Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-814/2019 ~ М-104/2019 от 15.01.2019

Дело №2-814/2019

24RS0024-01-2019-000121-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2019 года     г. Канск

Канский городской суд, Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Охроменко С.А.,

при секретаре Якушенко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафоновой АА к КГКУЗ «Детский санаторий Березка» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Агафонова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к КГКУЗ «Детский санаторий Березка» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что 03.04.2017г. она (Агафонова А.А.) принята на работу в КГКУЗ «Детский санаторий Березка» уборщицей служебных помещений в административно-хозяйственный отдел в детский санаторий «Березка», с истцом заключен трудовой договор и с 2018г. определена тарифная ставка в размере 2552 рублей и соответствующими надбавками к заработной плате (30% районный коэффициент и 30% процентная надбавка). Работодателем заработная плата начислялась и выплачивалась с нарушением требований трудового законодательства. В связи с чем истец просит взыскать в её пользу с ответчика КГКУЗ «Детский санаторий Березка» недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018г. в размере 39959,27 рублей, с апреля по декабрь 2017г. в размере 13644 рублей, судебные расходы за составление искового заявления в размере 1500 рублей.

Истец Агафонова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика КГКУЗ «Детский санаторий Березка» ФИО4 (действующая на основании доверенности от 21.10.2016г.). в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила отзыв на иск согласно которого указывает, что 07.12.2017. принято постановление Конституционного суда РФ, в соответствии с которым в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка. С мая 2018г. месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда не может быть ниже МРОТ. В отношении периода взыскания заработной платы с января 2017г. по декабрь 2017г. пояснила, что работник вправе обратиться в суд с разрешением индивидуального трудового спора в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, то есть пятого и двадцатого числа каждого месяца 2017г. Однако, в суд с исковым заявлением истец не обращался, а обратился в декабре 2018г. В связи с чем, на момент предъявления Агафоновой А.А. требований о взыскании заявленных сумм за период с января 2017г. по декабрь 2017г. включительно предусмотренный законом срок для обращения в суд истек.

Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка,

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 рублей в месяц.

Статьей 3 Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по май 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15 182,40 руб.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11163 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11163 руб. (с мая по июль 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб.

Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, которым Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее:

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).

По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте РФ устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 45 ТК РФ полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.

В отличие от федерального законодательства региональное соглашение о минимальной заработной плате имеет ограниченную сферу действия: оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и в силу принципов социального партнерства может охватывать не всех работодателей соответствующего субъекта РФ (и, соответственно, не всех работников), поскольку существующая процедура присоединения к такому соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавших в его заключении, позволяет им в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте РФ представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.

Как установлено в судебном заседании 03.04.2017г. Агафонова А.А. принята на работу в КГКУЗ «Детский санаторий Березка» уборщицей служебных помещений в административно-хозяйственный отдел в детский санаторий «Березка», с ней заключен трудовой договор -л/с, с соответствующими надбавками к заработной плате (30% районный коэффициент и 30% процентная надбавка, что также подтверждается копией трудовой книжки на имя Агафоновой А.А., с 2018 г. тарифная ставка Агафоновой А.А. составляет 2552 рубля.

Было установлено нарушение трудовых прав Агафоновой А.А., выразившееся в выплате ей заработной платы ответчиком КГКУЗ «Детский санаторий Березка» за период с апреля по декабрь 2017г., и с января по август 2018г. ниже минимального размера оплаты труда.

За период с апреля 2017г. по декабрь 2017г. размер недоначисленной заработной платы составляет 13664 рубля.

Поскольку судом установлено, что КГКУЗ «Детский санаторий Березка» заработная плата работнику за период с января по август 2018 г. начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:

1) за отработанные 133,3 часа в январе 2018 года в размере 4166 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

15182,40 руб. / 133,3 час. (норма времени в январе 2018 г.) * 133,3 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) 11016 руб. (фактически начислено) = 4166 руб. (недоначислено).

2)    за отработанные 152,3 часа в феврале 2018 года в размере 4166 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

15182,40 руб. / 152,3 час. (норма времени в феврале 2018 г.) * 152,3 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) - 11016 руб. (фактически начислено) = 4166 руб. (недоначислено).

3)    за отработанные 119 часов в марте 2018 года в размере 3124,50 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

15182,40 руб. / 172,3 час. (норма времени в марте 2018 г.) * 119ч. (отработано работником) = 11386,50 руб. (должно быть начислено) – 8262 руб. (фактически начислено) = 3124,50 руб. (недоначислено).

4)    за отработанные 95 часов в апреле 2018 года в размере 2380,57 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

15182,40 руб. / 165,7 час. (норма времени в апреле 2018 г.) * 95ч. (отработано работником) = 8675,43 руб. (должно быть начислено) – 6294,86 руб. (фактически начислено) = 2380,57руб. (недоначислено).

5)    за отработанные 151 час в мае 2018 года в размере 6363,10 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

17860,60 руб. / 159 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 151 ч. (отработано работником) = 16967,95 руб. (должно быть начислено) – 10604,85 руб. (фактически начислено) = 6363,10 руб. (недоначислено).

6)    за отработанные 151 час в июне 2018 года в размере 6363,10 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

17860,60 руб. / 165,7 час. (норма времени в июне 2018 г.) * 161 ч. (отработано работником) = 16967,95 руб. (должно быть начислено) – 10604,85 руб. (фактически начислено) = 6363,10 руб. (недоначислено).

7)    за отработанные 176 часов в июле 2018 года в размере 6698 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

17860,60 руб. / 173,3 час. (норма времени в июле 2018 г.) * 176 ч. (отработано работником) = 17861 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 6698 руб. (недоначислено).

8)    за отработанные 184 часа в августе 2018 года в размере 6698 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

17860,60 руб. / 180 час. (норма времени в августе 2018 г.) * 184 ч. (отработано работником) = 17861 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 6698 руб. (недоначислено).

Всего на сумму 39959,27 рублей.

Расчеты недоначисленной заработной платы, первоначально представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорена, в связи с чем они представляются суду правильным, при этом, расчет содержит алгоритм получения оспариваемых сумм, соответствующий данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющихся в деле расчетных листков за спорный период.

Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В данном случае, суд полагает, что срок для обращения в суд о взыскании недоначисленной заработной платы за период с апреля 2017г. по декабрь 2017 года истцом пропущен, поскольку заработная плата в полном объеме выплачена Агафоновой за период с апреля 2017г. по декабрь 2017 года 5-го и 20-го числа каждого месяца, что установлено коллективным договором от 01.01.2017г., истец имела возможность установить факт недоначисления ей заработной платы за период с апреля 2017г. по декабрь 2017г. с 20.04.2017г., исковое заявление о взыскании недоначисленной заработной платы за указанный период подано в суд 15.01.2019 г., то есть по истечении годичного срока, установленного требованиями ст. 392 ТК РФ, в связи с чем ходатайство представителя ответчика о применении срока исковой давности признается обоснованным за период с апреля 2017 г. по декабрь 2017 года.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, и с работодателя в лице администрации Канского района в пользу Агафоновой А.А. подлежит взысканию заработная плата за период с января 2018 года по август 2018 года в размере 39959,27 рублей.

В связи с тем, что исковые требования подлежат удовлетворению, в пользу Агафоновой А.А. в силу ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы по составлению искового заявления в размере 1500 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 11.01.2019г., так как сумма этих судебных расходов судом признается разумной, справедливой и соразмерной, а также представитель ответчика не просила снизить данные расходы.

В связи с тем, что в силу действующего законодательства, истец по трудовым спорам освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета со стороны ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, которая, согласно п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ (с округлением до полного рубля), составляет 1399 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Агафоновой АА к КГКУЗ «Детский санаторий Березка» о взыскании заработной платы - удовлетворить частично.

Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Детский санаторий Березка» в пользу Агафоновой АА заработную плату за период с января 2018 года по август 2018 года в размере 39959 рублей 27 копеек, расходы за составление искового заявления в размере 1500 рублей.

    Взыскать с КГКУЗ «Детский санаторий Березка» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 1399 рублей.

    В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 02.04.2019 года.

    Судья: Охроменко С.А.

2-814/2019 ~ М-104/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АГАФОНОВА Анна Александровна
Ответчики
КГБУЗ Детский санаторий Березка
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Охроменко Светлана Александровна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
15.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2019Передача материалов судье
18.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2019Судебное заседание
28.03.2019Судебное заседание
02.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее