Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-103/2022 ~ М-24/2022 от 28.01.2022

дело

УИД 52RS0-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                       22 марта 2022 года

Сеченовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Мишагиной А.П.,

при секретаре судебного заседания Коноваловой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сеченовского района прокурора, действующего в интересах ФИО1, к администрации Сеченовского муниципального района <адрес> о возложении обязанности предоставить на основании договора найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение,

    установил:

<адрес>, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Сеченовского муниципального района <адрес>, ссылаясь на следующие обстоятельства, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, дети-сироты, включенные в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, должны получить соответствующее жилье по достижении возраста 18 лет. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и отец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишены родительских прав решением Сеченовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Сеченовского муниципального района <адрес>» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Сеченовского муниципального района.

Таким образом, в настоящее время ФИО1 в соответствии с требованиями ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч.1 ст. 15 (6-1) Закона 123-З имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. До настоящего времени отдельное благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 не предоставлено. Обязанность по обеспечению права на жилое помещение ФИО1 возложена на администрацию Сеченовского муниципального района, которая в настоящее время не исполнена. Просит обязать администрацию Сеченовского муниципального района предоставить ФИО1 на основании договора найма из специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м.

В отзыве ответчик администрации Сеченовского муниципального района <адрес> ссылаясь на нормы закона, указала, что жилые помещения, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией Сеченовского муниципального района <адрес> в порядке очереди, после получения субвенции из областного бюджета в бюджет муниципального района. В связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание истцы прокурор <адрес>, ФИО1 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах не явки в суд не представили.

В судебное заседание ответчик администрация Сеченовского муниципального района <адрес> не явилась, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержатся в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-<адрес> «О жилищной политике в <адрес>».

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, применительно к рассматриваемому делу, жилое помещение подлежало предоставлению ФИО1 по достижению им 18 лет.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и отец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишены родительских прав решением Сеченовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Сеченовского муниципального района <адрес> на 01.09.2021г. Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных законодательством оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Вышеприведенные положения не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

29.07.2019г. истец достиг возраста 18 лет. Однако в нарушение действующего законодательства жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.

Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе, полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа <адрес> (пункт 6 части 1).

Частью 2 той же статьи установлено, что государственные полномочия, определенные частью 1 настоящей статьи, передаются органам местного самоуправления на неопределенный срок.

В силу положений статьи 4 того же закона, органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на: финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета; получение разъяснений от уполномоченного органа по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов <адрес> (часть 1). Органы местного самоуправления при исполнении переданных государственных полномочий обязаны: осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> (часть 2).

Статьей 5 того же закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при исполнении переданных государственных полномочий обязаны: осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> (часть 2).

В соответствии со статьей 6 закона, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций (часть 1). Распределение субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов <адрес> на осуществление переданных государственных полномочий, утверждается законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год (часть 3).

Таким образом, на администрации Сеченовского муниципального района <адрес>, наделенной государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, лежит обязанность обеспечить ФИО1 жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, за счет финансовых средств и материальных ресурсов, переданных органами государственной власти <адрес>, предусмотренных в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год.

При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, иное означало бы нарушение гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Доводы представителя ответчика об объеме субвенций, выделенных в бюджет Сеченовского муниципального района в 2021 году для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядковый номер ФИО1 в очереди списка, правового значения не имеют и основанием к отказу в иске, признаны быть не могут.

Согласно пункту 3.3. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. <адрес> специализированного жилого помещения не может быть меньше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м)

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                                (░░░░░░░)            ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░

2-103/2022 ~ М-24/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Сеченовского района Нижегородской области
Сорокин Дмитрий Александрович
Ответчики
Администрация Сеченовского муниципального района Нижегородской области
Суд
Сеченовский районный суд Нижегородской области
Судья
Мишагина Анастасия Петровна
Дело на сайте суда
sechenovsky--nnov.sudrf.ru
28.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2022Подготовка дела (собеседование)
09.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2022Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее