Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1049/2020 ~ М-642/2020 от 27.03.2020


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 сентября 2020 года город Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Никулиной Е.Б., с участием: представителя истца по доверенности – Парфеновой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1049/2020 по исковому заявлению администрации муниципального района Ставропольский Самарской области к Дельчевой Людмиле Васильевне об обязании освободить самовольно занятый земельный участок от ограждения,

встречному иску Дельчевой Людмилы Васильевны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, установлении границ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просит обязать Дельчеву Л.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, освободить самовольно занятый земельный участок, ориентировочной площадью 168,00 кв.м, а именно: северо-западной часть участка (144,00 кв.м) от ограждения, восточную часть от капитальной постройки-погреба 6 кв.м, северо-восточную часть от металлического гаража площадью 18,00 кв.м, расположенные с северо-восточной, северо-западной, восточной стороны от дома <адрес> своими силами и за свой счет в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявленные требования мотивированны тем, что инспекцией муниципального контроля администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, была проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства Дельчевой Л.В., являющейся пользователем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ подготовлено уведомление о проведении проверки. Данное уведомление получено Дельчевой Л.В. лично под роспись.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки было установлено, что с северо-западной и северо-восточной, восточной сторон от дома <адрес> Дельчева Л.В. без правоустанавливающих документов использует земельный участок, ориентировочной площадью 168,00 кв.м, а именно: северо-западная часть участка (144,00 кв.м) по периметру огорожена, используется под огород, восточная часть используется под размещение капитальной постройки (погреб 6 кв.м), северо-восточная часть использования под размещение металлического гаража (18 кв.м).

Указанная территория используются Дельчевой Л.В. без правоустанавливающих документов, земельный участок по вышеуказанному адресу на кадастровый учет не поставлен, право не зарегистрировано, в связи с чем используются Дельчевой Л.В. самовольно, за что статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.

ДД.ММ.ГГГГ по роспись выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения земельного законодательства под роспись Дельчевой Л.В. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению истца в действиях Дельчевой Л.В. усматриваются признаки нарушения ст.ст. 25,26 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ею допущено самовольное занятие земельного участка ориентировочной площадью 168,00 кв.м, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.

Ответчик Дельчева Л.В. обратилась со встречным исковым заявлением к администрации м.р. Ставропольский Самарской области, в котором с учетом уточнения просит признать право собственности за Дельчевой Л.В. в порядке наследования после смерти Дельчева Н.С. на земельный участок площадью 910,00 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для приусадебного хозяйства, кадастровым номером , по адресу: <адрес> определить местоположение границ указанного земельного участка в фактической конфигурации в соответствии с координатами характерных точек, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером Оленичевым А.А.

Также просит указать, что решение суда является основанием для внесения в Еденный государственный реестр недвижимости сведений о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что согласно свидетельству о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ , на основании Малого Совета Васильевского с/совета для приусадебного хозяйства Дельчеву Н.С.- (супругу истца) предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Дельчев Николая Степанович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ЕР от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с ошибкой в свидетельстве о праве собственности в отчестве наследодателя (вместо: Степанович, указан: Семенович), Дельчева Л.В. не оформила право собственности на указанный земельный участок, однако, фактически приняла наследственное имущество, обрабатывает его и несет бремя содержания.

Представитель истца (по основному иску)- администрации м.р. Ставропольский в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть в свое отсутствие.

Ранее представлен письменный отзыв на встречное исковое заявление, в котором указано, что Дельчевой Л.В. не представлены доказательства возникновения права собственности на земельный участок с площадью 910,00 кв.м, с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в связи с этим, просит отказать в удовлетворении заявленных требований Дельчевой Л.В.

Представитель Дельчевой Л.В. (ответчик по основному иску, истец по встречному иску) – Парфенова Е.М. в судебном заседании основные исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать, встречное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.

Представитель третьего лица – ПАО «МРСК Волги» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие и указал, что решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Самараэнерго», отраженным в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ В, ОАО «Самараэнерго» реорганизовано путем выделения: в ОАО «Самарская Территориальная Генерирующая Компания», в ОАО «Самарская Распределительная Компания», в ОАО «Самарская Магистральная Компания».

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Самарская Распределительная Компания» совместно с ОАО «Саратовская Распределительная Компания» и ОАО «Ульяновская Распределительная Компания» заключили договор о присоединении к ОАО «Волжская МРК». Решением общего собрания акционеров ОАО «Волжская МРК» было реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги».

ДД.ММ.ГГГГ в связи с приведением наименования ОАО «МРСК Волги» в соответствие с требованиями главы 4 Гражданского кодекса РФ наименование Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» изменено на Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги».

Согласно п.2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1.7.Устава, ПАО «МРСК Волги» является правопреемником ОАО «Волжская МРК» по всем правам и обязанностям.

ОАО «Самароэнерго» Жигулевские электрические сети передало жилой фонд, расположенный в <адрес> (Постановление администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ , Постановление комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ ).

На основании заявления ОАО «Самараэнерго» Жигулевские электрические сети от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии землеотводных документов ЖЭС, земельный участок с площадью 1,2513 га, занимаемый вышеуказанными жилыми домами, был передан в муниципальную собственность Ставропольского района.

Свидетельство на право пользования на землю от ДД.ММ.ГГГГ , выданное ОАО «Самараэнерго» Жигулевские электрические сети, признано утратившим силу Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Объекты ПАО «МРКС Волги» на данной территории не расположены.

Представитель третьего лица- администрации с.п. Васильевка м.р. Ставропольский в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Ранее представлял возражение на исковое заявление, в котором указал, что на территории с.п. Васильевка в с. Васильевка расположен участок с юго-восточной стороны от <адрес>, пользователем которого является ответчик Дельчева Л.В.

Согласно инвентаризации земель населенного пункта Васильевской сельское администрации Ставропольского района Самарской области том II книга 1 Землеустроительное дело по инвентаризации земель кадастровых кварталов №№1-5 с. Васильевка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок землепользователь, землевладелец является Васильевская сельская администрация, категория земель: земли сельскохозяйственного использования, свидетельство на земельный участок не выдавалось, земельный участок не разделялся, площадь фактически 0,3141 га.

Администрация с.п. Васильевка полагает, что территория используется без правоустанавливающих документов.

Но учитывая, что документы, определяющие местоположение границ земельного участка отсутствуют, установить границы земельного участка не представляется возможным.

В рамках исполнения налогового законодательства на территории сельского поселения Васильевка, сведения о налогоплательщиках за земельный участок, расположенный с юго-восточной стороны от дома , не поступают. Земельный налог за указанный земельный участок не оплачивается.

В связи с изложенным администрация с.п. Васильевка м.р. Ставропольский полагает, что законных прав на владение и распоряжение земельным участком за ответчиком не закреплено.

Суд, с учетом мнения представителя ответчика по основному иску, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя истца по основному иску и третьих лиц.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что инспекцией муниципального контроля администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, была проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства Дельчевой Л.В., являющейся пользователем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается Постановлением администрации м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ подготовлено уведомление о проведении проверки. Данное уведомление получено Дельчевой Л.В. лично под роспись (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки было установлено, что с северо-западной и северо-восточной, восточной сторон от дома <адрес> Дельчева Л.В. без правоустанавливающих документов использует земельный участок, ориентировочной площадью 168,00 кв.м, а именно: северо-западная часть участка (144,00 кв.м) по периметру огорожена, используется под огород, восточная часть используется под размещение капитальной постройки (погреб 6 кв.м), северо-восточная часть использования под размещение металлического гаража (18 кв.м).

Указанная территория используются Дельчевой Л.В. без правоустанавливающих документов, земельный участок по вышеуказанному адресу на кадастровый учет не поставлен, право не зарегистрировано, в связи с чем используются Дельчевой Л.В. самовольно, статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.

О чем составлен акт П от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения земельного законодательства под роспись Дельчевой Л.В. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-18).

По мнению истца в действиях Дельчевой Л.В. усматриваются признаки нарушения статьи 25,26 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ею допущено самовольное занятие земельного участка ориентировочной площадью 168,00 кв.м, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.

В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О ведении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», органам местного самоуправления предоставляются полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, органом уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком, является администрация муниципального района Ставропольский Самарской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года N 137 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Статьей 3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).

В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок, должно быть восстановлено, а действия нарушающие право на земельный участок или создающие угрозу его нарушения, пресечены.

Ч. 2 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Согласно абз. 7 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Вместе с тем, в соответствии со ст.ст. 3, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит действительное, а не предполагаемое право лица, обращающегося в суд.

Возможность предъявления иска о сносе самовольной постройки в суд следует из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности.

К таким принципам согласно ст. 2 ГрК РФ, в частности, относятся: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из иска истца сохранение ограждения и незаконное использование земельного участка ограничивает доступ на земельный участок, являющийся муниципальной собственностью.

Вместе с тем, ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации определены пределы осуществления гражданских прав. В частности, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие ст. 12 ГК РФ.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

При этом способ защиты и восстановления нарушенного права должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Из анализа ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что именно истец должен представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены и что используемый им способ защиты влечет пресечение нарушения и восстановление права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 45 совместного Постановление Пленума Верховного Суда и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу ст.ст. 304,305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Установлено, что согласно свидетельству о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ , на основании Малого Совета Васильевского с/совета для приусадебного хозяйства Дельчеву Н.С.- (супругу истца) предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Дельчев Николая Степанович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ЕР от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с ошибкой в свидетельстве о праве собственности в отчестве наследодателя (вместо: Степанович, указан: Семенович), Дельчева Л.В. не оформила право собственности на указанный земельный участок, однако, фактически приняла наследственное имущество, обрабатывает.

На момент предоставления указанного земельного участка Дельчев Н.С. состоял в зарегистрированном браке с Дельчевой Л.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-ЕР от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. 128 и 129, пп. 1 и 2 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Учитывая указанные нормы, указанный земельный участок является совместной собственностью Дельчева Н.С. и Дельчевой Л.В. (по 1/2 доли у каждого), что не оспаривалось.

В силу ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

На основании изложенного, Дельчева Л.В. является наследником первой очереди после смерти Дельчева Н.С.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Дельчева Л.В. пользуется данным земельным участком, обрабатывает его.

В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Частью 2. ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 19 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.

Согласно ст. 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специального разрешении не требуется.

С учетом вышеизложенного и представленных доказательств, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования Дельчевой Л.В., поскольку она после смерти наследодателя фактически приняла спорное наследственное имущество и намерена распорядится имуществом.

Доказательств того, что занятая Дельчевой Л.В. указанная площадь земельного участка является самостоятельным объектом и не входящим в состав земельного участка, по адресу: <адрес>, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района <адрес>.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с тем, что площадь данного земельного участка является ориентировочной (декларированной) и границы не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, Дельчева Л.В. обратилась в ООО «РегБТИ» к кадастровому инженеру Оленичеву А.А., которым подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.11.1 Земельного Кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В силу ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельного участка такими характеристиками являются, в том числе: кадастровый номер; описание местоположения объекта недвижимости; площадь участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).

В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Согласно заключению кадастрового инженера, на земельный участок с местоположением: <адрес>, КН , были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Земельный участок принадлежит на праве собственности Дельчеву Н.С. Площадь земельного участка по Свидетельству на право собственности , составляет 400,00 кв.м.

В ходе выполнения кадастровых работ было выявлено, что Дельчев Н.С., умер и на данный момент в наследство по закону вступает его супруга ФИО3.

Для подтверждения местоположения земельного участка на местности 15 и более лет был сделан запрос в Управление Росреестра по Самарской области о предоставление материалов инвентаризации и иных графических документов на земельный участок расположенного по адресу: <адрес> был получен план составлен на основании компьютерной обработки масштабированных снимков м 1:2000, изготовленных на основании летно-съемочных работ 1994 года и материалов их плановой привязки и дешифрирования 1997г.

Согласно 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В данном случае документом, подтверждающем право на земельный участок является Свидетельству на право собственности .ДД.ММ.ГГГГ, которое выдавалось без графической части, подтверждающей местоположение границ участка.

Таким образом, определить местоположение границ земельного участка на основании документа, подтверждающего право не земельный участок не предоставляется возможным.

В связи с выше изложенным в отношении данного земельного участка был проведен выезд на местность и производился замер границ земельного участка по фактически сложившимся границам, которые не изменялись в течение 15 лет и более. Сложившиеся границы земельного участка обозначены на местности капитальным забором. Замер производился геодезическим способом с использованием высокоточного сертифицированного оборудования (Дальномер лазерный Leica DISTO TM). В процессе компьютерной обработки вычислены координаты всех углов поворота границ.

Площадь вычислена автоматизировано по координатам и составила 910,00 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером является многоконтурным, состоит из 5-ти контуров: (1) – 18,0 кв.м, (2) – 373,87 кв.м, (3) – 6,59 кв.м, (4) – 17,39 кв.м, (5) – 494,41 кв.м.

Минимальная площадь, на которую может уточниться земельный участок по с.п.Васильевка с разрешенным использованием – Сх1 «Зона сельскохозяйственных угодий, согласно ПРАВИЛАМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ с.п.Васильевка ( от ДД.ММ.ГГГГ.) для территориальной зоны Сх1 установлен и составляет 1000 кв. м. В данном случае площадь земельного участка уточнилась на 510 кв. м., что не превышает предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Принимая во внимание выше изложенное, учитывая материалы межевания и информацию об определении границ земельного участка, считаю местоположение уточненных границ земельного участка обоснованными.

В ходе выполнения кадастровых работ было выявлено следующее, в <адрес> располагается многоквартирный жилой дом, в 1992 г., при покупки квартиры собственникам были предоставлены участки рядом с МКД, некоторые собственники квартир приватизировали участки (им выдали свидетельство) некоторые просто пользовались и пользуются до настоящего времени без регистрационных прав.

Проанализирую план выданного управлением Росреестра, в данном документе указан большой участок который был предоставлен желающим собственникам квартир МКД.

Исходя из плана составлен на основании компьютерной обработки масштабированных снимков м 1:2000, изготовленных на основании летно-съемочных работ 1994 года и материалов их плановой привязки и дешифрирования 1997г., часть границы от т.н1 до т.н1,т.н5-т.н5, т.н11-т.н11, т.н15-т.н15, т.н19-т.н19 сведений о собственники и адресе в администрации отсутствует (т.е. данный участок в собственность взят не был) и граница является административной землей.

Из вышеизложенного следует, что граница уточняемого земельного участка, существует на местности более 15 лет, закреплена с использованием искусственного происхождения (металлические столбы, капитальные заборы по периметру участка) и не значительно изменялась.

Границы согласованы в установленном порядке, претензий нет, акт согласования оформлен надлежащим образом

Учитывая, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, необходимо внести сведения в ЕГРН о местоположении границ и площади данного земельного участка, согласно координатам поворотных точек представленного межевого плана.

Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003).

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится в том числе и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно сведениям ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

Относительно земельного участка заявителя такие документы отсутствуют.

В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.

При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются:

сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Согласно положениям ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.

Согласно ч.3 ст. 6 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Данными законами является в первую очередь вышеуказанный Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ.

На основании ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В силу ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельного участка такими характеристиками являются, в том числе: кадастровый номер; описание местоположения объекта недвижимости; площадь участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).

В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Судом установлено, что во внесудебном порядке Дельчева Л.В. лишена возможности уточнения площади и координат земельного участка. Ввиду признания судом за Дельчевой Л.В. права собственности на спорный земельный участок, границы его подлежат установлению в соответствии с требованиями законодательства.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области к Дельчевой Людмиле Васильевне –оставить без удовлетворения.

Встречный иск Дельчевой Людмилы Васильевны о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, установлении границ – удовлетворить.

Признать за Дельчевой Людмилой Васильевной право собственности на земельный участок, площадью 910 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для приусадебного хозяйства, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти Дельчева Николая Степановича, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером в фактической конфигурации и в соответствии с координатами характерных точек, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

Уточненные координаты, м

X

Y

)

н1

427456.31

1333552.96

н2

427452.44

1333549.95

Н3

427454.70

1333547.05

н4

427458.56

1333550.05

н 1

427456.31

1333552.96

н5

427446.82

1333445.00

Н6

427445.66

1333447.42

н7

427444.34

1333449.36

н8

427433.57

1333461.63

н9

427420.77

1333452.39

Н10

427433.03

1333433.75

н5

427446.82

1333445.00

н 11

427387.49

1333503.82

н12

427385.51

1333506.51

н13

427383.92

1333505.34

н14

427385.91

1333502.65

н 11

427387.49

1333503.82

н15

427398.88

1333512.15

н16

427396.21

1333515.86

н17

427393.12

1333513.63

н18

427395.79

1333509.93

н15

427398.88

1333512.15

н19

427363.25

1333546.34

н20

427359.44

1333556.26

н21

427355.74

1333564.99

н22

427332.72

1333552.62

н23

427344.72

1333534.82

н24

427350.39

1333538.61

н19

427363.25

1333546.34

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.

Мотивированно решение изготовлено 07 сентября 2020 года.

Судья-подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

УИД 63RS0027-01-2020-000876-58

2-1049/2020 ~ М-642/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация м.р. Ставропольский Самарской области
Ответчики
Дельчева Л.В.
Другие
ПАО МРСК-Волги
Парфенова Елена Михайловна
Станкина М.Н.
Администрация с.п. Васильевка м.р. Ставропольский Самарской области
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Попова О.А.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
27.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
25.05.2020Производство по делу возобновлено
25.05.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2021Дело оформлено
01.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее