Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-588/2020 от 14.02.2020

Судья Щербина И.С. Дело № 33а-588/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 марта 2019 г. г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Сабаевой И.Н., Циркуновой О.М.,

при секретаре Гороховой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению

Н.А.В. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, руководителю Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области П.О.Ю. о признании незаконным предписания о демонтаже рекламных конструкций,

по апелляционной жалобе Н.А.В. на решение Советского районного суда Орловской области от 21 ноября 2019 г., которым административные исковые требования Н.А.В. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области С.Н.М., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Н.А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области о признании предписания о демонтаже рекламных конструкций незаконным.

В обоснование заявленных требований указывал на то, что административный ответчик вынес предписание от 6 июля 2019 г. №406-зи о демонтаже рекламных конструкций, являющихся его собственностью.

При этом предписание вынесено в адрес организаций, не являющихся собственниками указанных конструкций и земельных участков, на которых они установлены.

Ссылался на то, что установленные на его земельных участках конструкции не являются рекламными, что подтверждается решением Арбитражного суда Орловской области.

Полагая, что предписанием от 6 июля 2019 г. №406-зи нарушаются его права и законные интересы, просил восстановить ему срок на обжалование данного предписания, признать указанное предписание незаконным и отменить его.

Определением суда к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена руководитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области П.О.Ю., в качестве заинтересованных лиц - <ООО2>, <ООО1>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Н.А.В. просит отменить решение районного суда и вынести по делу новое решение.

Приводит доводы о нарушении судом его процессуальных прав, поскольку в судебном заседании не был объявлен перерыв для подготовки позиции на дополнительные возражения административного ответчика, представленные в ходе судебного процесса.

Ссылается на то, что судом необоснованно не принято во внимание решение Арбитражного суда Орловской области от 11 июля 2018 г. и не истребованы материалы данного дела, поскольку в них содержатся доказательства, подтверждающие, что возведенные на его земельных участках конструкции являются информационными, а не рекламными.

Обращает внимание на то, что предписание выдано в адрес организаций, не являющихся собственниками земельных участков, на которых расположены конструкции.

Административный истец Н.А.В.., административный ответчик - руководитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области П.О.Ю., заинтересованные лица - <ООО2>, <ООО1> в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу части 7 статьи 40 Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно подпункту 15.1 пункта 1 статьи 15 и подпункту 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, осуществляемых в соответствии с Законом о рекламе.

Согласно пункту 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Орловской области от 22.12.2016 №2058-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области и органами государственной власти Орловской области» орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный Правительством Орловской области, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области в сфере рекламы по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа Орловской области, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа Орловской области, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе».

Постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2016 № 539 установлено, что полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области, указанных в статье 2 Закона Орловской области от 22 декабря 2016 г. №2058-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области и органами государственной власти Орловской области», осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области.

Исходя из приведенных норм, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области уполномочен на выдачу предписаний о демонтаже рекламных конструкций, расположенных с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства (часть 5).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (пункт 9).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10).

Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (часть 13).

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным (часть 17).

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21).

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (часть 21.1).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области был установлен факт размещения рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых на земельном участке с кадастровым номером , местоположением: <адрес> в количестве четырех единиц.

Согласно справочной информации Управления Росреестра по Орловской области права и ограничения на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют.

На рекламных конструкциях была размещена информация: на двух конструкциях о мотеле <...>, на двух других конструкциях- «это место сдается в аренду ». Иная информация о владельце конструкций отсутствовала.

В соответствии с пунктом 5.10 ГОСТ Р 52044-2003 «Государственный стандарт РФ. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием распространителя и номера его телефона.

Телефон, обозначенный на двух рекламных конструкциях «это место сдается в аренду в сети «Интернет» указан как контакт <ООО2>. Согласно сведениям ЕГРЮЛ К.В.В. является директором <ООО1> и учредителем <ООО2>.

По результатам проверки, <дата> Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес> вынесено и направлено в адрес <ООО2> и <ООО1> предписание №406-зи о демонтаже указанных рекламных конструкций, поскольку они установлены и эксплуатируются без разрешения, в нарушение положений Федерального закона РФ от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (л.д.11).

Вместе с тем, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из того, что административным истцом Н.А.В. не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемым предписанием контролирующего органа, в том числе, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что административный истец является владельцем рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, а также факт того, что предписание от 6 июля 2018 г. вынесено в адрес <ООО2>, <ООО1>, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Приведенный Н.А.В. в апелляционной жалобе довод о нарушении его процессуальных прав, так как судом не был объявлен перерыв для предоставления ему возможности подготовить позицию на дополнительные возражения административного ответчика, не является основанием для отмены судебного акта.

Ходатайство Н.А.В. об объявлении перерыва рассмотрено судом в соответствии с требованиями статьи 154 КАС РФ, с приведением мотивов, по которым оно отклонено, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.А.В. на решение Советского районного суда г.Орла от 21 ноября 2019 г. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Щербина И.С. Дело № 33а-588/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 марта 2019 г. г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Сабаевой И.Н., Циркуновой О.М.,

при секретаре Гороховой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению

Н.А.В. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, руководителю Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области П.О.Ю. о признании незаконным предписания о демонтаже рекламных конструкций,

по апелляционной жалобе Н.А.В. на решение Советского районного суда Орловской области от 21 ноября 2019 г., которым административные исковые требования Н.А.В. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области С.Н.М., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Н.А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области о признании предписания о демонтаже рекламных конструкций незаконным.

В обоснование заявленных требований указывал на то, что административный ответчик вынес предписание от 6 июля 2019 г. №406-зи о демонтаже рекламных конструкций, являющихся его собственностью.

При этом предписание вынесено в адрес организаций, не являющихся собственниками указанных конструкций и земельных участков, на которых они установлены.

Ссылался на то, что установленные на его земельных участках конструкции не являются рекламными, что подтверждается решением Арбитражного суда Орловской области.

Полагая, что предписанием от 6 июля 2019 г. №406-зи нарушаются его права и законные интересы, просил восстановить ему срок на обжалование данного предписания, признать указанное предписание незаконным и отменить его.

Определением суда к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена руководитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области П.О.Ю., в качестве заинтересованных лиц - <ООО2>, <ООО1>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Н.А.В. просит отменить решение районного суда и вынести по делу новое решение.

Приводит доводы о нарушении судом его процессуальных прав, поскольку в судебном заседании не был объявлен перерыв для подготовки позиции на дополнительные возражения административного ответчика, представленные в ходе судебного процесса.

Ссылается на то, что судом необоснованно не принято во внимание решение Арбитражного суда Орловской области от 11 июля 2018 г. и не истребованы материалы данного дела, поскольку в них содержатся доказательства, подтверждающие, что возведенные на его земельных участках конструкции являются информационными, а не рекламными.

Обращает внимание на то, что предписание выдано в адрес организаций, не являющихся собственниками земельных участков, на которых расположены конструкции.

Административный истец Н.А.В.., административный ответчик - руководитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области П.О.Ю., заинтересованные лица - <ООО2>, <ООО1> в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу части 7 статьи 40 Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно подпункту 15.1 пункта 1 статьи 15 и подпункту 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, осуществляемых в соответствии с Законом о рекламе.

Согласно пункту 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Орловской области от 22.12.2016 №2058-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области и органами государственной власти Орловской области» орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный Правительством Орловской области, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области в сфере рекламы по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа Орловской области, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа Орловской области, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе».

Постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2016 № 539 установлено, что полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области, указанных в статье 2 Закона Орловской области от 22 декабря 2016 г. №2058-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области и органами государственной власти Орловской области», осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области.

Исходя из приведенных норм, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области уполномочен на выдачу предписаний о демонтаже рекламных конструкций, расположенных с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства (часть 5).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (пункт 9).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10).

Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (часть 13).

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным (часть 17).

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21).

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (часть 21.1).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области был установлен факт размещения рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых на земельном участке с кадастровым номером , местоположением: <адрес> в количестве четырех единиц.

Согласно справочной информации Управления Росреестра по Орловской области права и ограничения на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют.

На рекламных конструкциях была размещена информация: на двух конструкциях о мотеле <...>, на двух других конструкциях- «это место сдается в аренду ». Иная информация о владельце конструкций отсутствовала.

В соответствии с пунктом 5.10 ГОСТ Р 52044-2003 «Государственный стандарт РФ. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием распространителя и номера его телефона.

Телефон, обозначенный на двух рекламных конструкциях «это место сдается в аренду в сети «Интернет» указан как контакт <ООО2>. Согласно сведениям ЕГРЮЛ К.В.В. является директором <ООО1> и учредителем <ООО2>.

По результатам проверки, <дата> Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес> вынесено и направлено в адрес <ООО2> и <ООО1> предписание №406-зи о демонтаже указанных рекламных конструкций, поскольку они установлены и эксплуатируются без разрешения, в нарушение положений Федерального закона РФ от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (л.д.11).

Вместе с тем, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из того, что административным истцом Н.А.В. не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемым предписанием контролирующего органа, в том числе, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что административный истец является владельцем рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, а также факт того, что предписание от 6 июля 2018 г. вынесено в адрес <ООО2>, <ООО1>, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Приведенный Н.А.В. в апелляционной жалобе довод о нарушении его процессуальных прав, так как судом не был объявлен перерыв для предоставления ему возможности подготовить позицию на дополнительные возражения административного ответчика, не является основанием для отмены судебного акта.

Ходатайство Н.А.В. об объявлении перерыва рассмотрено судом в соответствии с требованиями статьи 154 КАС РФ, с приведением мотивов, по которым оно отклонено, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.А.В. на решение Советского районного суда г.Орла от 21 ноября 2019 г. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-588/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Николаев Аркадий Викторович
Ответчики
Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сабаева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
14.02.2020Передача дела судье
05.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее