РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Болоховой О.В.,
с участием представителя административного истца МИФНС России № 15 по Самарской области Потехина С.А.,
при секретаре Дзанаевой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2983/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Жирновой Э.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, страховых взносов на ОМС и пенсионное страхование, а также транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, просит взыскать с Жирновой Э.А. недоимку по:
- налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в размере 1907 рублей и пени в размере 4 рубля 42 копейки;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в размере 10 рублей 91 копейки за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года в размере 46 рублей 94 копейки;
- по транспортному налогу с физических лиц: за период 2018 год в размере 4 114 рублей и пени в размере 15 рублей 02 копейки.
На общую сумму в размере 6098 рублей 29 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем, что Жирнова Э.А. на основании ст.ст. 228-229 НК РФ представил истцу налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, где указана сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет в размере 1 907 рублей. Указанная сумма на основании ст. 228 НК РФ уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. не позднее 15.07.2018 года. Но в указанный срок данная сумма не уплачена ответчиком. Ответчику направлено требование об уплате, но оплаты также не последовало.
Жирнова Э.А. не уплатила своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное медицинское страхование, в связи с чем ей были начислены пени. Направленное в адрес ответчика требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в добровольном порядке не исполнено, а также Жирнова Э.А. является налогоплательщиком транспортного налога с физических лиц в связи с наличием объектов налогообложения. В установленные законом сроки налоговый орган направил ответчику налоговое уведомление, однако в установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов. Позднее в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога, которое оставлено ответчиком также без исполнения.
Административный истец в лице представителя Потехина С.А., действующего на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям изложенных в иске.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения гражданского дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Ставропольского районного суда Самарской области.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание требования ч.2 ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.
Исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению в соответствии с принципом их относимости, допустимости и достоверности как каждого в отдельности, так и их достаточности и взаимосвязи в совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Такая процессуальная обязанность по мнению судьи была исполнена.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по делам о взыскании обязательных платежей и санкций являются следующие:
- соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом,
- имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
При этом суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 45 НК РФ, Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Как следует из общего правила, предусмотренного ч.1 ст.38 НК РФ объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодатель о налогах и сборах связывает возникновение о налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения, по смыслу ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством РФ. Данная правовая позиция, в частности, отражена в определении КС РФ № 2391-О от 24.12.2012 г.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Судом установлено, что ответчиком истцу подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за период 2017 г. составляет 1907 рублей.
Поскольку в установленный законом срок, Жирнова Э.А. не уплатила указанную сумму налога, налоговым органом были направлены требования об уплате недоимки в размере 1907 рублей и пени в размере 4 рубля 42 копейки. Данное требование об уплате налога получено ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ.
В установленный срок Жирнова Э.А. указанное требование об уплате налога не исполнила.
Учитывая изложенное, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица – индивидуального предпринимателя сохраняется до момента снятие его с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Жирнова Э.А. в 2018 году (10 месяцев) являлась собственником транспортного средства – Форд Фокус, государственный регистрационный знак №, что подтверждается налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов возлагается на налоговый орган. В связи, с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1,2 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании ст.32 НК РФ в адрес ответчика были направлены налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, и требование № со сроком оплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также требования № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за соответствующий налоговый период.
Однако, в нарушение ст. 45 НК РФ, административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога, налога на доходы физических лиц, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес административного ответчика требования об уплате налога требование № со сроком оплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также требования № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком указанные требования не исполнены.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В связи с неуплатой Жирновой Э.А. в установленный срок транспортного налога, налога на доходы физических лиц с доходов полученных лицами, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное пенсионное страхование, налоговым органом на сумму недоимки по налогам начислены пени.
Согласно представленному расчету задолженность административного ответчика по налогу и пени составила:
налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в размере 1907 рублей и пени в размере 4 рубля 42 копейки;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в размере 10 рублей 91 копейки за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года в размере 46 рублей 94 копейки;
- по транспортному налогу с физических лиц: за период 2018 год в размере 4 114 рублей и пени в размере 15 рублей 02 копейки.
На общую сумму в размере 6098 рублей 29 копеек.
Расчет сумм налога и пени, включенной в требование по уплате налога судом признается составленным арифметически верно, в соответствии с законом. Доказательств отсутствия задолженности по налогам административный ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования МИФНС №15 по Самарской области о взыскании с Жирновой Э.А. недоимки по налогу и пени в общей сумме 6098,29 рублей.
На основании ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В свою очередь, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
28 июля 2020 года определением исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 155 Ставропольского судебного района Самарской области мировой судья судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области Левановой Е.С. судебный приказ был отменен по заявлению должника.
Процедура взыскания недоимки по налогам налоговым органом соблюдена.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. В данном случае административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, таким образом, указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика взыскана сумма 6098,29 рублей, размер государственной пошлины составляет 400 рублей. Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требование МИФНС России №15 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Жирновой Эллы Алексеевны, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в размере 1907 рублей и пени в размере 4 рубля 42 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в размере 10 рублей 91 копейки за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года в размере 46 рублей 94 копейки; по транспортному налогу с физических лиц: за период 2018 год в размере 4 114 рублей и пени в размере 15 рублей 02 копейки, на общую сумму в размере 6 098 рублей 29 копеек.
Взыскать с Жирновой Эллы Алексеевны, проживающей по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2020 года.
Судья О.В. Болохова
УИД: 63RS0027-01-2020-003650-78