Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-835/2017 ~ М-652/2017 от 06.04.2017

Дело № 2-835/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2016 года г. Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,

при секретаре Алексеевой А.М.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Октябрьского района г.Орска Андреева А.В.,

представителей ответчиков Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад (<данные изъяты>ЖСГ, администрации <адрес> ПАВ.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад (<данные изъяты>)» о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района г.Орска Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом изменения предмета иска обратился в суд к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>» (далее МДОАУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>»), расположенного по адресу: <адрес>, о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения путем возведения приспособления для маломобильных посетителей - пандуса с перилами или подъемного устройства для подъезда на инвалидных колясках, а также возложить на администрацию <адрес> обязанность по выделению денежных средств из бюджета МО «<адрес>» на оборудование входа в здание образовательного учреждения пандусом с перилами или подъемным устройством для подъезда на инвалидных колясках.

Определением суда от 10 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования администрации <адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района г. Орска Андреев А.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МДОАУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>» ЖСГ в судебном заседании не возражала в удовлетворении исковых требований, при наличии соответствующего финансирования.

Представитель ответчика администрации <адрес> ПАВ, действующий на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении иска возражал, пояснил, что в силу действующего законодательства порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Между тем, в бюджете муниципального образования <адрес> такая статья расходов не предусмотрена.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с требованиями ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).

С 01 января 2013 года введен в действие «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.

Действующий Свод Правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам.

В соответствии с требованиями пункта 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты.

Таким образом, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Как следует из Устава МДОАУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>», последнее является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, то есть относится к объектам социальной инфраструктуры, в этой связи, в учреждении должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Между тем судом установлено, что вход в здание МДОАУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, имеет высокий фундамент, вход в здание оборудован широкой лестницей со ступенями, однако приспособления для маломобильных посетителей, пандусы для подъезда на инвалидных колясках отсутствуют.

Ответчиками факт указанных нарушений не отрицался, также как и то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены.

Приведенные выше нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений, а не просто услуг, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах обязанность выполнения мероприятий по обустройству пандусов и финансированию указанных мероприятий подлежит возложению на ответчиков МДОАУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>», администрацию <адрес>.

Из пояснений сторон установлено, что здание образовательного учреждения передано в оперативное управление МДОАУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>», земельный участок – в бессрочное пользование.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом положения статьи 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от вида титульных прав обязанных лиц на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), места отдыха и предоставляемые в них услуги.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Вместе с тем, собственник, передавая свое имущество другому лицу на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, сохраняет за собой право собственности на это имущество.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения возлагается в силу прямого указания закона на собственника объекта социальной инфраструктуры, исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости на праве оперативного управления иным организациям. При этом самостоятельная имущественная ответственность «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>» по своим обязательствам не освобождает администрацию <адрес> от публичной обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения, закрепленных на праве оперативного управления.

По смыслу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на ответчике лежит бремя доказывания технической невозможности оборудовать вход в здание какими-либо специальными приспособлениями. Однако данные обстоятельства не доказаны.

Учредителем и собственником имущества МДОАУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» <адрес>» является МО <адрес>, от имени которого функции и полномочия собственника и учредителя школы осуществляет администрация МО <адрес>.

Поскольку условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы (отсутствует оборудованный пандусом вход в здание школы, иное подъемное устройство для подъезда на инвалидных колясках), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации услуг в сфере образования, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска прокурора.

Удовлетворяя требования прокурора, суд полагает, что шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу будет являться разумным и достаточным для устранения допущенных нарушений.

Доводы представителя администрации <адрес> об ограниченности бюджета муниципального образования правового значения в данном случае не имеет, поскольку исполнение обязанности по несению бремени содержания муниципального имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, законодатель не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых финансовых ресурсов.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Октябрьского района г. Орска удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад (<данные изъяты>)» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести необходимые действия по предоставлению доступа инвалидам в помещение Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад (<данные изъяты>)», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: организовать приспособления для маломобильных посетителей: пандус с перилами или подъемное устройство для подъезда на инвалидных колясках.

В случае отсутствия технической возможности исполнения данных требований обязать Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад (<данные изъяты>)» предусмотреть иные средства доступа маломобильных групп населения в помещение, согласовав данные способы с общественными объединениями инвалидов.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по выделению денежных средств из бюджета МО «<адрес>» на оборудование входа в здание Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад (<данные изъяты>)» пандусом с перилами или подъемным устройством для подъезда на инвалидных колясках.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2017 года

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-835/2017 ~ М-652/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуро Октябрьского района г.Орска
Ответчики
МДОАУ "ЦРР Детский сад № 94"
администрация г.Орска
Другие
Управление образования администрации г.Орска
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Фирсова Н.В.
Дело на сайте суда
oktyabrskyorsk--orb.sudrf.ru
06.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2017Передача материалов судье
10.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2017Судебное заседание
16.05.2017Судебное заседание
22.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2017Дело оформлено
26.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее