Дело № 2-821/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2012 года г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.
При секретаре: Ивановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова О.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Щербакова Е.О. и Щербаковой Д.О. к Администрации г.Смоленска о признании постановления незаконным, восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в составе участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 г.г.,
установил:
Щербаков О.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних Щербакова Е.О. и Щербаковой Д.О. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о признании постановления незаконным, восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в составе участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 г.г., указав, что постановлением Администрации г. Смоленска от 23.05.2008 г. № 654-адм его семья с составом 4 человека (он, жена Щербакова Т.Е., сын Щербаков Е.О., дочь Щербакова Д.О.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2006-2010 г.г. В указанный период Администрация г. Смоленска не предоставила социальную выплату на приобретение жилья, в связи с чем на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-адм его семья с тем же составом была включена в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 г.г., а Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-адм исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из состава участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 г.г. в связи с достижением им предельного возраста, допустимого для участия в данной программе. Постановление Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм считает незаконным, поскольку еще в 2009 г. его семья должна была получить социальную выплату и тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 36 лет не может влиять на возникшее право получения социальной выплаты в рамках реализации городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей», поскольку возрастное ограничение устанавливается на основании п.п. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 г. № 825) только при включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на день принятия огранном исполнительной власти субъекта РФ соответствующего решения. Кроме того, сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 г. был утвержден в июле 2011 г., т.е. до достижения им 36-ти летнего возраста.
Представитель истца Балабаева Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Шуплякова М.М. иск не признала, пояснив, что обязательным условием для определения права истца и его семьи на участие в упомянутых программах является соблюдение установленного для супругов возрастного критерия. Поскольку в период действия программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 г.г. Щербакову О.В. исполнилось 36 лет, это исключает возможность участия его семьи в целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 г.г.
Третье лицо Департамент Смоленской области по социальному развитию, извещенный о слушании дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств не представил.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в соответствии с п.5 которых участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая, в частности, следующему условию - возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 г. закреплены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050. В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утв. указанным постановлением, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
По делу установлено, что постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм Щербаков О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с составом 4 человека (он, жена Щербакова Т.Е., сын Щербаков Е.О., дочь Щербакова Д.О.) признан нуждающейся в улучшении жилищных условий и включен в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2006-2010 г.г. (л.д. 4).
Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм Щербаков О.В. с составом семьи 4 человека (он, жена Щербакова Т.Е., сын Щербаков Е.О., дочь Щербакова Д.О.) включен в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 г.г. (л.д. 6).
Решением Комиссии при Департаменте Смоленской области по социальному развитию по вопросам реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» от 28.09.2011г.было рекомендовано исключить молодые семьи, возраст которых превышает 35 лет, из списков молодых семей - муниципальных программ, в том числе Щербакова О.В. (л.д.74, 75).
На основании Постановления Администрации г. Смоленска от 02.12.2011 г. №-адм Щербаков О.В. с составом 4 человека (он, жена Щербакова Т.Е., сын Щербаков Е.О., дочь Щербакова Д.О.) исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из состава участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 г.г. в связи с достижением им предельного возраста, допустимого для участия в данной программе (л.д. 9).
Анализируя имеющиеся в деле доказательства суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого истцом постановления.
В соответствии с п.п. «а» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, указанным в п.6 тех же Правил.
Таким образом, с учетом положений п.6 упомянутых Правил, если возраст хотя бы одного из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году превысил 35 лет, соответствующая молодая семья не может являться участницей подпрограммы.
Исходя из положений п.п. 15, 17, 21, 22, 25, 26 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285, п.2.9 ранее действовавших Правил, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2006г. №273 после принятия органом местного самоуправления решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы, этот орган до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (в хронологической последовательности в соответствии с датой признания заявителя участником программы), и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который на основании подобных списков, поступивших от различных органов местного самоуправления с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и сучетом предварительных контрольных цифр и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что фактически предусмотренные названной подпрограммой социальные выплаты производились молодым семьям в порядке очередности в зависимости от размера выделенных на эти цели денежных средств, в связи с чем, исходя из целевой направленности подпрограммы (обеспечение жильем именно молодых семей) необходимым условием для участия в ней являлось соблюдение в отношении каждого из супругов возрастного критерия в 35 лет, определяемого именно на момент принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, когда заранее известен объем соответствующих бюджетных ассигнований, позволяющий обеспечить получение социальных выплат определенному количеству молодых семей.
Из материалов дела следует, что семья Щербаковых с учетом времени их обращения в орган местного самоуправления, общего количества молодых семей уже являющихся участниками подпрограммы и объема денежных средств, выделенных на финансирование мероприятий по реализации долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы была включена Администрацией г.Смоленска в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г. по<адрес>, который сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Департамент Смоленской области по социальному развитию (л.д.79-83).
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию Администрация г. Смоленска гарантировала увеличение в 2010 г. расходной части бюджета г. Смоленска в части финансирования мероприятий, предусмотренных городской целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 г.г. на сумму <данные изъяты> руб. в случае предоставления субсидии из областного и федерального бюджетов на 90 молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2010 г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 г., при этом направив в Департамент список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г., где семья Щербаковых значилась под номером 61 (л.д. 84-89).
В списке молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г., направленном в Департамент Смоленской области по социальному развитию ДД.ММ.ГГГГ семья Щербаковых указана по<адрес> (л.д. 90-95).
26.07.2011 г. Администрацией г. Смоленска в Департамент Смоленской области по социальному развитию направлен список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 г. с указанием семьи Щербаковых по<адрес> (л.д. 96-100).
Администрацией г. Смоленска сформирован список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 г., который ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Департамент Смоленской области по социальному развитию. В списке семья Щербаковых указана по<адрес> (л.д. 101-104).
При формировании Департаментом Смоленской области по социальному развитию сводных списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 г. в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы выявлено, что Щербакову О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. исполнилось 36 лет, в связи с чем семья Щербаковых не включена в сводный список, а Администрации г. Смоленска рекомендовано исключить молодые семьи, возраст супругов которых превышает 35 лет из списка молодых семей муниципальных программ (л.д. 73-75).
Согласно п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, являющихся приложением №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, предусмотренным п. 6 тех же Правил, которым установлено, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Таким образом, п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 определяет дату, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте супругов - день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
В период действия программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы возраст Щербакова О.В. превысил 35 лет, а в период действия программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 г., когда возраст Щербакова О.В. в ней не превышал 35 лет, его семья не была включена уполномоченным органом в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, таким образом Щербаковы обоснованно исключены из состава участников указанных выше долгосрочных городских целевых программ, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
Однако, в силу положений ч.2 ст.52 ЖК РФ не исключена возможность принятия Щербакова О.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по иным основаниям в случае, если истец относится к определенной ст.49 ЖК РФ категории граждан.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Щербакова О.В. действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Щербакова Е.О. и Щербаковой Д.О. к Администрации г. Смоленска о признании постановления незаконным, восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в составе участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 г.г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Председательствующий. Д.Н. Иванов