Дело № года
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года <адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.А.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску фио к Администрации Богородского городского округа <адрес> о сохранении части жилого дома в реконструированном виде и о признании права собственности на реконструированную часть жилого дома,
Установил:
фио обратился в суд с иском к Администрации Богородского городского округа <адрес> о сохранении части жилого дома в реконструированном виде и о признании права собственности на реконструированную часть жилого дома.
В обоснование своих исковых требований истец фио ссылается на то, что он является собственником части жилого дома площадью 45, 7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Также он является собственником земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером № на котором расположена часть жилого дома.
Указанные объекты образованы в 2013 году в результате раздела дома и земельного участка между истцом и фио
После раздела дома и земельного участка с согласия фио в период с 2013 года по 2015 года, истец произвел реконструкцию своей части жилого дома. Возвел пристройку к своей части жилого дома и мансардный этаж, для входа в мансарду, в результате площадь части дома увеличилась до 117, 2 кв.м.
В целях внесения изменений в сведения ЕГРН, фио обратился ДД.ММ.ГГГГ в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо Администрации Богородского городского округа <адрес> с приложением выкопировок из Генплана и Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования «Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района <адрес>».
На основании градостроительного плана с помощью специализированной организации ООО «Параллакс» была подготовлена схема планировочной организации земельного участка, в которой были отражены фактические параметры произведенной истицей реконструкции, получены необходимые согласования в сетевых организациях, а также в Главном управлении культурного наследия <адрес>. Данные документы были представлены ДД.ММ.ГГГГ фио посредством портала Мосрегуслуги в Администрацию Богородского городского округа <адрес> вместе с уведомлением о реконструкции объекта ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в приеме уведомления в связи с тем, что указанная услуга не предоставляется администрацией в силу положений п.4 ч.4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>», согласно которой выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении, в том числе, реконструкции жилых домов блокированной застройки относится к полномочиям Министерства жилищной политики <адрес>.
Истец фио не согласен с данным отказом и просит принять решение о сохранении в реконструированном виде части жилого дома с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>
Признать за фио право собственности на реконструированную часть жилого дома с кадастровым номером №, площадью 117, 2 кв.м.
В судебном заседании истец фио и его представитель по доверенности фио, заявленные требования поддержали, дали объяснения аналогичные установочной части решения суда объяснения.
Представитель ответчика - Администрации Богородского городского округа <адрес> – фио, действующая по доверенности, иск не признала, представила письменные возражения на иск (л.д.99 – 101).
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом. От него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.68).
Третье лицо фио в судебное заседание не явилась, о явке в суд извещена надлежащим образом. От нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором также указала, что против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает (л.д.77).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и третьего лица фио
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 340 -ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № - ФЗ), правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу Закона № - ФЗ начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса (в редакции Закона № - ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
Также, частями 19, 20 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено направление уполномоченным органом уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным требованиям, в том числе в случае, если параметры построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Истец фио, на основании Договора реального раздела жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ является собственником части жилого дома общей площадью 45, 7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.37 – 38, 36).
Сособственником другой части жилого дома является фио
Также фио принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 700 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по вышеуказанному адресу (л.д.39).
С согласия фио истец фио произвел реконструкцию принадлежащей ему части жилого дома, а именно возвел пристройку к своей части жилого дома и мансардный этаж, в результате чего общая площадь принадлежащей ему части жилого дома увеличилась с 45,7 кв.м. до 117, 2 кв.м.
Истцом фио был получен градостроительный план земельного участка, произведена топосъемка земельного участка, получены согласования с АО «Богородская электросеть», с ПАО « Ростелеком» МРФ «Центр» (л.д.49).
Получено заключение Главного управления культурного наследия <адрес> (л.д.52).
ДД.ММ.ГГГГ истцом фио в адрес ответчика было направлено уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Богородского городского округа <адрес> отказала фио в приеме уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома на земельном участке в связи с тем, что в соответствии с п.4 ч.4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>», выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых домов блокированной застройки относится к полномочиям Министерства жилищной политики <адрес>.
Суд считает данный отказ необоснованным, по следующим основаниям.
Распоряжением Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>».
Согласно п.10.1.4 Административного регламента в случае обращения за получением Государственной услуги в части получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства:
10.1.4.1. Правоустанавливающие документы на земельный участок, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
10.1.4.2. Утвержденная документация по планировке и межеванию территории в отношении территории, на которой расположен земельный участок.
10.1.4.3. Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (приложение 9 и приложение 9.1 к настоящему Административному регламенту).
10.1.4.4. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта индивидуального жилищного строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта (приложение 9.2 к настоящему Административному регламенту).
Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства прилагать к заявлению не требуется в случае, если в заявлении указывается на типовое архитектурное решение, утвержденное в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения.
Обязательным приложением к разрешению на строительство объекта индивидуального жилищного строительства является представленное застройщиком описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
10.1.4.5. Согласие всех правообладателей объекта индивидуального жилищного строительства в случае реконструкции такого объекта.
10.1.4.9. Градостроительный план земельного участка.
10.ДД.ММ.ГГГГ. Заключение Главного управления культурного наследия <адрес> о соответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов индивидуального жилищного строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального.
В силу п.13.1. Административного регламента основаниями для отказа в регистрации заявления на предоставление Государственной услуги являются:
12.1.1. Некорректное заполнение обязательных полей в заявлении, формируемом с использованием специальной интерактивной формы на РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным Административном регламентом).
12.1.2. Обращение за Государственной услугой, предоставление которой не предусматривается Административным регламентом.
12.1.3. Обращение за предоставлением Государственной услуги, не предоставляемой Администрацией.
12.1.4. Представление некачественных электронных копий (электронных образов) документов, не позволяющих в полном объеме прочитать текст документа и/или распознать реквизиты документа.
12.1.5. Поступление заявления, аналогичного ранее зарегистрированному заявлению, срок оказания Государственной услуги по которой не истек.
12.1.6. Предоставление заявления и иных документов в электронной форме, подписанных с использованием простой ЭП, не принадлежащей Заявителю (представителю Заявителя).
12.1.7. Представление заявления, подписанного неуполномоченным лицом.
12.1.8. Представление интересов Заявителя неуполномоченным лицом.
12.1.9. Представление заявления, оформленного с нарушением требований Административного регламента (приложение 8 к настоящему Административному регламенту), в том числе некорректное (неполное либо неправильное) заполнение обязательных полей в форме заявления.
12.1.10. Предоставление неполного комплекта документов, предусмотренного подпунктами 10.1.1-10.1.3 настоящего Административного регламента.
12.1.11. Представление документов, утративших силу, в случаях, когда срок действия установлен в таких документах или предусмотрен законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области на момент обращения за предоставлением Государственной услуги.
12.1.12. Представление документов, содержащих противоречивые сведения, незаверенные исправления, подчистки, помарки.
12.1.13. Представление документов, текст которых не поддается прочтению.
12.1.14. Документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
12.1.15. Форма поданного представителем Заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата предоставления Государственной услуги, заявления не соответствует форме заявления, установленной Административным регламентом (приложение 8 к настоящему Административному регламенту).
12.2. Решение об отказе в регистрации документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, оформляется по форме согласно приложению 5 к настоящему Административному регламенту, подписывается ЭП уполномоченного должностного лица Администрации и направляется Заявителю в личный кабинет РПГУ с указанием причин отказа не позднее первого рабочего дня, следующего за днем подачи заявления.
Основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги являются:
13.1.1. Несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, в части:
13.1.1.1. Несоответствия представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом.
13.1.1.2. Несоответствия представленных документов требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется).
13.1.2. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
13.1.3. Несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка.
13.1.4. Несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
13.1.5. Поступившее от Главного управления культурного наследия Московской области заключение о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов индивидуального жилищного строительства, установленным градостроительным регламентом, применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, в случае, предусмотренном частью 11.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
13.2. Основаниями для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство являются:
13.2.1. Строительство, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство, предусмотренного частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что подтверждается отсутствием документов (в том числе, по межведомственным запросам), подтверждающих факт начала строительства.
13.2.2. Непредставление оригинала разрешения на строительство, выданного на бумажном носителе, в случае и сроки, предусмотренные подпунктом 10.2 настоящего Административного регламента.
13.3. Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:
13.3.1. Отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1-4 части 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
13.3.2. Недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок об образовании земельного участка.
13.3.3. Несоответствие планируемого размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном частью 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
13.3.4. Не предоставление оригинала разрешения на строительство в случае и сроки, предусмотренные пунктом 10.2 Административного регламента.
13.4. Основаниями для отказа в исправлении технической(их) ошибки(ок) в разрешении на строительство, выданном Администрацией, являются:
13.4.1. Не предоставление оригинала разрешения на строительство, выданного на бумажном носителе, в случае и сроки, предусмотренные пунктом 10.2 Административного регламента.
13.4.2. Отсутствие факта допущения технической(их) ошибки(ок) при выдаче разрешения на строительство.
13.5. Основания для отказа в выдаче повторного экземпляра (дубликата) разрешения на строительство, выданного Администрацией, не предусмотрены.
Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (часть 15 статьи 55 Градостроительного кодекса в редакции Федерального закона N 340-ФЗ).
В соответствии с ч.16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Как усматривается из материалов дела основанием для отказа в предоставлении истцу государственной услуги указано, что выдача разрешения на строительство, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых домов блокированной застройки относится к полномочиям Министерства жилищной политики Московской области.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ часть жилого дома, назначение: жилое, общей площадью 45, 7 кв.м., расположена по <адрес>. Право собственности зарегистрировано на основании договора реального раздела жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
Сведений о том, что принадлежащая истцу фио часть жилого дома, является домом блокированной застройки, материалы дела не содержат, в выписке из ЕГРН таких сведений также не имеется. Кроме того, спорная часть жилого дома расположена на земельном участке площадью 700 кв.м. с кадастровым номером № вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.39).
Таким образом, принадлежащая истцу фио часть жилого дома не является домом блокированной застройки, в связи с чем, отказ Администрации Богородского городского округа в предоставлении государственной услуги является неправомерным.
Учитывая, что иных оснований, по которым истцу фио может быть отказано в предоставлении государственной услуги, в уведомление об отказе в приеме уведомления о планируемой реконструкции части жилого дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, не указано, то суд приходит к выводу о том, что имеются основания для сохранения принадлежащей истцу части жилого дома с кадастровым номером №, в реконструированном виде, и признании за фио права собственности на часть жилого дома с кадастровым номером № в реконструированном виде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск фио к Администрации Богородского городского округа <адрес> о сохранении части жилого дома в реконструированном виде и о признании права собственности на реконструированную часть жилого дома - удовлетворить.
Сохранить часть жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, №, <адрес>, в реконструированном виде.
Признать за фио право собственности на часть жилого дома площадью 117, 2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в реконструированном виде.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ГКН и в сведения ЕГРН в части изменения площади части жилого дома с кадастровым номером №.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: (подпись)