Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1795/2020 от 31.07.2020

Судья Савченкова Н.Н. 33а-1795/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2020 года г. Орел

Судья судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда Угланова М.А., рассмотрев без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Орловской области к Семенову Андрею Викторовичу о взыскании задолженности по налогам,

по апелляционной жалобе Семенова Андрея Викторовича на решение Ливенского районного суда Орловской области от 11 марта 2020 года, которым с Семенова Андрея Викторовича взыскана задолженность в размере 3 307, 42 рублей, из которой задолженность по транспортному налогу – 3 300 рублей, пени -7,42 рублей,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области (далее по тексту – МИФНС России № 3 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Семенову А.В. о взыскании задолженности по налогам.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Семенов А.В. владел на праве собственности следующим имуществом:

автомобиль ВАЗ 21099, <...>

автомобиль ВАЗ 21102, <...>

автомобиль ВАЗ 21053, <...>

земельный участок по адресу: <адрес> №, площадью 4900 кв.м.;

индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> №, площадью 62,90 кв.м.;

квартира по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 58,90 кв.м.

Налоговым органом был исчислен налог за 2017 год в отношении вышеуказанного имущества административного ответчика: земельный налог 1 009 рублей, транспортный налог 3 300 рублей, имущественный налог 103 рубля за 2015,2016,2017 года, земельный налог 523 рубля.

В адрес Семенова А.В. направлено соответствующее налоговое уведомление об уплате налогов в срок не позднее 3 декабря 2018 года. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, налоговым органом исчислена сумма недоимки и пени, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате сумм налога, пени, штрафа № 27794 по состоянию на 13 декабря 2018 года в размере 4 462,700 рублей, из которых 4 412 рублей – задолженность по налогам.

Налогоплательщик в установленный срок вышеуказанное требование налогового органа не исполнил.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 г. Ливны и Ливенского района Орловской области о взыскании налоговой задолженности был отменен 8 июля 2019 года в связи с поступившими возражениями Семенова А.В.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, административный истец просил суд взыскать с Семенова А.В. задолженность в размере 3 307,42 рублей, из которой по транспортному налогу 3 300 рублей, по пени в размере 7,42 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с решением суда.

Считает, что транспортный налог за автомобили ВАЗ 21053 и ВАЗ 21099 взыскан с него необоснованно ввиду продажи указанных транспортных средств 28 сентября 2015 года и 1 января 2017 года соответственно.

По мнению заявителя, на него не может быть возложено бремя содержания указанного имущества, поскольку собственником транспортных средств в 2017 году он не являлся.

На основании положений части 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено судьей единолично, поскольку апелляционная жалоба подана на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к следующим выводам.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).

Из материалов административного дела следует, что на имя административного ответчика Семенова А.В. были зарегистрированы следующие транспортные средства:

с 8 декабря 2015 года – автомобиль ВАЗ 21099, <...>;

с 26 августа 2016 года – автомобиль ВАЗ 21102, <...>; с 24 ноября 2012 года – автомобиль ВАЗ 21053, <...>, регистрация прекращена 13 сентября 2019 года.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 64217789 от 11 сентября 2018 года со сроком уплаты, в том числе транспортного налога, не позднее 3 декабря 2018 года в размере 1 080 рублей за автомобиль ВАЗ 21053, 1 050 рублей за автомобиль ВАЗ 21099, 1 170 рублей за автомобиль ВАЗ 2110, а всего 3 300 рублей.

Ответчик свои обязательства не исполнил, в связи с чем, в его адрес было направлено требование от 13 декабря 2018 года № 27794 об уплате налога и пени, в том числе по транспортному налогу в размере 3 300 рублей и пени 7,42 рубля.

Указанные суммы налога и пени Семеновым А.В. в установленные сроки не уплачены, поэтому данная задолженность была взыскана на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 21 июня 2019 года, который был отменен 8 июля 2019 года в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ.

Принимая решение по существу уточненных административных исковых требований, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налогам и пени, сроки обращения в суд, обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении в полном объеме.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции обоснованно признаны правомерными как требование об уплате налога, так и требование о взыскании пени за неуплату налога, расчет которых судом проверен и признан математически правильным.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о необоснованном взыскании транспортного налога за автомобили ВАЗ 21053 и ВАЗ 21099 ввиду утраты на них права собственности на основании договоров купли-продажи являются несостоятельными ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

В силу пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации начисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрационного учета.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О, от 26 апреля 2016 года № 873-О и др.).

Факт государственной регистрации транспортного средства не может рассматриваться как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога.

Вместе с тем, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Необходимо устанавливать, должен ли плательщик налога предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога, в частности обратиться за прекращением регистрации транспортного средства, и, если данные действия не осуществлены, необходимо проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого. Указанная правовая позиция сформулирована, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 по делу № 306-КГ14-5609.

Возражая против удовлетворения административных исковых требований в части взыскания транспортного налога за автомобили ВАЗ 21053 и ВАЗ 21099, административный ответчик ссылается на то, что указанные транспортные средства были проданы им в 2015 и в 2017 году.

Согласно представленным в материалы дела договорам купли-продажи, автомобиль ВАЗ 21099 продан Семеновым А.В. 1 января 2017 года, автомобиль ВАЗ 21053 – 28 сентября 2015 года.

Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 13.02.2015) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Правила регистрации).

В силу пункта 5 Правил регистрации (в редакции, действовавшей в период с 17 апреля 2014 года по 10 июня 2017 года) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (ред. от 15.10.2013). утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее по тексту – Административный регламент).

Подпунктом 60.4 пункта 60 Административного регламента установлено, что регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Исходя из содержания вышеприведенных Приказов МВД России, административный ответчик имел возможность прекратить регистрацию за собой транспортных средств ВАЗ 21099 и ВАЗ 21053 после их отчуждения по договорам купли-продажи.

Таким образом, продажа транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Доказательств, подтверждающих, что с момента продажи транспортных средств Семенов А.В. был лишен возможности снять их с регистрационного учета, либо что им предпринимались к этому какие-либо меры, материалы дела не содержат.

То обстоятельство, что на автомобиль ВАЗ 21099 судебным приставом-исполнителем был наложен запрет на совершение регистрационных действий не освобождает административного ответчика от уплаты транспортного налога по данному транспортному средству за 2017 год, поскольку ограничительные меры, исходя из материалов дела, были приняты только 25 июля 2019 года.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом подробного изучения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 11 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Андрея Викторовича – без удовлетворения.

Судья М.А. Угланова

Судья Савченкова Н.Н. 33а-1795/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2020 года г. Орел

Судья судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда Угланова М.А., рассмотрев без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Орловской области к Семенову Андрею Викторовичу о взыскании задолженности по налогам,

по апелляционной жалобе Семенова Андрея Викторовича на решение Ливенского районного суда Орловской области от 11 марта 2020 года, которым с Семенова Андрея Викторовича взыскана задолженность в размере 3 307, 42 рублей, из которой задолженность по транспортному налогу – 3 300 рублей, пени -7,42 рублей,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области (далее по тексту – МИФНС России № 3 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Семенову А.В. о взыскании задолженности по налогам.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Семенов А.В. владел на праве собственности следующим имуществом:

автомобиль ВАЗ 21099, <...>

автомобиль ВАЗ 21102, <...>

автомобиль ВАЗ 21053, <...>

земельный участок по адресу: <адрес> №, площадью 4900 кв.м.;

индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> №, площадью 62,90 кв.м.;

квартира по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 58,90 кв.м.

Налоговым органом был исчислен налог за 2017 год в отношении вышеуказанного имущества административного ответчика: земельный налог 1 009 рублей, транспортный налог 3 300 рублей, имущественный налог 103 рубля за 2015,2016,2017 года, земельный налог 523 рубля.

В адрес Семенова А.В. направлено соответствующее налоговое уведомление об уплате налогов в срок не позднее 3 декабря 2018 года. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, налоговым органом исчислена сумма недоимки и пени, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате сумм налога, пени, штрафа № 27794 по состоянию на 13 декабря 2018 года в размере 4 462,700 рублей, из которых 4 412 рублей – задолженность по налогам.

Налогоплательщик в установленный срок вышеуказанное требование налогового органа не исполнил.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 г. Ливны и Ливенского района Орловской области о взыскании налоговой задолженности был отменен 8 июля 2019 года в связи с поступившими возражениями Семенова А.В.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, административный истец просил суд взыскать с Семенова А.В. задолженность в размере 3 307,42 рублей, из которой по транспортному налогу 3 300 рублей, по пени в размере 7,42 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с решением суда.

Считает, что транспортный налог за автомобили ВАЗ 21053 и ВАЗ 21099 взыскан с него необоснованно ввиду продажи указанных транспортных средств 28 сентября 2015 года и 1 января 2017 года соответственно.

По мнению заявителя, на него не может быть возложено бремя содержания указанного имущества, поскольку собственником транспортных средств в 2017 году он не являлся.

На основании положений части 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено судьей единолично, поскольку апелляционная жалоба подана на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к следующим выводам.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).

Из материалов административного дела следует, что на имя административного ответчика Семенова А.В. были зарегистрированы следующие транспортные средства:

с 8 декабря 2015 года – автомобиль ВАЗ 21099, <...>;

с 26 августа 2016 года – автомобиль ВАЗ 21102, <...>; с 24 ноября 2012 года – автомобиль ВАЗ 21053, <...>, регистрация прекращена 13 сентября 2019 года.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 64217789 от 11 сентября 2018 года со сроком уплаты, в том числе транспортного налога, не позднее 3 декабря 2018 года в размере 1 080 рублей за автомобиль ВАЗ 21053, 1 050 рублей за автомобиль ВАЗ 21099, 1 170 рублей за автомобиль ВАЗ 2110, а всего 3 300 рублей.

Ответчик свои обязательства не исполнил, в связи с чем, в его адрес было направлено требование от 13 декабря 2018 года № 27794 об уплате налога и пени, в том числе по транспортному налогу в размере 3 300 рублей и пени 7,42 рубля.

Указанные суммы налога и пени Семеновым А.В. в установленные сроки не уплачены, поэтому данная задолженность была взыскана на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 21 июня 2019 года, который был отменен 8 июля 2019 года в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ.

Принимая решение по существу уточненных административных исковых требований, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налогам и пени, сроки обращения в суд, обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении в полном объеме.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции обоснованно признаны правомерными как требование об уплате налога, так и требование о взыскании пени за неуплату налога, расчет которых судом проверен и признан математически правильным.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о необоснованном взыскании транспортного налога за автомобили ВАЗ 21053 и ВАЗ 21099 ввиду утраты на них права собственности на основании договоров купли-продажи являются несостоятельными ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

В силу пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации начисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрационного учета.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О, от 26 апреля 2016 года № 873-О и др.).

Факт государственной регистрации транспортного средства не может рассматриваться как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога.

Вместе с тем, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Необходимо устанавливать, должен ли плательщик налога предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога, в частности обратиться за прекращением регистрации транспортного средства, и, если данные действия не осуществлены, необходимо проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого. Указанная правовая позиция сформулирована, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 по делу № 306-КГ14-5609.

Возражая против удовлетворения административных исковых требований в части взыскания транспортного налога за автомобили ВАЗ 21053 и ВАЗ 21099, административный ответчик ссылается на то, что указанные транспортные средства были проданы им в 2015 и в 2017 году.

Согласно представленным в материалы дела договорам купли-продажи, автомобиль ВАЗ 21099 продан Семеновым А.В. 1 января 2017 года, автомобиль ВАЗ 21053 – 28 сентября 2015 года.

Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 13.02.2015) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Правила регистрации).

В силу пункта 5 Правил регистрации (в редакции, действовавшей в период с 17 апреля 2014 года по 10 июня 2017 года) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (ред. от 15.10.2013). утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее по тексту – Административный регламент).

Подпунктом 60.4 пункта 60 Административного регламента установлено, что регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Исходя из содержания вышеприведенных Приказов МВД России, административный ответчик имел возможность прекратить регистрацию за собой транспортных средств ВАЗ 21099 и ВАЗ 21053 после их отчуждения по договорам купли-продажи.

Таким образом, продажа транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Доказательств, подтверждающих, что с момента продажи транспортных средств Семенов А.В. был лишен возможности снять их с регистрационного учета, либо что им предпринимались к этому какие-либо меры, материалы дела не содержат.

То обстоятельство, что на автомобиль ВАЗ 21099 судебным приставом-исполнителем был наложен запрет на совершение регистрационных действий не освобождает административного ответчика от уплаты транспортного налога по данному транспортному средству за 2017 год, поскольку ограничительные меры, исходя из материалов дела, были приняты только 25 июля 2019 года.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом подробного изучения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 11 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Андрея Викторовича – без удовлетворения.

Судья М.А. Угланова

1версия для печати

33а-1795/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МРИ ФНС №3 по Орловской области
Ответчики
Семенов Андрей Викторович
Суд
Орловский областной суд
Судья
Угланова Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
03.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее