Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1259/2023 ~ М-1073/2023 от 25.04.2023

Дело №2а-1259/2023

УИД 73RS0013-01-2023-001466-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года                                                                       г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.А., при секретаре Спиридоновой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Решетникова А. К. к Федеральному казенному учреждению Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия о понуждении к совершению определенных действий, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Решетников А.К. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что он в период с 24.05.2019 по 09.12.2022 года отбывал наказание ФКУ «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области». В пути следования этапом в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области ему стало известно о том, что он состоит на профилактическом учете «<данные изъяты>». Полагает, что на учет он поставлен незаконно.

Просит обязать административного ответчика ФКУ «Исправительная колония №1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» снять административного истца с профилактических учетов как лицо, склонного к совершению побега из мест лишения свободы, как лидера, организатора группировок отрицательной направленности и негативно влияющего на других осужденных; взыскать с ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области в свою пользу денежную сумму в размере 20 000 руб. за совершение незаконных действий в отношении административного истца.

Судом к участию по делу в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия.

    Административный истец Решетников А.К. в судебное заедание не явился, отбывает наказание в ФКУ МК-1 УФСИН России по р.Карелия, ходатайств о проведении видеоконференцсвязи не заявлял, хотя был уведомлен судом о возможности заявления такого ходатайства.

    Представитель ФКУ «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Будилова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, указав, что Решетниковым пропущен срок обращения в суд. Также указала, что перед тем, как принималось решение о постановке на учет, Решетникову предлагалась прийти на комиссию, однако он отказался. Поскольку нарушений со стороны Ответчика не было, просила в иске отказать.

    Представитель ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании дал пояснения, аналогичные пояснениям Будиловой Е.Н.

    Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

    Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).

В соответствии со ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

    Согласно ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

    При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.3 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

      Судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец Решетников А.К. в период с 24.05.2019 по 09.12.2022 содержался в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.

Судом установлено, что 16.08.2021 года Решетников поставлен на профилактический учет как <данные изъяты>, 07.10.2022 – как <данные изъяты>.

Разрешая требование административного истца о снятии его с проф. учета, суд приходит к следующему.

Приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72 (ред. от 02.11.2018) утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

В соответствии с п.4 Инструкции деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

В учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем: изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных (п.14 Инструкции)

Согласно п.24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонные к совершению побега; лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных; организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации; склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; склонные к совершению суицида и членовредительству; организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды; склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию; отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки; склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов; склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность; склонные к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности; склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи; склонные к захвату заложников; склонные к совершению поджогов.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (п. 26 Инструкции).

Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах.

После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу.

Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (п.27-30 Инструкции)

В соответствии с п. 31 Инструкции начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

Из материалов дела следует, что Решетников не присутствовал на заседании комиссий, поскольку отказался явиться на заседание комиссии. С протоколами ознакомлен, от подписи в ознакомлении отказался. Указанное подтверждается представленными в суд протоколами №84 от 07.10.2022 и №38 от 16.08.2021 года

    С вынесенными в отношении него решениями Решетников ознакомлен в тот же день, однако от подписи отказался, что следует из представленных документов.

Каких-либо нарушений при постановке на учет не допущено, в связи с чем оснований для снятия его с учета не имеется.

Иных оснований для понуждения к снятию с учета, кроме как незаконная постановка на учет, Решетниковым не заявлено.

Кроме того, суд находит обоснованным доводы стороны ответчика о необходимости применения срока исковой давности.

Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений ч.5 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В силу ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.5 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Принимая во внимание, что административным истцом обжалуются действия по постановке его на учет в 2019 и октябре 2022 года, суд полагает, что о нарушении своих прав истец узнал в даты постановки на учет. С настоящим иском Решетников обратился в суд только 19.04.2023 года, то есть с нарушением установленных сроков.

Факт того, что Решетникову было достоверно известно о постановке его на учет подтверждается, в том числе, представленным в суд дневником индивидуальной воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении.

Уважительных причин для восстановления данного срока административным истцом не заявлено. Возражения о применении срока исковой давности направлялись в адрес административного истца. Также административному истцу разъяснялось его право принимать участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, однако данным правом Решетников также не воспользовался.

Пропуск заявителем установленного законом срока является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения административного иска не имеется, а потому в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении искового заявления Решетникова А. К. к Федеральному казенному учреждению Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия о понуждении к совершению определенных действий, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 06 июня 2023 года.

Председательствующий судья                                 Н.А. Андреева

2а-1259/2023 ~ М-1073/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Решетников А.К.
Прокурор г.Димитровграда
Ответчики
управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия.
ФСИН России
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия».
УФСИН России по Ульяновской области
ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области
Другие
Будилова Е.Н.
Никишин Владимир Валерьевич
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Андреева Н. А.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация административного искового заявления
25.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее