РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Асабаевой Д.Т.,
при секретаре Петиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары Горлова А.Е. в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Октябрьского района г. Самары Горлов А.Е. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенного прокуратурой Октябрьского района г. Самары мониторинга сети Интернет выявлены сайты ***, на котором находится материал об оказании услуг по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счет-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка, и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок. Ссылаясь на то, что предоставление указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, противоречит требованиям действующего законодательства, просит признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Протокольным определением суда от 09.12.2020 г. судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен к участию в деле владелец сайтов *** Романов В.В.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Самары, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Административный ответчик владелец сайтов *** Романов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 1349-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиком, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля1998 г. № 146-ФЗ гласит, что налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
6) нести иные обязательства, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 140-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно – телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Распространение на сайтах *** информации о способах ухода от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль способствует незаконному уклонению от уплаты налога, а также возможного получения необоснованной налоговой выгоды в случае принятия к вычету (возмещению) указанных счетов-фактур.
Вместе с тем, вход на сайт *** свободный, не требует предварительной регистрации, в связи с чем, любое лицо может воспользоваться услугами Интернет-ресурса.
Информация с предложением оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счет-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшении НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок, размещенная на сайте ***, открытых для общего доступа, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, относительно допустимости предоставления в налоговый орган ложных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, также данная информация противоречит требованиям налогового законодательства.
Согласно части 1 статьи 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ № 149 на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).
Установлено, что Прокуратурой Октябрьского района г. Самары в ходе проведения мониторинга сети Интернет выявлен сайт с доменными именами ***. На странице указанного сайта находится информация о способах умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
Статьей 198 и 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лиц и организации; статьей 199.1 УК РФ – за неисполнение обязанностей налогового агента; статьей 199.2 УК РФ – сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
Кроме того, ч. 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность ч. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия).
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в не поступлении денежных средств в бюджетную систему РФ.
Статьей 9 Федерального закона N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно части 2 статьи 15.1 данного ФЗ № 149 в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является в числе прочего решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о схемах ухода от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также легализации доходов полученных преступных путем с использованием информационно – телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
По используемым для размещения запрещенной информации адресам *** решение уполномоченных федеральных органов о внесении адреса сайта в Единый реестр доменных имен отсутствует.
Согласно ответа из Координационного центра национального домена сети Интернет от 01 декабря 2020 г., администратором сайта является Романов ФИО6, почтовый адрес: адрес
Размещенная в сети Интернет по вышеуказанной ссылке информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства доступ к интернет-сайтам *** следует ограничить путем включения указанных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары Горлова А.Е. - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную по сетевым адресам: *** информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения сетевых адресов *** в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 30 декабря 2020 г.
Судья Д.Т. Асабаева