Дело № 2-1717(1)/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2010 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при секретаре Пересыпкиной С.В.,
с участием заявителя Ануфриевой О.В., ее представителя адвоката Курбатской Н.В. и представителя заинтересованного лица Валовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по заявлению о признании незаконным решения главы администрации Вольского муниципального района об отказе ей в предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду и возложении обязанности на администрацию Вольского муниципального района по предоставлению заявителю данного земельного участка в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства,
установил:
обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решения главы администрации Вольского муниципального района об отказе ей в предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду и возложить на администрацию Вольского муниципального района обязанность по предоставлению заявителю данного земельного участка в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства. Заявленные требования обосновала тем, что 11.05.2010 года она обратилась с заявлением на имя главы администрации Вольского муниципального района о предоставлении ей на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Заявление было принято к производству и 13.05.2010 года исполняющая обязанности председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации ВМР С. выдала ей доверенность на получение в БТИ г.Вольска справки о наличии либо отсутствии на данном земельном участке строений. После получения справки из Вольского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» об отсутствии на спорном земельном участке каких-либо строений и сооружений и предоставления этой справки в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации ВМР, в соответствии с п. 3 ст.30.1. Земельного Кодекса РФ 21.05.2010 года в печатном издании «Вольский деловой вестник» и на сайте в сети «Интернет» было размещено объявление о приеме Комитетом заявления от физических лиц о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. В данном сообщении был указан срок принятия таких заявлений - 30 дней со дня опубликования данного сообщения. Заявлений от граждан о предоставлении в аренду земельного участка не поступило. 01.07.2010 года глава администрации BMP сообщил заявителю о том, что ей отказано в рассмотрении ее заявления о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, поскольку адресные ориентиры этого земельного участка в соответствии с постановлением главы администрации BMP от 10.09.2009 года № 3012 отсутствуют в адресном реестре. В том же сообщении было указано, что в администрации ВМР будет рассмотрен вопрос о присвоении адреса спорному земельному участку, после чего она вправе повторно обратиться с заявлением о предоставлении данного земельного участка. 19.07.2010 года председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации ВМР Подсобляевым СВ. на имя была выдана доверенность на проведение межевания спорного земельного участка, в процессе которого был изготовлен проект границ земельного участка, сформированы межевые планы и переданы в Отдел архитектуры и градостроительства администрации BMP. Вышеперечисленные действия должных лиц администрации Вольского муниципального района, по мнению заявителя, свидетельствовали о том, что процедура оформления земельного участка для передачи его ей в аренду соблюдается и она, оплачивая собственными денежными средствами изготовление необходимой документации, была уверена в том, что земельный участок ей будет предоставлен в аренду. Однако 18.08.2010 года глава администрации Вольского муниципального района известил о том, что ей отказано в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что спорный земельный участок относится к местам общего пользования. В соответствии с генеральным планом 120 квартирного жилого <адрес> в квартале 423 <адрес> л. 3 вертикальной планировки от 1986 года на данной территории размещается зеленая зона с площадкой для отдыха, площадкой настольного тенниса и открытая автостоянка, запроектированная вдоль проезжей части по <адрес>. 27.08.2010 года глава администрации ВМР известил заявителя о том, что процедура по присвоению адреса земельному участку, который она просила передать ей в аренду, не осуществляется по причине проверки Вольской межрайонной прокуратурой правомочности постановки данного земельного участка на кадастровый учет. По результатам проверки было установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №, был внесен в государственный кадастр недвижимости 03.02.2006 года, как ранее учтенный участок, на основании акта приема-передачи инвентаризационной описи в электронном виде по ранее учтенным участкам в границах кадастрового квартала № от 20.12.2002 года, подписанного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Вольскому району и руководителем Вольского филиала Земельной кадастровой палаты. Данный участок является ранее учтенным и имеет предыдущий кадастровый номер № Вид разрешенного использования участка был установлен при передаче как: для индивидуального жилищного строительства. считает отказ главы администрации ВМР в предоставлении ей в долгосрочную аренду вышеуказанного земельного участка незаконным, нарушающим ее законные права и интересы, по следующим основаниям. В соответствии с действующим земельным законодательством, к местам общего пользования могут быть отнесены земельные участки, расположенные за красной линией, которая в соответствии с постановлением администрации BMP № 917 от 14.04.2008 года совпадает с линиями застройки. Как видно из кадастрового плана, спорный земельный участок находится на территории, расположенной до красной линии и данная территория не может быть отнесена к землям общего пользования. Кроме того, из кадастрового плана квартала установлено, что смежный, со спорным, земельный участок, определенный для строительства магазина, находится в собственности у гр. Щ. Исходя из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные наделы, находящиеся на землях общего пользования, не подлежат приватизации. Наличие смежного земельного участка, принадлежащего на праве собственности, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что данная территория не может относится к землями общего пользования. По данному поводу заявитель обращалась 15.09.2010 года в прокуратуру, однако оснований для принятия мер прокурорского реагирования сотрудники Вольской межрайонной прокуратуры не усмотрели.
В судебном заседании и ее представитель - адвокат заявленные требования поддержали и подтвердили вышеизложенные обстоятельства.
Заинтересованное лицо - глава администрации Вольского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, его интересы на основании доверенности представляла , которая считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. По существу предъявленных требований суду пояснила, что из представленного заявителем кадастрового паспорта земельного участка № 6442/201/10-1693 от 27 июля 2010 года установлено, что кадастровый номер земельного участка № внесен в государственный кадастр недвижимости 03.02.2006 года с видом права: государственная собственность, где также отмечено, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с этим, в целях исследования земельного участка, было предложено самостоятельно получить справку в Вольском БТИ об отсутствии на спорном участке объектов недвижимости и провести межевание этого земельного участка. На стадии согласования акта границ земельного участка с начальником Отдела землеустройства и градостроительной деятельности администрации ВМР было обнаружено, что адрес спорного земельного участка не соответствует адресному реестру, утвержденному постановлением администрации Вольского муниципального района 10.09.2009 года № 3012. При проведении процедуры присвоения адреса земельному участку в соответствии с утвержденным реестром оказалось невозможным идентифицировать место его расположения, так как представленный заявителем кадастровый паспорт земельного участка не позволяет определить конкретное место в существующей застройке. В результате проведенной работы по установлению границ земельного участка было установлено, что этот участок расположен на территории, где ранее существовала индивидуальная жилая застройка, что подтверждает планом вертикальной планировки 120 - квартирного жилого <адрес> в квартале 423 <адрес>. При этом, в плане указан строительный адрес жилого дома, в настоящее время данный дом имеет почтовый адрес: <адрес>. По утверждению представителя заинтересованного лица, ранее существующие индивидуальные жилые дома при постройке вышеуказанного 120 квартирного жилого дома были снесены, а собственникам жилых домов была выплачена денежная компенсация. В это же время было принято решение о благоустройстве прилегающей к многоквартирному дому территории, поэтому на плане вертикальной планировки указано, что на освобожденном земельном участке должен размещаться сквер с площадкой для отдыха и теннисным столом. В настоящее время сквер не выглядит, так как должен был бы выглядеть, из-за отсутствия достаточного финансирования, но имеются желающие благоустроить данную территорию. О том, что эта территория является сквером, свидетельствует наличие высаженных там деревьев и бетонных дорожек. После того, как разбирались со сложившейся ситуацией, был направлен запрос в кадастровую палату о предоставлении документов, на основании которых спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, однако, как выяснилось из ответа, такие документы отсутствуют, в связи с чем, было вынесено постановление № 2083 от 21.09.2010 года о снятии с кадастрового учета вышеуказанного земельного участка. В данный момент, по утверждению представителя заинтересованного лица, разработан, но не утвержден, Генеральный план муниципального образования <адрес>, согласно которому земельный участок, на предоставление которого претендует , обозначен зеленым цветом и отнесен к зоне парков, бульваров и скверов. Этот документ будет утверждаться на публичных слушаниях, назначенных на начало 2011 года. Поскольку спорный земельный участок относится к местам общего пользования, он, по мнению представителя заинтересованного лица, не может быть представлен заявителю в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Исходя из положений п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, в том числе и земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В судебном заседании достоверно установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 822 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> уд. Цементников <адрес>, о предоставлении которого в долгосрочную аренду просила , фактически находится перед жилым многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства также подтверждаются схемой границ спорного земельного участка (л.д.17), кадастровым планом территории № 6442/201/10-966 от 12.05.2010 года (л.д. 18, 41), а также фотографиями, представленными суду заявителем (л.д.36-37).
Как видно из плана вертикальной планировки 120 - квартирного жилого <адрес> (л.д. 20, 38, 3) (в настоящее время почтовый адрес данного дома: <адрес>), на прилегающей перед жилым домом территории должен был быть размещен сквер с площадкой для отдыха и площадкой настольного тенниса.
Как видно из объяснений представителя заинтересованного лица, в данный момент на этой территории высажены деревья и обустроены бетонные площадки. Данные обстоятельства подтверждены фотографиями (л.д.36) и не оспаривались заявителем.
Согласно ч. 2, 4, 5, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 221-ФЗ от 27.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», вступившего в законную силу с 01.03.2008 года, в срок до 01.01.2011 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий обязаны предоставить в орган кадастрового учета сведения о зонах, установленных до дня вступления в силу Закона о кадастре.
На момент рассмотрения судом настоящего дела, установленный срок для передачи в органы кадастрового учета сведений о территориальных зонах и границах этих зон не наступил, вместе с тем, представителем заинтересованного лица был представлен разработанный, но не утвержденный, генеральный план муниципального образования г. Вольск (л.д.66-67), из которого следует, что территория, на которой расположен спорный земельный участок окрашена в зеленый цвет и определена как зона скверов, бульваров, набережных и уличного озеленения.
Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что испрашиваемый земельный участок с 1985 года входит в состав территории общего пользования, предназначенной для размещения сквера.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Таким образом, вид использования спорного земельного участка - для индивидуального жилищного строительства не входят в перечень видов разрешенного использования.
Кроме того, в соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые скверами, бульварами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности обжалуемого отказа в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом, суд при вынесении решения не принимает во внимание выводы заявителя и ее представителя о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к местам общего пользования, так как расположен до красной линии, которая в соответствии с постановлением администрации ВМР № 917 от 14.04.2008 года (л.д.21) совпадает с линией застройки, поскольку данные утверждения являются неправильным толкованием норм права.
Согласно п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к красным линиям относятся линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Из смысла изложенного следует, что территории общего пользования должны быть расположены между красными линиями, что в данном случае соблюдено, поскольку, как видно из материалов дела и объяснений сторон, вышеуказанная территория общего пользования расположена между линией застройки, которая одновременно является красной линией, и автомобильной дорогой, которая по вышеизложенному определению также является красной линией.
Кроме того, по мнению суда, нахождение смежного земельного участка в собственности у гр. Щ. не имеет значение для рассматриваемого дела и не может однозначно свидетельствовать о том, что данная территория не относится к землям общего пользования, поскольку действующим законодательством не запрещено размещение объектов рекреационного обслуживания (павильонов, кофе, магазинов и др.) на территории земель общего пользования.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении заявления о признании незаконным решения главы администрации Вольского муниципального района об отказе ей в предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду и возложении обязанности на администрацию Вольского муниципального района по предоставлению заявителю данного земельного участка в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд.
Судья С.В.Козлова