РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2016 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному исковому заявлению Голикова С. Г. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об обжаловании действий органа местного самоуправления,
Установил:
Голиков С.Г. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об обжаловании действий органа местного самоуправления, указав, что он постоянно пользуется земельным участком площадью 376 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему истцу. Являясь единственным владельцем указанного земельного участка, он собрал все необходимые документы и обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений <адрес>, в котором просил предоставить ему в собственность за выкуп для садоводства земельный участок площадью 376 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу. Для оформления земельного участка в собственность было необходимо предварительное согласование его схемы. В связи с тем, что Министерство имущественных отношений <адрес> передало полномочия по данным делам Департаменту градостроительства г.о.Самара, все документы были переданы в Департамент, в том числе и схема расположения земельного участка, и заявление об утверждении данной схемы. ДД.ММ.ГГГГ истцом были приобщены дополнительные документы к ранее поданному заявлению, входящий № о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства г.о.Самара было выдано уведомление о возврате заявления о предварительном согласовании земельного участка и предоставленных документов, поскольку в указанном заявлении отсутствует информация, предусмотренная пп.6 п.1 ст.39.15 ЗК РФ (основание предоставления земельного участка без проведения торгов), а также не были приложены документы, предусмотренные пп.2 п.2.6 Административного регламента министерства строительства <адрес> по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов». Истец не согласен с действиями Департамента по выдаче указанного уведомления, поскольку оно не соответствует нормам действующего земельного законодательства, в связи с чем просил признать незаконным уведомление Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов, обязать административного ответчика произвести предварительное согласование схемы расположения земельного участка площадью 376 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, десятая линия, участок без номера, обязать приобщить документы, поданные административным истцом ДД.ММ.ГГГГ под входящим номером №, к входящим документам №
В судебном заседании представитель административного истца Новиков А.О., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Попова М.Н., возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории не была утверждена, поэтому правовых оснований для продолжения работы по переданному из министерства имущественных отношений <адрес> заявлению истца у Департамента не было, поэтому считает, что поданное истцом ДД.ММ.ГГГГ заявление об утверждении схемы земельного участка является новым обращением и должно соответствовать требованиям действующего земельного законодательства.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пп. 6 п. 1 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 10.05.2016 года №563 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» (действовавшим на момент обращения истцов с соответствующим заявлением), руководитель Департамента градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о.Самара, а также по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решить вопрос о его возвращении заявителю при наличии предусмотренных законом оснований.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за выкуп по договору купли-продажи под огородничество, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент градостроительства г.о.Самара возвратил заявление истцу.
Возврат заявления влечет прекращение его рассмотрения, затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
Согласно п.п.1, 2 ст.39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
- реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований;
- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- цель использования земельного участка;
- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Согласно п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п. 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Ответчик возвратил истцу заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п.3 ст.39.15 ЗК РФ, ссылаясь на отсутствие в заявлении информации, предусмотренной пп.6 п.1 ст.39.15 ЗК РФ, а также на неприложение документов, предусмотренных пп.2 п.2.6 Административного регламента.
Оценивая действия ответчика на соответствие п.3 ст.39.15 ЗК РФ, суд приходит к следующему.
В заявлении истца в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов указана ст. 9.1 Закона Самарской области «О земле» в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года.
Однако такого основания предоставления земельного участка без проведения торгов ст.39.15 ЗК РФ не содержит, поскольку в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов должны указываться основания, предусмотренные п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ.
Следовательно, указание ответчика на отсутствие в заявлении истца указаний на основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований является правомерным.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований по делу не имеется.
Доводы представителя истца о том, что заявление о предварительном согласовании земельного участка в собственность за выкуп было подано Голиковым С.Г. в дополнение к входящим документам №, в связи с чем заявителем обоснованно указано основание, действовавшее на момент первоначального обращения в министерство имущественных отношений <адрес>, суд не принимает, поскольку они противоречат прямо установленной законодателем обязанности заявителя по указанию в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка основания для его предоставления из оснований, предусмотренных законом (п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ). А если возникает спор о наличии правовых оснований предоставления земельного участка в собственность (спор о праве), то такой спор подлежит рассмотрению в исковом порядке.
Также ответчик в письме о возврате ссылается на неприложение заявителем документов, предусмотренных пп.2 п.2.6 Административного регламента.
Пп.2 п.2.6 Административного регламента предусмотрено, что для получения государственной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка заявитель самостоятельно представляет в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка или в МФЦ документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
Из материалов дела следует, что к заявлению Голикова С.Г. были приложены только 3 схемы расположения земельного участка.
Вместе с тем, указанная ссылка ответчика на несоответствие заявления требованиям пп.2 п.2.6 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, утв. приказом Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, является несостоятельной. Указанный административный регламент не является муниципальным правовым актом г.о. Самара и не может устанавливать обязательные для заявителей и органов местного самоуправления требования при оказании последними аналогичной услуги. Несоответствие действий заявителя или представленных им в орган местного самоуправления документов требованиям указанного административного регламента не может служить основанием для принятия органом местного самоуправления негативных для заявителя решений по его обращению.
Таким образом, заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, действительно, не соответствовало требованиям, установленным п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в части неуказания законного основания предоставления земельного участка без проведения торгов.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства, принимая во внимание, что заявление рассмотрено уполномоченным органом и заявителем получен ответ, учитывая, что действия Департамента градостроительства г.о.Самара основаны на законе, соответственно, права заявителя не нарушены, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Голикова С. Г. - оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь