Решение в окончательной форме изготовлено 09 июля 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2014 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Бохолдиной Е.Г.
при секретаре Романюк С.О.
с участием представителя истца Бородкиной К.А.
представителя ответчика Мальцева А.Б.
представителя третьего лица Прокошева П.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1895/2014 по иску Администрации города Мурманска в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северсервис» о признании действий незаконными,
установил:
Администрация города Мурманска в интересах неопределенного круга потребителей обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северсервис» (далее по тексту ООО УК «Северсервис») о признании действий незаконными. В обоснование требований указала, что в администрацию города Мурманска поступила жалоба жильца дома № *** по улице *** в г. Мурманске о факте получения квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг от нескольких управляющих организаций, а именно ООО «УК «Северсервис» и ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ». При этом 22 января 2014 года собственниками многоквартирного дома проведено общее собрание в форме заочного голосования по вопросу расторжения договора управления с управляющей организацией ООО «УК «Северсервис» и выборе новой управляющей компании ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ». Количество голосов собственников, принявших участие в общем собрании и проголосовавших «За» по всем вопросам повестки дня составило 66,49 % от общего количества голосов собственников. На основании принятого решения общего собрания собственниками помещений указанного дома были заключены договора управления с ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ», которое приступило к управлению многоквартирным домом с 01 марта 2014 года. Однако в нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик продолжает выставлять платежные документы за жилищно-коммунальные услуги жильцам указанного дома, несмотря на прекращение с ним договора управления и юридическое прекращение своих полномочий как управляющей организации. Просит признать действия ответчика по направлению жильцам многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома незаконными, обязать ООО УК «Северсервис» прекратить действия по взиманию платы с жильцов многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске путем предъявления платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске.
В последующем представителем администрации города Мурманска в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были уточнены исковые требования, просит суд признать действия ответчика по направлению жильцам многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за март, апрель 2014 года незаконными.
Представитель истца, действующая на основании доверенности, Бородкина К.А. в судебном заседании уточненные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «УК «Северсервис», действующий на основании доверенности Мальцев А.Б, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что с 01 ноября 2013 года начисление и выставление квитанций по оплате жилищно-коммунальных в отношении многоквартирного дома *** по улице *** в городе Мурманске осуществляет ООО «Центр Учета и Начисления» на основании агентского договора № *** от 01 ноября 2013 года. Согласно имеющейся у ответчика информации у потребителей коммунальных услуг, проживающих в указанном доме имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в период управления домом ООО «УК «Северсервис», в связи с чем ООО «Центр Учета и Начисления» осуществляет выставление долговых квитанций, лицам в указанном многоквартирном доме, не погасившим имеющуюся задолженность. Вместе с тем ООО «УК «Северсервис» не осуществляет действий, являющихся предметом исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ» действующий на основании доверенности, Прокошев П.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил, что с 01 марта 2014 года управление многоквартирным домом № *** по улице *** в г. Мурманске на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в указанном доме осуществляет ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ».
Третье лицо Смердова И.М. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на жилище закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 46 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав неопределенного круга потребителей.
Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 (в редакции от 25 июня 2012 года) «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Учитывая, что администрация города Мурманска обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей, суд приходит к выводу, что заявление подано администрацией города Мурманска в пределах предоставленных ей законом полномочий.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно положениям части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещения в многоквартирном доме.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен статьями 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Таким образом, из содержания норм частей 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Анализируя вышеприведенные положения статей 153, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится один раз, двойное взимание жилищно-коммунальных платежей не допускается.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ООО «УК «Северсервис» осуществляло управлением многоквартирным домом *** по улице *** в городе Мурманске, с 01 марта 2014 года по настоящее время управление многоквартирным домом осуществляет ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ».
Материалами дела также подтверждается, что Комитетом по жилищной политике Администрации г. Мурманска проведена проверка правомерности принятия собственниками помещений решения о выборе ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ» в качестве управляющей организации в многоквартирном доме по адресу: город Мурманск, улица ***, дом *** по итогам общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования, по результатам которой установлено, что нарушений порядка принятия решения общим собранием собственников многоквартирного дома № *** по улице *** в г. Мурманске по вопросам расторжения договора управления с ООО «УК «Северсервис» и выбора ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ» в качестве управляющей организации не выявлено. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 31 марта 2014 года, ответчиком не оспорено (л.д.39-41).
В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок расторжения договора управления многоквартирным домом.
В силу пункта 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В силу статьи 452 Гражданского Кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно пункту 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяют сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении вопроса о расторжении которого по основаниям, установленным пунктом 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, действует специальный режим правового регулирования, - такой договор может быть прекращен по инициативе собственников помещений в одностороннем порядке. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязательной последовательности действий при одностороннем расторжении договора.
22 января 2014 года протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *** по улице *** в городе Мурманске принято решение о расторжении ранее заключенного договора управления с ООО «УК «Северсервис» и выборе новой управляющей компании многоквартирным домом ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ» (л.д.14-18).
На основании принятого решения общего собрания собственниками жилых помещений указанного дома заключен договор управления с ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ», которое согласно договору приступило к управлению многоквартирным домом № *** по улице *** с 01 марта 2014 года (л.д.19-34).
Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске от 22 января 2014 года, никем не оспорено, управляющей организацией, правомочной осуществлять управление указанным многоквартирным домом является ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее Правила).
Согласно пункту 4 Правил управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Управляющая компания, заключая договоры с ресурсоснабжающими организациями, всего лишь организовывает оказание ресурсоснабжающими организациями коммунальных услуг собственникам помещений, исполнителем которых она является постольку, поскольку действует в рамках договора управления многоквартирным домом, а не в связи с фактическим оказанием услуг.
Согласно пункту 31 Правил в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок его расторжения в случае прекращения обязательства исполнителя предоставлять коммунальную услугу, включая обязанность исполнителя проинформировать ресурсоснабжающую организацию о наступлении указанного обстоятельства в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки.
В соответствии с пунктом 15 Правил договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса, определенной с учетом положений пункта 19 настоящих Правил, где закреплено поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Таким образом, в порядке, предусмотренном законодательством, ресурсоснабжающие организации вправе заключать с полномочной управляющей компанией договор на поставку коммунальных ресурсов, путем распространения их условий на отношения, возникшие с даты с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям. При этом тот факт, что в настоящее время такие договоры заключены с иной управляющей организацией не имеет правового значения с точки зрения оценки действий неполномочной управляющей организации по выставлению квитанций за коммунальные услуги.
Кроме того, судом установлено, что договоры между ресурсоснабжающими организациями и ООО «ЖИЛСПЕЦСТРОЙ» заключены.
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела платежных документов (л.д.35,37), которые формировались от имени управляющей организации ООО «УК «Северсервис», последняя с марта 2014 года продолжала выставлять квитанции и взимать плату с граждан, проживающих в доме *** по улице *** в городе Мурманске, включая плату за содержание и ремонт, фактически не оказывая данных услуг, что не может быть признано законным.
Согласно сообщения ООО «Центр Учета и Начисления» от 01 июля 2014 года следует, что в апреле 2014 года ООО «Центр Учета и Начисления» начислил и выпустил квитанции по дому *** по улице *** в городе Мурманске в пользу ООО «УК «Северсервис». Повторное уведомление от ООО «УК «Северсервис» о необходимости прекращения начисления и выставления платежных документов нанимателям и собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: город Мурманск, улица *** дом *** с 01 марта 2014 года, ООО «Центр Учета и Начисления» получил 05.05.2014 года. Ранее уведомления о прекращении начислений ООО «Центр Учета и Начисления» не получал. В настоящее время ООО «Центр Учета и Начисления» осуществляет выпуск долговых квитанций для тех нанимателей и собственников помещений у кого имеется задолженность (л.д.97).
Доказательств того, что ООО «Центр Учета и Начисления» в марте 2014 года получило уведомление о необходимости прекращения начисления и выставления платежных документов по адресу: город Мурманск, улица *** дом *** с 01 марта 2014 года ответчиком в материалы дела не представлено.
Законом возможность управления одним многоквартирным домом двумя управляющими организациями не предусмотрена, равно как и возможность выставления платежных документов по оплате коммунальных услуг по ремонту и содержанию многоквартирного дома и взиманию платы с жильцов одного многоквартирного дома двумя управляющими организациями.
При таких обстоятельствах требования истца о признании действий общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северсервис» по направлению жильцам многоквартирного дома *** по улице *** в городе Мурманске платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за март, апрель 2014 года незаконными подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Администрации города Мурманска в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северсервис» о признании действий незаконными удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северсервис» по направлению жильцам многоквартирного дома *** по улице *** в городе Мурманске платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за март, апрель 2014 года незаконными.
Взыскать с общества с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северсервис» государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Г.Бохолдина