Решение по делу № 33-425/2019 от 20.12.2018

    Дело №33-425/19 (33-5104/18)                          Судья Анашкина И.А.

    Категория 132г

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 февраля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Володиной Л.В.,

судей                                 - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре                    - Белановой О.А.,

с участием

представителя истца               - Афонина Д.К.,

представителя ответчика

Трошевой Н.Ю. и третьих лиц     - Синицына Д.И.,

третьего лица                - Мишушина Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 10 октября 2018 года,

по гражданскому делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Бычковой Т.В., Трошевой Н.Ю. о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,

по иску Андреевой Ю.С., Богаевской Н.В., Багинской С.В., Масликову А.А., Мишушину Д.Е., Якович И.Н. к Трошевой Н.Ю. о признании права собственности на земельный участок,

заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истец Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Бычковой Т.В., Трошевой Н.Ю. о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждения градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства - квартала индивидуальной дачной застройки в районе Севастопольской зоны ЮБК, 53» и решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков в районе Севастопольской зоны ЮБК 53 для индивидуального дачного строительства» принято решение, которым ответчику в собственность передан земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Истец указывает, что земельный участок, переданный в собственность ответчика, расположен в границе земель лесного фонда, в отношении которых установлен специальный режим использования. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок.

Решением Балаклавского районного суда г.Севастополя от 10 октября 2018 года в удовлетворении требований Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, отказано.

В удовлетворении встречных исковых требований Андреевой Ю.С., Богаевской Н.В., Багинской С.В., Масликова А.А., Мишушина Д.Е., Якович И.Н. к Трошевой Н.Ю., Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого решения в части отказа в удовлетворении его исковых требований, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в принятии заявления об увеличении исковых требований с учетом п.2 ст.222 ГК РФ. Иные доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Трошева Н.Ю. и третьи лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики Трошева Н.Ю., Бычкова Т.В., представители третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии г.Севастополя, третьи лица Андреева Ю.С., Богаевская Н.В., Багинская С.В., Масликов А.А., Якович И.Н., о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ответчик Трошева Н.Ю. и третьи лица воспользовались своим правом на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого подтверждены доверенностями.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку сторонами не обжалуется решение суда в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований, судебной коллегией решение суда в данной части на законность не проверяется.

В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 7 августа 2014 года № 202, к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданам земельного участка.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждения градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства - квартала индивидуальной дачной застройки в районе Севастопольской зоны ЮБК, 53» и решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков в районе Севастопольской зоны ЮБК 53 для индивидуального дачного строительства» принято решение от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании данного решения ответчику Бычковой Т.В. в собственность передан земельный участок площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, выдан государственный акт о праве собственности на вышеуказанный земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ Бычкова Т.В. произвела отчуждение спорного земельного участка в собственность Трошевой Н.Ю. на основании договора купли-продажи.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт с определением целевого назначения (вида разрешенного использования) – для индивидуального дачного строительства.

Поскольку правоотношения по передаче в собственность ответчику спорного земельного участка возникли в соответствии с нормами Земельного кодекса Украины, действовавшего на территории г. Севастополя до 18 марта 2014 года, спор подлежит рассмотрению с учетом положений данного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Спорные отношения возникли в период действия на территории города федерального значения Севастополя законодательства государства Украины.

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на несколько категорий. В том числе, определена категория земель лесного фонда.

Согласно ч.ч. 1,2, 4 ст. 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

В силу положений ст.ст. 56,57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

Как следует из п. «б» ч. 1 ст. 164 Земельного кодекса Украины охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.

Таким образом, законом определено, что земли лесного фонда используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.

Как установлено в ст. 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.

В силу ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу ст. 13 Земельного кодекса Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям ст.84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пп. «г» ч. 4 ст. 84 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.

Согласно ч. 1 ст. 57 Земельного кодекса Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.

Как определено в ст. 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.

Согласно планово-картографическим материалам 1999 года и 2011 года, спорный земельный участок расположен в пределах земель Орлиновского лесничества.

Фактическое расположение спорного земельного участка в составе лесного участка Орлиновского лесничества подтверждается актом определения (восстановления) границ земельного участка в натуре (акта приема-передачи межевых знаков на хранение) от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключением специалиста, Государственным лесным кадастром г. Севастополя 2011 года, кадастровым паспортом земельного участка 91:01:058:002:1023.

Более того, о нахождении спорного земельного участка в землях Орлиновского лесничества прямо указано в заключении по материалам выбора, согласования места расположения и целевого назначения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном заместителем начальника Главного управления земельный ресурсов в г.Севастополе. Из заключения следует, что на основании материалов лесоустройства 1999-2000 гг., выполненных Львовской лесоустроительной экспедицией Украинского государственного лесоустроительного производственного объединения, испрашиваемый участок входит в состав землепользования ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» (ГП «СОЛОХ») Орлиновского лесничеств <адрес> выд. 48 и относится е землям лесного фонда. В названном заключении содержится ссылка на заключение ГП «СОЛОХ» от ДД.ММ.ГГГГ (Д), согласно которому предприятие считает возможным изъятие из состава земель лесного фонда земельного участка Орлиновского лесничества <адрес>. выд. 48 и передачу его ответчику под дачное строительство с соблюдением норм и требований действующего лесного и земельного законодательства Украины. Материалы выбора места расположения и целевого назначения земельного участка включают также Акт от ДД.ММ.ГГГГ технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава гослесфонда ГП «СОЛОХ» Орлиновского лесничества <адрес> выд. 48 и предварительный расчет потерь лесохозяйственного производства, выполненный ГП «СОЛОХ».

Как указывалось выше, спорный земельный участок на момент его передачи в собственность ответчика находился в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».

Вместе с тем, при передачи в пользование ОК «ДСТ «Грифон» земельного участка общей площадью 9 га, в том числе и спорного земельного участка, Государственное предприятие "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" согласие на изъятие, изменение целевого назначения земельного участка не давало.

В связи с изложенным, судом первой инстанции достоверно установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.

В силу положений ч. 5 ст. 116, ч. 1 ст. 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно материалам дела, процедура изъятия земельного участка у постоянного пользователя не осуществлялась, равно как и не было получено у постоянного пользователя разрешение на изъятие земельного участка, а также на изменение его целевого назначения.

Кроме того, ОК «ДСТ «Грифон» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 9 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 Земельного кодекса Украины, ст. 17 Лесного кодекса Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.

Земельный участок площадью 9 га мог быть передан в пользование ОК «ДСТ «Грифон» только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.

Фактически принятыми решениями Севастопольского городского Совета было изменено целевое назначение указанных земель, что противоречит действующему на тот момент законодательству.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный земельный участок выбыл из собственности г. Севастополя неправомерно и перешел в собственность ответчика Бычковой Т.В., а в последствие к Трошевой Н.Ю. в отсутствие на то законных оснований.

Вместе с тем, согласно материалам дела, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> находятся апартаменты.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Трошевой Н.Ю. и Богаевской Н.В. и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Богаевской Н.В. принадлежат апартаменты 1-1, 1-2, кадастровый (том 2 л.д. 172-174).

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Трошевой Н.Ю. и Багинской С.В., Багинской С.В. принадлежат апартаменты 3-1, 3-2, 3-3, кадастровый , что подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 169-171).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Трошевой Н.Ю. и Масликовым А.А., и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Масликову А.А. принадлежат апартаменты 5-1, 5-2, кадастровый (том 2 л.д. 175-179).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Трошевой Н.Ю. и Якович И.Н., и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Якович И.Н. принадлежат апартаменты 2-1, 2-2, кадастровый (том 2 л.д. 83, 184-187).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Трошевой Н.Ю. и Андреевой Ю.С., и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Андреевой Ю.С. принадлежат апартаменты 6-1, 6-2, 6-3, кадастровый (том 2 л.д. 17, 21-24).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Трошевой Н.Ю. и Мишулиным Д.Е., и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Мишулину Д.Е. принадлежат апартаменты 4-1-2, 4-3, кадастровый (том 2 л.д. 78-81).

Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание, что истребование земельного участка без решения судьбы названных объектов недвижимости неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно либо с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 ГК РФ. Между тем согласно материалам дела судебных актов, которыми право собственности Богаевской Н.В., Багинской С.В., Масликова А.А., Мишушина Д.Е., Якович И.Н., Андреевой Ю.С. на строение прекращено либо признано отсутствующим, не принималось.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 22 Постановления N 10/22, признание объекта недвижимости самовольной постройкой может осуществляться только в порядке искового производства. В отсутствие требования истца о признании расположенных на спорном участке объектов самовольными постройками у судов не было оснований для признания этих объектов самовольными постройками.

Основным принципом земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Применительно к рассматриваемому спору, истребование земельного участка без определения судьбы строения, будет противоречить приведенной выше норме закона.

Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем, истец Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с иском о сносе самовольной постройки к собственникам апартаментов, расположенных на спорном земельном участке, не обращался. Согласно заявлению об увеличении размера исковых требований, такой иск был предъявлен к ответчику Трошевой Н.Ю., однако Трошева Н.Ю. собственником апартаментов не является. Собственниками апартаментов являются третьи лица по делу Андреева Ю.С., Богаевская Н.В., Багинская С.В., Масликов А.А., Мишушин Д.Е., Якович И.Н., однако истец Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с иском о сносе строений к указанным лицам не обращался, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказ истцу в принятии заявления об увеличении исковых требований.

Иные Доводы жалобы аналогичны заявленным требованиям в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела правовая оценка, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Основания к отмене решения суда по доводам апелляционного представления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 10 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

    Председательствующий:                              Л.В.Володина

    Судьи:                                      А.В.Ваулина

                                              Е.В.Герасименко

33-425/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Трошева Надежда Юрьевна
Бычкова Татьяна Викторовна
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Мишушин Дмитрий Евгеньевич
Богаевская Надежда Владимировна
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Андреева Юлия Сергеевна
Масликов Алексей Александрович
Багинская Светлана Васильевна
Синицын Даниил Игоревич
Якович Ирина Николаевна
Ромазанов Дамир Игоревич
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Герасименко Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Передано в экспедицию
07.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее