Дело №2-2775/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи О.В. Селезневой,
с участием секретаря судебного заседания – О.Н. Зубёнковой,
с участием в деле:
истицы – А.И. Леушкиной,
ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя Ж.В. Шерстобитовой, представившей доверенность от 27 июня 2013 года № 716,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.И. Леушкиной к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года № 62876/13-684, о понуждении включить ей в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов», с 7 мая 1984 года по 28 мая 1984 года, с 25 августа 1984 года по 14 сентября 1984 года, с 17 октября 1984 года по 5 сентября 1985 года в должности медицинской сестры (по совместительству) в здравпункте завода «Медпрепаратов», и о понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 24 апреля 2013 года,
установил:
А.И. Леушкина обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года № 62876/13-684, о понуждении включить ей в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 23 апреля 2013 года.
В обоснование своих требований истица указала, что решением начальника Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года за № 62876/13-684 ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, специальный стаж составил 28 лет 1 месяц 24 дней. Ответчиком не включен в специальный стаж следующие периоды работы: с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов», так как наименование учреждения и должность «заведующая здравпунктом» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а также Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Решение начальника Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск от 14 июня 2013 года за № 62876/13-684, считает незаконным и необоснованным. Основанием для отказа ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью явилось то, что наименование учреждения и должность «заведующей здравпунктом» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а также Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Следовательно, досрочная пенсия по старости за выслугу лет назначается только в зависимости от вида деятельности - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и стажа по этой специальности.
В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы. Вопрос о включении той или иной профессии, должности, учреждения в список, дающий право на получение досрочной пенсии по старости ранее общеустановленного возраста, отнесен к компетенции Правительства РФ и решается им в зависимости от специфики и характера работы, функциональных обязанностей работника, профиля и задач деятельности медицинского учреждения и других факторов, влияющих на интенсивность труда, степень благоприятного воздействия, психофизиологические нагрузки, которым подвергаются отдельные категории работников.
Согласно записи в трудовой книжке 4 октября 1983 года она была принята на должность заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов» и проработала в этой должности до 16 октября 1984 года. Ссылку ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 считает несостоятельной, так как в спорные периоды ее работы действовал Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров от 17 декабря 1959 года № 1397, которым в наименовании должностей предусмотрены врачи и другие медицинские работники. Также действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в соответствии с пунктом 1 которого врачам и среднему медицинскому персоналу, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности лечебная и иная работа по охране здоровья населения включалась в выслугу лет, дающую право на пенсию.
Постановление Совета Министров от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до 1 ноября 1999 года.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Как следует из справки от 10 июля 2013 года об уточнении характера работы она с 3 октября 1983 года по 5 сентября 1985 года работала заведующей здравпунктом Саранского завода медицинских приборов при цехе № 9. За время работы выполняла следующую лечебную деятельность: делала инъекции по назначению врача; измеряла артериальное давление, температуру тела, ставила при необходимости горчичники; делала перевязки рабочим цеха при получении травм; при необходимости выходила с врачом в цеха на рабочие места, оказывала необходимую медицинскую помощь; по указанию врача делала промывание желудка, глаз; проводила экстренную и плановую вакцино-профилактику; оказывала помощь средним медицинским работникам в проведении физиотерапевтических процедур.
По указанным основаниям, истица А.И. Леушкина просила суд признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года № 62876/-684 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить ей в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 23 апреля 2013 года (л.д. 1-4).
20 августа 2013 года истица А.И. Леушкина представила заявление об уточнении исковых требований, просила суд признать незаконным решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года № 62876/13-684 в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях», обязать Государственное учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в специальный стаж, необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды:
- с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов»;
- с 7 мая 1984 года по 28 мая 1984 года, с 25 августа 1984 года по 14 сентября 1984 года, с 17 октября 1984 года по 5 сентября 1985 года в должности медицинской сестры (по совместительству) в здравпункте завода «Медпрепаратов», а также назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях» с 24 апреля 2013 года.
В судебном заседании истица А.И. Леушкина исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ж.В. Шерстобитова относительно исковых требований А.И. Леушкиной возразила по основаниям, изложенным в обжалуемом истицей решении начальника пенсионного органа, суду объяснила, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости А.И. Леушкиной отказано законно, просила суд отказать в удовлетворении иска А.И. Леушкиной.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования А.И. Леушкиной подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23 апреля 2013 года А.И. Леушкина ДАТА рождения, обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года № 62876/13-684 истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа - требуется 30 лет, имеется 28 лет 1 месяц 24 дня.
В специальный стаж истицы не включены периоды ее работы:
- с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов», так как наименование учреждения и должность «заведующая здравпунктом» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а также Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;
- с 7 мая 1984 года по 28 мая 1984 года, с 25 августа 1984 года по 14 сентября 1984 года, с 17 октября 1984 года по 5 сентября 1985 года в должности медицинской сестры (по совместительству) в здравпункте завода «Медпрепаратов», так как наименование учреждения и должность «заведующая здравпунктом» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а также Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (л.д. 7).
Суд считает, что решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года № 62876/13-684 является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Следовательно, досрочная пения по старости за выслугу лет назначается только в зависимости от вида деятельности - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и стажа по этой специальности.
Как следует из решения ответчика и объяснений представителя ответчика Ж.В. Шерстобитовой, отказывая во включении в специальный стаж истицы периодов ее работы с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов», и с 7 мая 1984 года по 28 мая 1984 года, с 25 августа 1984 года по 14 сентября 1984 года, с 17 октября 1984 года по 5 сентября 1985 года в должности медицинской сестры (по совместительству) в здравпункте завода «Медпрепаратов», ответчик исходил из того, что наименование структурного подразделения «здравпункт» и должность «заведующая здравпунктом» не предусмотрено Списком учреждений здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Однако с данным выводом ответчика согласиться нельзя.
В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 01 ноября 1999 года может быть применено Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, в период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, затем Постановление Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 3 названных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 действительно не предусмотрено структурное подразделение «здравпункт».
Однако, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, предусмотрено наименование учреждения «амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (амбулатории, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты)» и наименование должности «врачи, фельдшеры, акушерки».
Указанное постановление утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшим до 29 октября 2002 года, установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Конституционные принципы являются гарантией равенства пенсионных прав медицинских работников независимо от того, к какому ведомству они относятся. Пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, не от ведомственной принадлежности этих учреждений.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно пункту 4 положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденному Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 12 сентября 1990 года №369/16-52, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Из трудовой книжки № А.И. Леушкиной следует, что она на основании приказа № 120 от 3 октября 1983 года с должности медицинской сестры медсанчасти переведена на должность заведующей здравпунктом цеха № 9 завода «Медпрепаратов».
В указанном учреждении А.И. Леушкина проработала до 5 сентября 1985 года (л.д. 12-19).
Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой, выданной 2 декабря 2012 года ГБУЗ Республики Мордовия «Поликлиника № 15» № 418, согласно которой А.И. Леушкина с 3 октября 1983 года по 5 сентября 1985 года работала зав. здравпунктом Саранского завода медицинских приборов при цехе № 9 (приказ № 120 от 3 октября 1983 года, приказ № 132 от 5 марта 1985 года). Работала постоянно полный рабочий день на 1,0 ставку. За весь период работы отпуск без сохранения заработной платы не предоставлялся, на курсах повышения квалификации не находилась (л.д. 53).
Согласно справке, уточняющей характер работы № 238 от 10 июля 2013 года, выданной ГБУЗ Республики Мордовия «Поликлиника № 15», А.И. Леушкина с 3 октября 1983 года по 5 сентября 1985 года работала зав.здравпунктом Саранского завода медицинских приборов при цехе № 9 (приказ № 120 от 3 октября 1983 года, приказ № 132 от 5 марта 1985 года). За время работы зав. здравпунктом выполняла следующую лечебную деятельность: делала инъекции по назначению врача; измеряла артериальное давление, температуру тела, ставила при необходимости горчичники; делала перевязки рабочим цеха при получении травм; при необходимости выходила с врачом в цеха на рабочие места, оказывала необходимую медицинскую помощь; по указанию врача делала промывание желудка, глаз; проводила экстренную и плановую вакцино-профилактику; оказывала помощь средним медицинским работникам в проведении физиотерапевтических процедур.
Согласно письму Минтруда Российской Федерации и Пенсионного Фонда России от 29 сентября 2000 года №№ 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года № 395.
Данные нормативные правовые акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1 ноября 1999 года, а также при оценке права на выплату таких пенсий, но не ранее даты их вступления в законную силу.
В пункте 5 примечания Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года № 395, указано, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, судом установлено, что учреждение, в котором работала истица в период с 4 октября 1983 год по 5 сентября 1985 года - здравпункт завода «Медпрепаратов», является врачебным здравпунктом, который являлся структурными подразделением Саранского завода медицинских приборов и его деятельность была направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению сотрудников и работников данного предприятия.
Согласно части первой статьи 19 Конституции Российской Федерации в отношении граждан недопустимо отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый льготный стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
По мнению суда, неисполнение руководителями учреждений предусмотренных законодательством требований к приведению их названий в соответствие с Перечнем структурных подразделений не должно ограничивать права работников на их пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N30 от 11 декабря 2012года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта1 статьи27 Федерального закона N173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008года N319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта1 статьи27 Федерального закона N173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002года N781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт3 названных Правил).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, регулирующими пенсионные правоотношения, основанием применения льготного стажа является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения, выполнение которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Истица в оспариваемые периоды своей трудовой деятельности фактически исполняла обязанности заведующей здравпунктом пунктом и медицинской сестры (по совместительству).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Должностная инструкция зав.здравпунктом Саранского завода медицинских препаратов при цехе № 9 (за период с 1983 года по 1985 год) свидетельствует о том, что на данную должность назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "медицинская сестра" (л.д. 9-10). Истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, а именно обязанности медицинской сестры наряду с обязанностями заведующей здравпунктом, что также подтверждается объяснениями самой истицы.
Кроме того, согласно перечню соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, утвержденному приказом Минздрава Российской Федерации от 19 января 1999 года № 18 «О введении в действие указанного перечня» должности заведующего здравпунктом и заведующего медпунктом соответствуют специальности фельдшера (медицинская сестра).
Анализ указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что истица в оспариваемые периоды своей трудовой деятельности фактически исполняла обязанности медицинской сестры, что соответствует Списку должностей и учреждений (утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учетом вышеуказанного, а также считая, что пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, суд приходит к выводу о необходимости включения периодов работы с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов», и с 7 мая 1984 года по 28 мая 1984 года, с 25 августа 1984 года по 14 сентября 1984 года, с 17 октября 1984 года по 5 сентября 1985 года в должности медицинской сестры (по совместительству) в здравпункте завода «Медпрепаратов» в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 23 апреля 2013 года, А.И. Леушкина с учетом включенных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы истицы, а также оспариваемых ответчиком и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда периодов ее работы с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов», и с 7 мая 1984 года по 28 мая 1984 года, с 25 августа 1984 года по 14 сентября 1984 года, с 17 октября 1984 года по 5 сентября 1985 года в должности медицинской сестры (по совместительству) в здравпункте завода «Медпрепаратов», имела специальный стаж 30 лет 1 день, что подтверждается материалами пенсионного дела истицы, при требуемом тридцатилетним стаже работы, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.
Таким образом, с учетом включенных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы истицы, оспариваемых ответчиком и подлежащих включению в специальный стаж согласно выводам суда, у истицы возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 24 апреля 2013 года.
При таких обстоятельствах заявленные истицей А.И. Леушкиной требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление А.И. Леушкиной оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.
В этой связи, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск А.И. Леушкиной к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года № 62876/13-684, о понуждении включить ей в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов», с 7 мая 1984 года по 28 мая 1984 года, с 25 августа 1984 года по 14 сентября 1984 года, с 17 октября 1984 года по 5 сентября 1985 года в должности медицинской сестры (по совместительству) в здравпункте завода «Медпрепаратов» и о понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 24 апреля 2013 года, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 июня 2013 года № 62876/13-684 об отказе в назначении А.И. Леушкиной досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть А.И. Леушкиной в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 4 октября 1983 года по 6 мая 1984 года, с 29 мая 1984 года по 18 июня 1984 года, с 15 июля 1984 года по 24 августа 1984 года, с 15 сентября 1984 года по 16 октября 1984 года в должности заведующей здравпунктом завода «Медпрепаратов», с 7 мая 1984 года по 28 мая 1984 года, с 25 августа 1984 года по 14 сентября 1984 года, с 17 октября 1984 года по 5 сентября 1985 года в должности медицинской сестры (по совместительству) в здравпункте завода «Медпрепаратов».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить А.И. Леушкиной с 24 апреля 2013 года досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу А.И. Леушкиной 200 (двести) рублей в возмещение расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева