Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-69/2020 ~ М-51/2020 от 18.02.2020

Дело 2020                                                           УИД 28RS0-27

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2020 года                                                      пгт. Февральск

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Василенко О.В.

при секретаре Сютик С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Амурской области к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Селемджинская больница», Министерству здравоохранения Амурской области - о признании бездействий противоправными, нарушающими права, свободы и интересы неопределенного круга лиц, возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемических правил,

                                                            У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Амурской области обратилось в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указало, что с 07 августа 2017 года по 01 сентября 2017 года в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Селемджинская больница» (далее ГБУЗ АО «Селемджинская больница») на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области от 01 августа 2017 г. территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в г. Свободном и г. Шимановске, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинском районах (далее - территориальный отдел) проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия, в ходе которых установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе, к внутренней отделке помещений, оборудованию помещений, а именно:

п.4.2. Раздела 4 Главы I, п.11.14. Раздела 11 Главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) - в зданиях ГБУЗ АО «Селемджинская больница» обнаружены дефекты в отделке помещений (отслоение краски, штукатурки с потолка и стен) в биохимической и клинической лаборатории, коридоре стационара; палатах и коридоре детского отделения, в абортарии, прививочном кабинете и коридоре поликлиники; в коридоре рядом с секционной морга - отслоение штукатурки и побелки с потолка, стен по периметру двери; в помещениях ОСП ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Стойбинская участковая больница необходим ремонт в процедурном, прививочном кабинетах, коридоре (в процедурном, прививочном кабинетах часть стен окрашена, остальное - побелка; в процедурном кабинете отслоение краски с потолка и стен; в прививочном кабинете отслоение краски с панелей и потолка; в коридоре - отслоение штукатурки и краски со стен, провисание потолка, оборудованного подпорками); в палатах стационара ГБУЗ АО «Селемджинская больница», в здании поликлиники в коридоре, на пищеблоке в варочном цехе и моечной кухонной посуды обнаружены следы протечек.

п.5.1. Раздела 5 Главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 - отсутствует централизованное водоснабжение в процедурном и прививочном кабинете ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Стойбинская участковая больница; в прививочном, смотровом и зубном кабинетах в ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Златоустовская участковая больница;

п.4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» - на пищеблоке в моечном помещении ГБУЗ АО «Селемджинская больница» над моечной ванной для мытья кухонной посуды, а также в горячем цехе над плитой, являющимися источниками повышенного выделения тепла и влаги, не оборудованы локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжные зонты);

п.3.1. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных» - в прачечной ГБУЗ АО «Селемджинская больница» отсутствует общеобменная приточно-вытяжная вентиляция и местная вытяжная вентиляция с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

В соответствие с требованиями ч.2 ст.50 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по результатам, проведённой проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, юридическому лицу ГБУЗ АО «Селемджинская больница» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.2 ст. 10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. 02.08.2019г.), основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

При проведении внеплановой, документарной проверки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом в отношении ГБУЗ АО «Селемджинская больница» по распоряжению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области от «04» октября 2018 г., было установлено, что из 5-ти пунктов предписания частично выполнен 1 пункт, не выполнено 3 пункта, в связи с чем юридическому лицу ГБУЗ АО «Селемджинская больница» было повторно выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ АО «Селемджинская больница» проведены внеплановые документарные контрольно-надзорные мероприятия по проверке ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки было установлено не устранение ГБУЗ АО «Селемджинская больница» в установленный срок нарушений санитарных требований, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ГБУЗ АО «Селемджинская больница» составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлением г. мирового судьи Амурской области по Селемджинскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ АО «Селемджинская больница» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении ГБУЗ АО «Селемджинская больница», в ходе которых было установлено, что выявленные ранее нарушения санитарного законодательства не устранены. Данный факт отражен в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ:

    В обособленном структурном подразделении ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Златоустовская участковая больница для проведения медицинских манипуляций при оказании помощи населению в прививочном, смотровом и зубном кабинетах, а также в процедурном и прививочном кабинете ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Стойбинская участковая больница не оборудовано централизованное водоснабжение.

Согласно п.5.1. Раздел 1 Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением.

    2. В коридоре рядом с секционной морга ГБУЗ АО «Селемджинская больница» не устранено отслоение штукатурки и побелки с потолка, стен по периметру двери, т.е. поверхность в вышеуказанном помещении не доступна для влажной уборки и не устойчива к обработке моющими и дезинфицирующими средствами.

Согласно п.11.14. Раздел 1 Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10, устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

    3. Над моечной ванной для мытья кухонной посуды, являющейся источником повышенного выделения тепла и влаги, не оборудованы локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт).

В соответствии с требованиями п.14.2. СанПиН 2.1.3.2630-10, устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать санитарным правилам.

В соответствии с требованиями п.14.3. СанПиН 2.1.3.2630-10, состав и планировка помещений пищеблоков ЛПО должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному питанию - СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее - СП 2.3.6.1079-01).

Согласно пункту 4.5. СП 2.3.6.1079-01, оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.

    4. В прачечной не оборудована общеобменная приточно-вытяжная вентиляция и местная вытяжная вентиляция с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

Согласно пункту 3.1. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных» (далее - СанПиН 2.1.2.2646-10), здания прачечных оборудуются централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, общеобменной приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

Своим бездействием ГБУЗ АО «Селемджинская больница» нарушает требования законодательства Российской Федерации и требования ст. 42 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1.3.Устава ГБУЗ АО «Селемджинская больница», утвержденного приказом министра здравоохранения Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерству здравоохранения Амурской области (далее - Отраслевой орган), который осуществляет функции учредителя.

           В соответствии с п.1.4 Устава ГБУЗ АО «Селемджинская больница», собственником имущества Учреждения является Амурская область. В соответствии с п.2.4.Устава ГБУЗ АО «Селемджинская больница», учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, областными законами, правовыми актами Законодательного Собрания Амурской области, Правительства Амурской области, губернатора Амурской области, принятыми в рамках их компетенции, а также настоящим Уставом.

В соответствии с п.3.4. Устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Уполномоченным органом или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Отраслевым органом на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в т.ч. земельные участки.

В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ законным представителем ГБУЗ АО «Селемджинская больница» - главным врачом ГБУЗ АО «Селемджинская больница» ФИО4 представлена информация (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о невозможности выполнения четырех пунктов предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ) ввиду отсутствия финансовых средств. Документов, подтверждающих выполнение предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, главным врачом ГБУЗ АО «Селемджинская больница» ФИО4 не представлено.

Ссылаясь на п.1 ст. 40 КАС РФ, ч.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», административный истец просит суд:

- признать    бездействия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Селемджинская больница» и Министерства здравоохранения Амурской области в части не устранения нарушений требований санитарного законодательства противоправными, нарушающими свободы и законные интересы неопределенного круга лиц;

    - обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области «Селемджинская больница» и Министерство здравоохранения Амурской области устранить нарушения требований п.4.2. Раздела 4 Главы I, п.5.1 Раздел 1 Глава I, п.11.14. Раздел 1 Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.3.1. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

а) в обособленном структурном подразделении ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Златоустовская участковая больница для проведения медицинских манипуляций при оказании помощи населению в прививочном, смотровом и зубном кабинетах, а также в процедурном и прививочном кабинете ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Стойбинская участковая больница - оборудовать централизованное водоснабжение;

    б) в коридоре рядом с секционной морга ГБУЗ АО «Селемджинская больница» устранить отслоение штукатурки и побелки с потолка, стен по периметру двери;

    в) над моечной ванной для мытья кухонной посуды, являющейся источником повышенного выделения тепла и влаги, оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт);

    г) в прачечной оборудовать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию и местную вытяжную вентиляцию с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

Представитель административного истца - Управления Роспотребнадзора по Амурской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, настаивал на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика, ГБУЗ АО «Селемджинская больница», в судебное заедание не явился, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, отзыва на административное исковое заявление не представил.

Представитель административного ответчика, Министерства здравоохранения Амурской области, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежаще, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие; против удовлетворения административного иска возражает, считает министерство ненадлежащим ответчиком, поскольку министерство не наделено полномочиями по заявленным исковым требованиям. В обосновании своей позиции, изложенной в письменном отзыве, сославшись на статью 11 Федерального закона от 10 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5. и п. 6 ст. Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», указал, что соблюдение санитарных правил является обязательным для Учреждения. Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. ГБУЗ АО «Селемджинская больница» - бюджетное учреждение, созданное Амурской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Амурской области. В силу пункта 2.2, 2.5 Устава учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в министерстве финансов Амурской области для учёта бюджетных средств, а также средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, печать со своим наименованием и наименованием отраслевого органа, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. ГБУЗ АО «Селемджинская больница» отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением Уполномоченным органом, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 2.6 Устава). Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерству здравоохранения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя (пункт 1,3 Устава). Имущество закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, собственником имущества является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Таким образом, содержание недвижимого имущества объектов государственной собственности, переданные в ведение учреждения, находится в компетенции ГБУЗ АО «Селемджинская больница». При указанных обстоятельствах административный ответчик, Министерство здравоохранения Амурской области, полагает, что оснований для удовлетворения административного иска в части требований, заявленных к министерству - не имеется.

Привлечённые в качестве заинтересованных лиц: Министерство финансов Амурской области, Министерство имущественных отношений Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области - о дате, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежаще, представители указанных органов в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

Учитывая надлежащее извещение сторон и заинтересованных лиц, а также то, что их явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон и заинтересованных лиц.

Изучив доводы административного иска, письменные возражения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами - государственные органы могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 752 от 10 июля 2012 года, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 указанного Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Положениями Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 24).

Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 25).

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 указанного Федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения плановых и внеплановых выездных проверок в ГБУЗ АО «Селемджинская больница» выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил, о которых заявлено в административном иске.

Факт наличия указанных нарушений подтверждается представленными в материалы дела доказательствами:

- актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ АО «Селемджинская больница», в ходе которой установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе к внутренней отделке помещений, оборудованию помещений в зданиях ГБУЗ АО «Селемджинская больница», обнаружены дефекты в отделке помещений (отслоение краски, штукатурки с потолка и стен) в биохимической и клинической лаборатории, коридоре стационара; палатах и коридоре детского отделения, в абортарии, прививочном кабинете и коридоре поликлиники; в коридоре рядом с секционной морга - отслоение штукатурки и побелки с потолка, стен по периметру двери; в помещениях ОСП ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Стойбинская участковая больница необходим ремонт в процедурном, прививочном кабинетах, коридоре (в процедурном, прививочном кабинетах часть стен окрашена, остальное - побелка; в процедурном кабинете отслоение краски с потолка и стен; в прививочном кабинете отслоение краски с панелей и потолка; в коридоре отслоение штукатурки и краски со стен, провисание потолка, оборудованного подпорками); в палатах стационара ГБУЗ АО «Селемджинская больница», в здании поликлиники в коридоре, на пищеблоке в варочном цехе и моечной кухонной посуды обнаружены следы протечек; отсутствует централизованное водоснабжение в процедурном и прививочном кабинете ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Стойбинская участковая больница; в прививочном, смотровом и зубном кабинетах в ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Златоустовская участковая больница; на пищеблоке в моечном помещении ГБУЗ АО «Селемджинская больница» над моечной ванной для мытья кухонной посуды, а также в горячем цехе над плитой, являющимися источниками повышенного выделения тепла и влаги, не оборудованы локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжные зонты); в прачечной ГБУЗ АО «Селемджинская больница» отсутствует общеобменная приточно-вытяжная вентиляция и местная вытяжная вентиляция с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах;

- предписанием от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому должностное лицо – главный врач ГБУЗ АО «Селемджинская больница» привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ – за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому должностное лицо – главный врач ГБУЗ АО «Селемджинская больница» привлечена к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ – за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;

- постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому должностное лицо – главный врач ГБУЗ АО «Селемджинская больница» привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ – за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

- актом внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксировано, что из 5-ти пунктов предписания выполнен пункт ; частично выполнен пункт не выполнены пункты №, 4, 5, таким образом установлено, что ГБУЗ АО «Селемджинская больница» не соблюдается выполнение статьи 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункты 5.1, 11.14 Раздела 1 Главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; пункт 3.1. СанПиН 1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»; пункт 4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

- предписанием об устранении выявленных нарушений от 12.10.2018г., в котором устанавливается срок для исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ;

- актом внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксировано, что из 4-х пунктов предписания все четыре пункта не выполнены, при этом обращения и заявки о выделении денежных средств не подавались, т.е. ГБУЗ АО «Селемджинская больница» не соблюдается выполнение статьи 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.5.1., п.11.14. Раздел 1 Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.3.1. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»; п.4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ АО «Селемджинская больница», составленным по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства;

- постановлением мирового судьи Амурской области по Селемджинскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, согласно которому юридическое лицо – ГБУЗ АО «Селемджинская больница» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей;

    - актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксировано, что в обособленном структурном подразделении ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Златоустовская участковая больница для проведения медицинских манипуляций при оказании помощи населению в прививочном, смотровом и зубном кабинетах, а также в процедурном и прививочном кабинете ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Стойбинская участковая больница не оборудовано централизованное водоснабжение; в коридоре рядом с секционной морга ГБУЗ АО «Селемджинская больница» не устранено отслоение штукатурки и побелки с потолка, стен по периметру двери, т.е. поверхность в вышеуказанном помещении не доступна для влажной уборки и не устойчива к обработке моющими и дезинфицирующими средствами; над моечной ванной для мытья кухонной посуды, являющейся источником повышенного выделения тепла и влаги, не оборудованы локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт); в прачечной не оборудована общеобменная приточно-вытяжная вентиляция и местная вытяжная вентиляция с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

    Таким образом, представленные административным истцом доказательства в своей совокупности свидетельствуют о длительном бездействии административного ответчика, ГБУЗ АО «Селемджинская больница», что выразилось в непринятии мер по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Наличие указанных выше нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства административными ответчиками ГБУЗ АО «Селемджинская больница» и Министерством здравоохранения Амурской области не оспариваются, у суда не имеется оснований сомневаться в выводах контролирующего органа.

При этом установленными по делу обстоятельствами с достоверностью подтверждается тот факт, что на протяжении длительного времени оспариваемым бездействием нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности административного иска в указанной части, и полагает необходимым установить ГБУЗ АО «Селемджинская больница» срок для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, рассматривая требование административного иска в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Амурской области, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства бездействия Министерства здравоохранения Амурской области в отношении устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил, своего подтверждения не нашли, поскольку именно на ГБУЗ АО «Селемджинская больница» возложена такая обязанность. Министерством же в рамках предоставленных полномочий должны приниматься меры, направленные на финансовое обеспечение в части бюджетного финансирования мероприятий по исполнению ГБУЗ АО «Селемджинская больница» предписания территориального органа Управления Роспотребнадзора, при недостаточности финансовых средств учреждения.

В судебное заседание не представлено доказательств того, что ГБУЗ АО «Селемджинская больница» обращалась в Министерство здравоохранения Амурской области с заявлением о финансовом обеспечении соответствующих мероприятий по устранению выявленных Управлением Роспотребнадзора нарушений.

Как указано выше, и следует из представленного административном истцом акта внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ - из 4-х пунктов предписания все четыре пункта ГБУЗ АО «Селемджинская больница» не выполнены, при этом обращения и заявки о выделении денежных средств не подавались.

При установленных по делу обстоятельствах, с учётом требований действующего законодательства, суд соглашается с доводами административного ответчика, Министерства здравоохранения Амурской области, о том, что содержание недвижимого имущества объектов государственной собственности, переданного в ведение учреждения, находится в компетенции ГБУЗ АО «Селемджинская больница».

Вместе с тем, следует учесть, и это отмечено в отзыве на административный иск, представленном Министерством, что исходя из положений пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, а также субсидии на иные цели.

В силу пункта 3.2 Устава ГБУЗ АО «Селемджинская больница», государственное задание для Учреждения формируется и утверждается Отраслевым органом в порядке, определенном Правительством Амурской области, в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности. Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.

В соответствии с пунктом 3.4 Устава ГБУЗ АО «Селемджинская больница», финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Уполномоченным органом или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Отраслевым органом на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

ГБУЗ АО «Селемджинская больница» является получателем средств обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона об обязательном медицинском страховании).

Частью 2 статьи 35 названного Закона предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования определяет, в том числе, структуру тарифа на оплату медицинской помощи.

В силу положений части 7 статьи 35 названного Закона структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Согласно пункту 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги)

Согласно пункту 195 указанных Правил, в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды. Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

Из содержания указанных норм следует, что затраты на содержание недвижимого имущества включены в состав тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования.

Таким образом, расходы на устранение нарушений требований санитарного законодательства подлежат возложению, в первую очередь, непосредственно на медицинское учреждение, оказывающее медицинскую помощь (медицинские услуги).

Между тем, следует учесть, что Министерство здравоохранения Амурской области, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.

В силу ст. 160.2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.

Таким образом, обстоятельства наличия или недостатка у ГБУЗ АО «Селемджинская больница» собственных доходов, позволяющих исполнить решение суда, должны быть учтены Министерством здравоохранения Амурской области при определении размера предоставляемой субсидии.

В свою очередь Министерством здравоохранения Амурской области не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в рамках предоставленных ему полномочий принимались меры, направленные на финансовое обеспечение в части бюджетного финансирования мероприятий по исполнению ГБУЗ АО «Селемджинская больница» предписаний Управления Роспотребнадзора, при том, что из имеющихся в деле доказательств усматривается недостаточность собственных финансовых средств ГБУЗ АО «Селемджинская больница» на устранение выявленных санитарно-эпидемических нарушений.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности возложения на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности профинансировать мероприятия по устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда за счет средств обязательного медицинского страхования.

Поскольку установлено, что Министерство здравоохранения Амурской области в пределах своих полномочий осуществляет внутренний финансовый контроль ГБУЗ АО «Селемджинская больница», установление обстоятельств возможности либо невозможности учреждением самостоятельного исполнения решения суда находится в компетенции Министерства здравоохранения Амурской области.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит частичному удовлетворению.

                       Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области – удовлетворить частично.

Признать    бездействия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Селемджинская больница» по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправными, нарушающими свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области «Селемджинская больница» устранить нарушения требований п.4.2. Раздела 4 Главы I, п.5.1 Раздел 1 Глава I, п.11.14. Раздел 1 Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.3.1. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», а именно:

а) в обособленном структурном подразделении ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Златоустовская участковая больница для проведения медицинских манипуляций при оказании помощи населению в прививочном, смотровом и зубном кабинетах, а также в процедурном и прививочном кабинете ГБУЗ АО «Селемджинская больница» Стойбинская участковая больница оборудовать централизованное водоснабжение;

б) в коридоре рядом с секционной морга ГБУЗ АО «Селемджинская больница» устранить отслоение штукатурки и побелки с потолка, стен по периметру двери;

в) над моечной ванной для мытья кухонной посуды, являющейся источником повышенного выделения тепла и влаги, оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт);

г) в прачечной оборудовать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию и местную вытяжную вентиляцию с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

Указанные мероприятия провести в срок до 31 декабря 2020 года.

Обязать Министерство здравоохранения Амурской области осуществить финансирование ГБУЗ АО «Селемджинская больница» мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

На решение участвующими в деле лицами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.

Судья                                    О.В. Василенко

Решение суда в окончательной форме принято 12 марта 2020 года.

2а-69/2020 ~ М-51/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Амурской области
Ответчики
Министерство здравоохранения Амурской области
ГБУЗ АО "Селемджинская больница"
Другие
Министерство имущественных отношений Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация административного искового заявления
18.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее