Решение по делу № 2-1602/2015 (2-9242/2014;) ~ М-8952/2014 от 17.12.2014

дело № 2-1602/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2015 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Шафиковой Е.С.

при секретаре Аскаровой Е.Ф.,

с участием представителя заявителя Кузнецовой Н.В. – Иванова Д.Н., действующего по доверенности, удостоверенной Стехвановой Р.Т. нотариусом нотариального округа город Уфа Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за , выданной сроком на три года, без права передоверия; представителя заинтересованного лица Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Бикмухаметовой Э.Н., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО4, выданной сроком на три года, без права передоверия; представителя заинтересованного лица Цветковой Т.Г. – Рубанова Е.Ю., действующего по доверенности, удостоверенной ФИО3 нотариусом нотариального округа город Уфа Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за , выданной сроком на три года, без права передоверия; представителя заинтересованного лица Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Носковой Е.Ю., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной начальником управления ФИО6, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецовой Н.В. о признании незаконным постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

у с т а н о в и л:

Кузнецова Н.В. в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в суд с заявлением и просила признать незаконным постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В обоснование требований указано, что постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 239 Гражданского Кодекса Российской Федерации, принимая во внимание постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работ по ремонту городских дорог и прилегающих территорий в 2012-2014 годах», принято решение об изъятии для муниципальных нужд и сноса принадлежащих заявителю на праве собственности следующих торговых нежилых помещений:

- торговое нежилое помещение инв. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, торговый комплекс, павильон ;

- торговое нежилое помещение инв. (литер А) с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, торговый комплекс, павильон .

Порядок действий, предусмотренный для изъятия данных торговых нежилых помещений для муниципальных нужд, не был проведен в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Во-первых, истец не был уведомлен о принятом решении и узнал о постановлении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ от сособственника данных торговых нежилых помещений Цветковой Т.Г.

Во-вторых, регистрация данного постановления в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, что влечет за собой последствия в виде обременения объекта недвижимости, произведена не была, что подтверждается:

- выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (на торговое нежилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>, торговый комплекс, павильон за номером от ДД.ММ.ГГГГ, не содержащей никаких ограничений прав на данный объект недвижимости;

- выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (на торговое нежилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>, торговый комплекс, павильон , за номером от ДД.ММ.ГГГГ, не содержащей ограничений прав на данный объект недвижимости, вытекающих из данного постановления.

В-третьих, не осуществление регистрационных действий влечет за собой невозможность перейти к стадии согласования выкупной цены на объект недвижимости. Никакие соглашения о выкупе данных торговых нежилых помещений на согласование истцу, не направлялись.

Заявитель просит признать незаконным (недействительным) постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ .

Определением суда от 12 января 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Цветкова Т.Г.

Определением суда от 25 февраля 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Также 25 февраля 2015 года к производству суда принято заявление в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в котором просила признать недействительными:

- пункт 1 постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд нежилых помещений у собственников нежилых помещений, указанных в подпунктах 1.1-1.4 и земельных участков, занимаемых данными нежилыми помещениями по <адрес> путем их выкупа в соответствии с действующим законодательством, в отношении нежилых помещений, указанных в п. 1.1. и 1.3.

1.1 торговое нежилое помещение инв. с кадастровым номером (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ);

1.3. торговое нежилое помещение инв. (литер А) с кадастровым номером (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ);

- пункт 2 постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о принятии предложения Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан произвести снос нежилых помещений по <адрес> в установленном законом порядке; в отношении торговых нежилых помещений указанных в п.1.1 и 1.3.

В судебном заседании представитель заявителя Кузнецовой Н.В. – Иванов Д.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Бикмухаметова Э.Н. просила отказать в удовлетворении заявленных требований за необоснованностью.

Представитель заинтересованного лица Цветковой Т.Г. – Рубанов Е.Ю. не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Носкова Е.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований за необоснованностью.

Заявитель Кузнецова Н.В., заинтересованное лицо Цветкова Т.Г., в судебное заседание не явились, представив письменные заявления, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Не явка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению заявления, а потому суд в соответствии со статьями 167, 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» в заявлении, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Из смысла указанных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями необходимо наличие двух условий: несоответствие закону обжалуемого решения и нарушение гражданских прав.

