образовательной организации <дата> серии ХХХ, данная программа не указана - в нарушение ч. 1 ст. 91 ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица - директор МОУ «СОШ» пос. Подтыбок Казаринова О.А. пояснила суду, что с протоколом об административном правонарушении она согласна. У школы имеется бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности по основной образовательной программе, полученная в 2011 году. Однако в конце 2013 года произошла реорганизация, в результате которой к школе присоединили детский сад. По данной причине необходимо получить новую лицензию, с учётом присоединённого детского сада. Данная процедура длительная и не дешёвая, поскольку необходимо переоформить Устав школы, оформить документы в налоговой инспекции, получить правоустанавливающие документы: паспорт БТИ, межевание, госрегистрацию на землю, право на объекты, получить заключение от санитарно-эпидемиологического надзора, разрешение от пожарного надзора. Часть документов изготовлено, а часть нет, поскольку для того, чтобы получить их необходимо около 140 000 рублей. МОУ является бюджетной организацией, своих средств не имеет. Она направляла в Управление образования района два ходатайства о выделении денежных средств на вышеуказанные цели, однако когда их выделят и в какой сумме, не известно. Наложение штрафа ещё более усугубит финансовое положение школы и не поможет разрешить проблему, а наоборот затянуться сроки получение необходимой документации, соответственно получение лицензии, поэтому просит назначить наказание в виде запрета деятельности.
Заслушав явившееся лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе проведения <дата> выездной плановой проверки Управления, начальником отдела надзора и контроля Министерства образования и молодежной политики Республики Коми ФИО2 было установлено, что у МОУ «СОШ» пос. Подтыбок отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования, а в лицензии, выданной образовательной организации <дата> серии ХХХ, данная программа не указана - в нарушение ч. 1 ст. 91 ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Рассмотрев представленные материалы, суд приходит к убеждению, что вина МОУ «СОШ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, установлена, фактические обстоятельства совершённого им противоправного деяния подтверждаются протоколом об административном правонарушении ХХХ от <дата>, при составлении которого нарушений не допущено, лицензией от <дата>, уставом МОУ «СОШ», Положением о структурном подразделении «Детский сад пос. Подтыбок» МОУ «СОШ» пос. Подтыбок, постановлением ХХХ от <дата>, сведениями ЕГРЮЛ от <дата>, приказом о приёме на работу Казариновой О.А., а также объяснениями директора МОУ «СОШ» Казариновой, данными в судебном заседании.
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч. 1 ст. 91 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Образовательная организация на момент проверки Управления реализовала образовательную программу дошкольного образования без лицензии на осуществление образовательной деятельности. Управление осуществляет руководство подведомственными учреждениями, в том числе и данной образовательной организацией.
Данная деятельность предусмотрена в Уставе образовательной организации.
Кроме того, ведение образовательной организацией деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования подтверждается:
- выпиской из ЕГРЮЛ, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы https://egrul. nalog. ru/ и содержащей сведения о видах деятельности юридического лица;
- информацией с официального сайта образовательной организации в сети Интернет https://podtybok. ucoz. ru/ (копии выдержки из устава, муниципального задания, положения о структурном подразделении детский сад пос. Подтыбок, регламента работы структурного подразделения детский сад псо. Подтыбок, правила приема, учебного плана прилагаются),
- скрин – шот страницы официального сайта https://podtybok. ucoz. ru/,
- информацией с официального сайта Управления: постановление АМО МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ.
Согласно данных из ЕГРЮЛ, размещённой на сайте Федеральной налоговой службы https://egrul. nalog. ru/ и содержащей сведения о видах деятельности юридического лица с 2014 года образовательной организацией осуществляется деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования без разрешения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Образовательной организацией не были приняты все зависящие от неё меры к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования.
Предметом деятельности образовательного учреждения является обучение по основным общеобразовательным программам согласно п. 2.2 Устава.
В соответствии со ст. 18 ФЗ № 99 от 04.05.2011«О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренного федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявления о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
Лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе образовательной деятельности, осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. Задачами лицензирования образовательной деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе ФЗ от 29.12.2012 № 273«Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 ФЗ от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 91 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 определён перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий, к которым отнесено нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п/п. «а» - «д», «ж» - «к» п. 6 и п/п. «б», «д», «е» п. 7 настоящего Положения, в том числе:
г) наличие разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Грубое нарушение образовательной организацией лицензионных требований может повлечь за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан ( п/п 1,2 п. 11 ст.19 ФЗ от 04.05.2011 № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядком за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Из материалов дела следует, что МОУ «СОШ» ранее к административной ответственности не привлекалось. Однако, учитывая, что с момента реорганизации прошло более 2.5 лет, до настоящего времени лицензия не получена, при принятии решения о проведения указанной реорганизации предполагалось, что на эти цели необходимы будут денежные средства, поэтому необходимо назначить юридическому лицу более строгое наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Кроме этого, такой вид наказания как административный штраф не сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо - муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пос. Подтыбок виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности на осуществление образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования сроком до шестидесяти суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его вручения или получения через Корткеросский районный суд.
Председательствующий: А.А. Бабик