Дело № 2-2116/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Волгоград «28» февраля 2011 года
Центральный районный суд гор. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
при секретаре Головко О.М.,
с участием:
заявителя Волобуева А.А. и его представителя – по доверенности Процановой Г.С.,
представителя органа, чье решение оспаривается Управления по жилищной политике Администрации Волгограда и заинтересованного лица Администрации Волгограда – по доверенности Усенковой А.Е.,
заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда гор. Волгограда гражданское дело по заявлению Волобуева А,А. об оспаривании решения Управления по жилищной политике Администрации Волгограда об отказе в признании семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»,
У С Т А Н О В И Л:
Волобуев А.А. обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ, в котором просил признать незаконным пункт 2 Распоряжения Управления по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «О признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ...», которым семье Волобуева А,А., состоящей из 3 человек, отказано в признании участником данной подпрограммы, и обязать Управление по жилищной политике Администрации Волгограда признать его и членов его семьи: ФИО1 и ФИО7 участниками данной подпрограммы с момента обращения с соответствующим заявлением в Управление по жилищной политике Администрации Волгограда.
В обоснование заявленных требований Волобуев А.А. указал, что согласно пункту 2 Распоряжения Управления по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «О признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ...» его семье, состоящей из 3 человек, отказано в признании участником указанной подпрограммы, на основании подпункта «б» пункта 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., поскольку его семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно заключению Управления по жилищной политике Администрации Волгограда ... от ДД.ММ.ГГГГ, он и его супруга до ..., проживая в ..., были обеспечены жильем более учетной нормы и при этом добровольно снялись с регистрационного учета, тем самым намеренно ухудшили свои жилищные условия, что лишает их права на участие в подпрограмме. Волобуев А.А. считает данное утверждение необоснованным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он поступил на службу в воинскую часть ... .... Его супруга поступила на воинскую службу в воинскую часть ... ... ДД.ММ.ГГГГ. В связи с указанным событием они были вынуждены зарегистрироваться по месту жительства в общежитии данной воинской части по адресу: ..., ул. им. Капитана Тряскина, .... Жилое помещение им не предоставлялось, регистрация была произведена без указания номера комнаты. ДД.ММ.ГГГГ между ним и его супругой был заключен брак. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Алина. Таким образом, на момент снятия с регистрационного учета он не мог быть участником подпрограммы, поскольку не имел семьи, ребенка и достаточных денежных средств для приобретения жилья. Следовательно, вывод о том, что действия по снятию с регистрационного учета были им и супругой совершены с целью быть поставленными на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - ошибочный. Кроме того, учетная норма площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилом помещении в ... составляет менее 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на 1 человека. То есть при наличии у него семьи из трех человек, на каждого из которых должно приходится по 11 кв. метров общей площади жилого помещения, его семья имела бы право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и без изменения места регистрации. Таким образом, Волобуев А.А. считает, что его семье, состоящей из 3 человек, незаконно отказано в участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ...».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация Волгограда и ФИО1.
В судебном заседании заявитель Волобуев А.А. и его представитель – по доверенности Процанова Г.С., а также заинтересованное лицо ФИО1, заявленные требования поддержали и просили суд их удовлетворить.
Представитель органа, чье решение оспаривается Управления по жилищной политике Администрации Волгограда и заинтересованного лица Администрации Волгограда – по доверенности Усенкова А.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
Суд, выслушав участников, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела, Волобуев Андрей Александрович, зарегистрированный по адресу: ..., ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление по жилищной политике Администрации Волгограда с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» ...» (далее - Подпрограмма), а ДД.ММ.ГГГГ – с заявлением о включении в состав участников подпрограммы.
Данная подпрограмма была утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» ...» (далее - Правила), устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома
В соответствии с п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление по установленной форме;
б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);
е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета
Таким образом, первоначально молодая семья обращается в Управление по жилищной политике Администрации Волгограда, как исполнителю и главному распорядителю в соответствии с ведомственной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград ...», утвержденной постановлением главы Волгограда от 10.08.2010 г. № 1948 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград на ...», по вопросу признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При этом в соответствии с п. 6 Правил применительно к Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, при решении вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий следует учитывать положения ст. ст. 51, 53 ЖК РФ, а именно: обеспеченность на одного члена семьи менее учетной нормы, которая устанавливается для каждого муниципального образования (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ); наличие у гражданина и членов его семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, при этом определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ); последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ).
На момент обращения Волобуева А.А. с вышеуказанными заявлениями, Волобуев А.А. (с ДД.ММ.ГГГГ), его супруга ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ), дочь Волобуева А.А., ..., были зарегистрированы ....
Волобуев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства и проживал в двухкомнатной квартире по адресу: ..., принадлежащей на праве общей долевой собственности (по 1/3 доле) ФИО6 (отцу заявителя), ФИО2 (матери заявителя), ФИО5 (брату заявителя) на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Всего было зарегистрировано 4 человека. ...
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» за Волобуевым А.А. сохранялось право пользования данным жилым помещением наравне с собственниками жилого помещения, поскольку в момент приватизации данного жилого помещения указанное лицо имело равные права пользования этим помещением с лицами, его приватизировавшими.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 13.07.2005 г. № 141/6 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении была установлена в размере менее 10 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека (с ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма - менее 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на 1 человека).
Следовательно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Волобуев А.А. был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 11,1 кв. м (т.е. более учетной нормы, установленной в ...), в связи с чем не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Волобуев А.А. снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, заключил с родителями и братом договор найма жилого помещения - комнаты жилой площадью 12,7 кв. м в ....
С ДД.ММ.ГГГГ Волобуев А.А. ..., однако по данному адресу не вселялся, жилой площадью не обеспечивался, продолжает проживать в ....
Как следствие, в результате этих действий у Волобуева А.А. возникли основания для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и возможность улучшения жилищных условий предусмотренными жилищным законодательством способами.
При этом, данные действия, в результате которых Волобуев А.А. может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, суд находит совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Подтверждением этому служит тот факт, что в результате заключения договора найма жилого помещения, принадлежащего близким родственникам Волобуева А.А., в котором ранее заявитель имел право пользования наравне с собственниками (ст. 31 ЖК РФ, ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») и последующей регистрации при воинской части Волобуев А.А., являющийся военнослужащим, приобрел права, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (право на предоставление служебного жилого помещения, жилого помещения маневренного фонда или общежития; в случае отсутствия указанных жилых помещений - право на получение арендованного жилья либо на получение ежемесячной денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений; право на вступление в ЖСК, получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов; обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, и т.д.).
Правильность данной позиции подтверждается также положениями п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым регистрация военнослужащих по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до регистрации по адресу воинской части указанные лица имели жилые помещения в пользовании или на праве собственности, рассматривается в качестве действий по ухудшению жилищных условий.
Кроме того, как указал Волобуев А.А. в судебном заседании, он службу в .... Следовательно, служебная необходимость регистрации его в ..., о наличии которой было заявлено Волобуевым А.А. как основании снятия с регистрационного учета по месту жительства в г. Волжском, уже отпала. Однако, факт сохранения регистрации Волобуева А.А. ... после прекращения служебных отношений с войсковой частью лишь подтверждает факт того, что такая регистрации была совершена им с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ Волобуев А.А. заключил брак с ФИО1 (... С.Л., которая в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства и проживала в однокомнатной квартире общей площадью 32,6 кв. м, жилой площадью 19,8 кв. м по адресу: ..., принадлежащей на праве общей долевой собственности (по 1/3 доле) ФИО1, ФИО3 (брату супруги заявителя), ФИО4 (матери супруги заявителя) на основании договора на передачу жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Всего было зарегистрировано 3 человека
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была обеспечена общей площадью жилого помещения в размере 10,86 кв. м (то есть более учетной нормы, ранее установленной в ...), в связи с чем не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 также зарегистрирована по адресу: ..., то есть в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имела двойную регистрацию. При этом по данному адресу она также не вселялась, жилой площадью не обеспечивалась. В настоящее время ФИО1 и дочь Волобуева А.А. проживают без регистрации в ....
Таким образом, поскольку судом установлено, что Волобуев А.А. в ... с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершил действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, поэтому он может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ).
При этом, поскольку на момент обращения Волобуева А.А. с вышеуказанными заявлениями в Управление по жилищной политике Администрации Волгограда данный срок не истек, поэтому ему правомерно распоряжением Управления по жилищной политике Администрации Волгограда ... от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2) было отказано в признании семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ...» на основании подпункта «б» пункта 5 Правил в связи с отсутствием оснований для признания семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме (п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ - не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ).
При таких данных заявление Волобуева А.А. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Волобуева А,А. о признании незаконным пункта 2 Распоряжения Управления по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «О признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» об отказе в признании семьи участником подпрограммы, и понуждении признать семью участником подпрограммы, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 05 марта 2011 года
Судья: И.А. Гантимуров