Судом установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.В. зарегистрирована собственником 1/2 доли торговых помещений на 1 этаже по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., торговый комплекс, павильон 5 и общей площадью <данные изъяты> кв.м., торговый комплекс, павильон 6.

Собственником другой 1/2 доли указанных помещений зарегистрирована Цветкова Т.Г.

Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии для муниципальных нужд нежилых помещений у собственников нежилых помещений, указанных в подпунктах 1.1-1.4 и земельных участков, занимаемых данными нежилыми помещениями по <адрес> путем их выкупа в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. в отношении нежилых помещений, указанных в п. 1.1. и 1.3.

1.1 торговое нежилое помещение инв. с кадастровым номером (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ);

1.3. торговое нежилое помещение инв. (литер А) с кадастровым номером (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ);

Пунктом 2 вышеназванного постановления Управлению по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан указано принять предложение произвести снос нежилых помещений по <адрес> в установленном законом порядке.

Оспаривая вышеназванное постановление, Кузнецова Н.В. указала на то, что она не была уведомлена о принятом решении и узнала о постановлении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ лишь ДД.ММ.ГГГГ от сособственника данных торговых нежилых помещений Цветковой Т.Г., кроме того, данное постановление не зарегистрировано в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, что влечет за собой последствия в виде обременения объекта недвижимости, а также никакие соглашения о выкупе данных торговых нежилых помещений на согласование ей не направлялись.

Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

В соответствии с требованиями пункт 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

На основании частей 1, 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка, непосредственно изъятие.

Одновременно в силу пункта 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий.

Кроме того, в силу части 4 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

Следовательно, принятие оспариваемого в рамках настоящего дела постановления явилось лишь первым этапом процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд. В свою очередь, данному этапу предшествовала разработка организационных, нормативно-методических, правовых условий, обосновывающих необходимость развития застроенной территории.

Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд нежилых помещений у собственников нежилых помещений, указанных в подпунктах 1.1-1.4 и земельных участков, занимаемых данными нежилыми помещениями по <адрес> путем их выкупа в соответствии с действующим законодательством принято в соответствии с действующим законодательством.

Указанное Постановление было передано на регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует расписка в получении документов на государственную регистрацию. Однако, в регистрации Постановления было отказано по тем основаниям, что у собственников торговых павильонов отсутствуют права на земельные участки, а регистрация ограничений, связанных со сносом нежилых строений законодательством не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ изъятие земельных участков напрямую связано с изданием постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работ по ремонту городских дорог и прилегающих территорий в 2012 - 2014 годах». Изготовлен проект по капитальному ремонту <адрес>, которым предусмотрено расширение проезжей части в районе остановки «<адрес>».

Кузнецова Н.В. уведомлялась о вынесенном постановлении и предстоящем сносе павильонов, что подтверждается почтовым отправлением от ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно уведомление было направлено и сособственнику торговых павильонов Цветковой Т.Г.

Следовательно, свои обязательства по исполнению постановления в отношении уведомления собственников, Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исполнило, что также подтверждается копиями квитанций об отправке уведомлений.

Кроме того, у заявителя отсутствует право на земельный участок, на котором расположены торговые павильоны, о чем свидетельствует письмо Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

Документов, свидетельствующих о том, что постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и законные интересы заявителя, не предоставлено, тогда как именно на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий (бездействия).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что оснований для признания недействительным постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявления Кузнецовой Н.В. о признании незаконным постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в части.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований Кузнецовой Н.В. о признании незаконным постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в части – отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Е.С. Шафикова

2-1602/2015 (2-9242/2014;) ~ М-8952/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецова Надежда Витальевна
Другие
Администрация ГО г. Уфа РБ
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Шафикова Елена Сергеевна
Дело на странице суда
oktiabrsky--bkr.sudrf.ru
17.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2014Передача материалов судье
17.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.01.2015Предварительное судебное заседание
20.01.2015Судебное заседание
25.02.2015Судебное заседание
11.03.2015Судебное заседание
16.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2017Дело оформлено
26.10.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее