Дело № 2-1596/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2015 года город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
секретаря Чайниковой М.В.,
с участием представителя истца Катызиной О.А., действующей на основании доверенности от Дата, представителя ответчика Воробьева А.Н., действующего на основании доверенности от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катызина В.В. к МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» о признании права пользования жилым помещением супруги, об обязании вселения супруги в жилое помещение,
установил:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о признании за его супругой Катызиной О.А. право пользования жилым помещением, расположенным по Адрес, обязании вселить ее в указанное жилое помещение.
Свои требования обосновывает тем, что зарегистрирован и проживает по указанному выше адресу в муниципальном жилом помещении, кроме него в квартире зарегистрирован ... Дата между Катызиными В.В., О.А. зарегистрирован брак, считает, что на этом основании у супруги возникло право пользования данным жилым помещением. В связи с тем, что в настоящее время истец отбывает наказание, супруга будет исполнять обязанности нанимателя.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по месту отбывания наказания. Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что истцом не указано в чем заключается нарушения его прав ответчиком, в рассматриваемом случае стоит вопрос не о защите права, а о реализации права истцом. При этом, согласие наймодателя на вселение супруги члена семьи нанимателя не требуется, для реализации законных прав нанимателю достаточно получить письменное согласие на вселение супруги от опекуна несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства. При этом права пользования в дальнейшем могут быть оформлены в заявительном порядке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
На основании п.п. 25-28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:
а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;
б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
Следует обратить внимание судов на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Судам также следует иметь в виду, что Жилищный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 70 ЖК РФ) не предусматривает возможности ограничения соглашением сторон права пользования жилым помещением по договору социального найма вселенного члена семьи нанимателя.
Отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке. Вместе с тем причины, по которым члены семьи нанимателя отказывают в даче согласия на вселение в жилое помещение других лиц, не имеют правового значения, а потому их отказ в таком согласии не может быть признан судом неправомерным.
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Если на вселение лица в жилое помещение не было получено письменного согласия нанимателя и (или) членов семьи нанимателя, а также согласия наймодателя, когда оно необходимо (часть 1 статьи 70 ЖК РФ), то такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение. В таком случае наймодатель, наниматель и (или) член семьи нанимателя вправе предъявить к вселившемуся лицу требование об устранении нарушений их жилищных прав и восстановлении положения, существовавшего до их нарушения (пункт 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ), на которое исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, предусмотренным статьей 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется. При удовлетворении названного требования лицо, незаконно вселившееся в жилое помещение, подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Следовательно, в силу части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласия остальных членов семьи нанимателя и согласия наймодателя.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Таким образом, для вселения нанимателем в жилое помещение других лиц, кроме прямо поименованных в ч. 1 ст. 70 ЖК РФ (супруга, детей и родителей нанимателя), требуется согласие наймодателя.
Как разъяснено в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке.
В том же пункте внимание судов обращено на то, что по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Таким образом, условием приобретения права пользования жилым помещением лицами, вселенными нанимателем, является соблюдение порядка такого вселения, установленного ч. 1 ст. 70 Кодекса.
Судом установлено, что Дата между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» и Катызиным В.В. заключен договор социального найма на двухкомнатную квартиру, расположенную по Адрес, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется и регистрируется .... Данные лица состоят на регистрационном учете по данному адресу.
Согласно приказа № от Дата ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми, ..., право пользования указанным жилым помещением за ... сохранено.
Дата Катызины В.В. и О.А. заключили брак.
Следовательно, заявленное истцом требование о признании права пользования жилым помещением за Катызиной О.А. и обязании ее вселения в данном случае не является надлежащим способом защиты их жилищных прав, а его удовлетворение исключается, поскольку такое право Катызина О.А. может приобрести только при условии вселения с согласия опекуна ... и органов опеки и попечительства, с соответствующим изменением договора социального найма.
При отсутствии согласия наймодателя на вселение нанимателем своей супруги в качестве члена его семьи такое несогласие может быть преодолено в судебном порядке, однако в этом случае надлежащим способом судебной защиты является не признание права пользования жилым помещением за соответствующим лицом, а признание судом незаконным отказа наймодателя в даче согласия, решение о возможности вселения лица в жилое помещение и о соответствующем изменении договора социального найма, к чему по существу и сводится заинтересованность истца в рамках настоящего дела. Между тем, такого отказа не имеется.
Кроме того, истец не может требовать признания права пользования жилым помещением за Катызиной О.А., которая обладает дееспособностью и должна самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав, в то время как соответствующее требование, заявленное нанимателем, фактически направлено на защиту прав другого лица при отсутствии у нанимателя полномочий действовать в его интересах. Катызина О.А. истцом по настоящему делу не является, действует в качестве представителя истца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик не вправе вселить Катызину О.А. в жилое помещение по Адрес, более того, в таком виде, как заявлены исковые требования, иск удовлетворен быть не может, поскольку ответчик не уполномочен вселять граждан в жилое помещение.
Согласно Уставу, утвержденному распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от Дата №, функции наймодателя муниципального жилищного фонда выполняет МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми». В компетенцию учреждения входят вопросы, связанные с правом пользования и правом владения муниципальными жилыми помещениями.
Кроме этого, согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Статья 131 ГПК РФ устанавливает основания подачи иска в суд, а именно: в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. Истец, заявляя вышеуказанные требования, не указывает, в чем заключается нарушение его прав со стороны ответчика. В данном случае исковое требование направлено не на защиту права, а на реализацию права истцом – наделение супруги нанимателя правами, равными правам нанимателя жилого помещения, о вселении ее в качестве члена семьи нанимателя. При этом согласия ответчика, как наймодателя, на такое вселение не требуется, вселение считается состоявшимся при наличии волеизъявления нанимателя на это и письменного согласия членов его семьи. Следовательно, реализация истцом своих прав не может быть реализована путем принуждения наймодателя к указанному в иске действию.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░