Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-271/2021 от 07.04.2021

Судья Курлапова Н.В. Дело № 12-271/2021

(Дело № 5-1/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.

рассмотрев 28 апреля 2021 года жалобу Филиала Сосногорского газоперерабатывающего завода ООО «Газпром переработка» на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка».

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 января 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» (далее – Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Общество просит отменить приведенный судебный акт, как незаконный, указывая на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9. 1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Как следует из материалов дела, ООО «Газпром переработка» является владельцем опасного производственного объекта - «...», находящегося по адресу: <Адрес обезличен>, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов А19-10619-0030.

В период времени с 21 сентября по 02 октября 2020 года Печорским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении Общества проведены мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации вышеназванного опасного производственного объекта, в ходе которых были выявлены нарушения требований пунктов 3.54, 3.169-3.170, 3.175 Правил безопасности нефтегазоперерабатывающих производств, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 года № 125 (далее по тексту Приказ № 125), и пункта 5 Правил безопасности химически опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года № 559 (далее – Приказ № 559), а именно:

1. Допускается эксплуатация технологического оборудования и трубопроводов технологических установок без осуществления мер защиты от корро¬зии, изнашивания и старения технологического оборудования: трубопроводы <Номер обезличен>, расположенные вдоль слива наливной железнодорожной эстакады, на протяжении порядка 300 м., имеют по всей наружной поверхности многочисленные коррозионные повреждения, наружный защитный слой местами поврежден;

2. Допускается эксплуатация опасного производственного объекта без осуществления контроля и дистанционного управления из операторной за работой факельной системы;

3. Допускается эксплуатация опасного производственного объекта без оборудования факельной системы техническими средствами, обеспечивающими постоянную регистрацию ( с выводом показаний в помещении управления) следующих данных : расхода продувочного газа в факельный коллектор или газовый затвор; уровня жидкости в сепараторах, сборниках конденсата, уровня жидкости в факельном гидрозатворе;

4. Допускается эксплуатация опасного производственного объекта без обеспечения факельной установки устройствами дистанционного розжига и непрерывного дистанционного контроля наличия пламени;

5. Монтаж технологического оборудования допускается в нарушение параметров, установленных проектной документацией. Допускается эксплуатация технологической одоризационной установки, входящей в состав опасного производственного объекта, обустроенной не в соответствии с проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, а именно одоризационная установка эксплуатируется на площадке не имеющей проектного бетонного основания и не обеспечена наличием подземной емкости, предназначенной для слива одоранта; подземной емкости для сбора одоранта после нейтрализации; емкости для хранения раствора для нейтрализации одоранта;

6. В Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, утвержденной 14 мая 2017 года, отсутствует анализ риска аварий при применении химически опасного вещества одорант и связанных с ним угроз.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 9.1. КоАП РФ.

Судья городского суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Вместе с тем принятый по делу судебный акт законным признать нельзя.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).

Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О).

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является нарушение требований промышленной безопасности.

В рамках реформы контроль-надзорной деятельности, нацеленной на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и проводимой в соответствии с поручением Президента, в связи с его посланием Федеральному Собранию (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26.02.2019) по реализации Послания Президента Российскому Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019) и согласно Плану мероприятий «дорожная карта» по реализации механизма регуляторной гильотины (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации от 29.05.2009 №4714п-П36) 21.07.2020 был принят Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 247-ФЗ (далее - Закон № 247), который вступил в силу с 01.11.2020 (за исключением положений, для которых статьей 16 установлены иные сроки вступления в силу).

Пунктом 1 статьи 1 Закона № 247-ФЗ установлено, что данный федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее обязательные требования).

Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, отмена всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 247-ФЗ Правительством Российской Федерации до 01.01.2021 в соответствии с определённым им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, недействующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15 Закона № 247-ФЗ, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся, в указанных актах, если, если они вступили в силу до 01.01.2020 (часть 2 статьи 15 Закона № 247-ФЗ).

Согласно части 3 статьи Закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, недействующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15 Закона № 247-ФЗ, с 01.01.2021 несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 01.01.2020.

Во исполнение части 1 статьи 15 Закона № 247-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 № 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при совете министров СССР 21.07.1970» (далее – Постановление Правительства РФ № 1192), которое вступило в силу с 01.01.2021, отменены нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования в области промышленной безопасности и государственного горного надзора.

С 01.01.2021 Постановлением Правительства РФ № 1192 признаны утратившими силу Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 № 125 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», и Правила безопасности химически опасных производственных объектов, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (далее – Приказ № 125, Приказ № 559).

Исходя из положений приведенных норм, с 01.01.2021 несоблюдение требований, содержащихся в Приказах № 125, № 559, вступивших в силу до 01.01.2020, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Согласно протоколу об административном правонарушении, Обществу вменялось нарушение требований Приказов № 125, 559.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" у судьи городского суда не имелось законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности.

Ссылка судьи городского суда на применение данных нормативно-правовых актов к спорным правоотношениям, поскольку на дату выявления признаков административного правонарушения, приведенные требования промышленной безопасности являлись действующими, нельзя признать правильной, поскольку противоречит выше приведенному специальному законодательству.

Указание судьей городского суда в постановлении на то, что требования п. 3.54, 3.169, 3.170, 3.175 Приказа № 125, касающиеся факельной системы, аналогичны требованиям, установленным в п. 142, 143, 148 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических, и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 533, введенных в действие с 01.01.2021, и соответственно свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, также является неправомерным, поскольку нарушение данных Общих правил не вменялось Обществу согласно протоколу об административном правонарушении.

Исходя из положений КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Федеральным законом от 24.02.2021 N 29-ФЗ "О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, она дополнена пунктом 5.1.

Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законными и обоснованными. Данное постановление судьи подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9. 1 КоАП РФ в отношении Общества подлежит прекращению на основании пункту 5.1 части 1 статьи 24. 5 КоАП РФ в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья И.М. Машкина

12-271/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "Газпром переработка"
Другие
Ю. Л. Дегтев - директор
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Машкина И.М.
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
07.04.2021Материалы переданы в производство судье
14.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее