Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-71/2021 (2-3321/2020;) ~ М-3515/2020 от 09.11.2020

Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2021 года (с учетом

части 3 статьи 107 ГПК РФ)

Дело 2-71/2021

УИД 51RS0003-01-2020-005503-68


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


    11 января 2021 года                        город Мурманск


Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи         Кузнецовой Т.С.

при секретаре                 Ковган Л.И.

с участием истца                Машкина В.В.,

представителя ответчика            Воробьевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машкина В.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о защите права на пенсионное обеспечение,


УСТАНОВИЛ:

Машкин В.В. обратился в суд с иском к ГУ - УПФР в городе Мурманске о защите права на пенсионное обеспечение.

В обоснование заявленных требований указал, что с 25 июля 2013 года является получателем страховой пенсии по старости.

При расчете стажа для назначения пенсии ответчиком не был учтен период его работы с 01 октября 1995 года по 21 марта 1999 года в ООО «Синк».

В указанную организацию был принят на работу на должность энергетика. Как ему известно со слов директора Общества ФИО2, в период работы за него производилось отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В начале 1999 года директор поставила его в известность о том, что организация имеет финансовые проблемы, заказ-наряды на работы отсутствуют. 21 марта 1999 года он был уволен из ООО «Синк». Период работы подтверждается записью в трудовой книжке.

После назначения пенсии неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлениями о перерасчете пенсии, на что получил отказ.

Уточнив исковые требования в ходе производства по делу, просил обязать ответчика включить в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в ООО «Синк» с 01 октября 1995 года по 25 марта 1999 года в должности <данные изъяты>, произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанного периода.

В судебном заседании истец данные требования поддержал, пояснил, что заработную плату в период работы в ООО «Синк» получал наличными денежными средствами. До 1998 года велась работа по обслуживанию жилого фонда, заработная плата выплачивалась в зависимости от поступавших от заказчиков денежных средств по заказ-нарядам. В конце 1998 года – начале 1999 года у организации начались финансовые трудности, после чего он был уволен в связи с ликвидацией предприятия.

Представитель ответчика Воробьева С.А. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что, согласно имеющимся сведениям, финансово-хозяйственная деятельность ООО «Синк» в спорный период не осуществлялась, страховые взносы не начислялись. Из представленных расчетных ведомостей следует, что страховые взносы уплачивались несвоевременно, имела место их частичная уплата, за организацией числилась значительная задолженность по перечислению взносов, после 1997 года расчетные ведомости не предоставлялись, что свидетельствует о том, что финансово-хозяйственная деятельность организацией не велась. Полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Заслушав истца и представителя ответчика, допросив свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела и трудовую книжку на имя Машкина В.В., материалы наблюдательного дела в отношении ООО «Синк», суд приходит к следующему.

С 01 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с этой же даты не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Учитывая, что спорные отношения возникли между сторонами в 2013 году, суд приходит к выводу, что в данном случае правоотношения сторон регулируются положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в пункте 1 статьи 3 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя.

Согласно пункту 2 статьи 13 указанного Федерального закона страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В разъяснениях, данных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установлено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Невыполнение страхователями требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

Таким образом, при определении продолжительности страхового стажа для оценки пенсионных прав гражданина подлежат учету и те периоды его работы, за которые работодателем производилось начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе при отсутствии факта их уплаты.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, а также материалами пенсионного дела Машкина В.В., истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 16 апреля 2002 года, с 25 июля 2013 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При назначении пенсии в трудовой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера пенсионным органом не был включен период работы истца в ООО «Синк» с 01 октября 1995 года по 25 марта 1999 года.

На обращение истца в пенсионный орган по вопросу включения указанных периодов работы в стаж и перерасчета размера пенсии ответчиком дан письменный отказ с разъяснением порядка подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера и расчета размера пенсии.

Основанием к отказу пенсионным органом во включении спорного периода в стаж послужило то обстоятельство, что в указанный период работы Машкина В.В. в ООО «Синк» страховые взносы в отношении истца не начислялись и в Пенсионный фонд Российской Федерации не перечислялись, финансово-хозяйственная деятельность организацией не велась.

Проверяя правомерность действий ответчика в части отказа во включении спорного периода в страховой стаж и в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, суд приходит к следующему.

Из трудовой книжки *** , оформленной на имя Машкина В.В. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истец 05 июня 1995 года был принят на работу на должность <данные изъяты> в ООО «Синк», 25 марта 1999 года уволен в связи с ликвидацией предприятия.

По сведениям отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности ГУ – УПФР в Ленинском округе города Мурманска ООО «Синк» зарегистрировано в системе Пенсионного фонда Российской Федерации 11 июля 1995 года. В период с 05 июня 1995 года по 30 сентября 1995 года финансово-хозяйственная деятельность предприятием велась, страховые взносы начислялись, в период с 01 октября 1995 года по 25 марта 1999 года финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась, страховые взносы не начислялись.

Вместе с тем, как следует из расчетных ведомостей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, представленных в материалы наблюдательного дела в отношении ООО «Синк», страховые взносы организацией были начислены за октябрь, ноябрь и декабрь 1995 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь и июль 1996 года, что свидетельствует о ведении Обществом финансово-хозяйственной деятельности в указанные периоды, выплате заработной платы работникам.

Материалами наблюдательного дела также подтверждается, что начисленные в указанные периоды суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уплачивались ООО «Синк» в Пенсионный фонд Российской Федерации не в полном объеме и с нарушением установленных сроков, имела место задолженность по уплате страховых взносов, однако данное обстоятельство, как следует из вышеприведенных положений законодательства и разъяснений по его применению, не может являться основанием для создания истцу как работнику данной организации препятствий в реализации его права на пенсионное обеспечение, а последнее - ставиться в зависимость от исполнения работодателем обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что период работы Машкина В.В. в ООО «Синк» с 01 октября 1995 года по 31 июля 1996 года подлежит включению в страховой стаж истца, а также в стаж его работы в районах Крайнего Севера, учитывая, что указанная организация, согласно представленным в материалы дела сведениям, располагалась в городе Мурманске, а Мурманская область в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, с 01 июля 1990 года относится к районам Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах в случае, если включение спорного периода повлияет на размер получаемой истцом страховой пенсии по старости, пенсионному органу необходимо произвести перерасчет выплачиваемой истцу пенсии с даты ее назначения, то есть с 25 июля 2013 года.

Оснований для включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы истца в ООО «Синк» в дальнейший период, а именно с 01 августа 1996 года по 25 марта 1999 года, суд не усматривает, принимая во внимание отсутствие каких-либо относимых и допустимых доказательств осуществления указанной организацией финансово-хозяйственной деятельности, выплаты истцу заработной платы, начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Указанное не опровергается и доводами истца, а также показаниями свидетеля ФИО1 о том, что выплата и размер заработной платы работников указанной организации зависели от наличия либо отсутствия заказ-нарядов на выполнение работ (оказание услуг) и поступления от заказчиков оплаты по таким заказ-нарядам.

Доказательств фактического ведения предприятием деятельности, соответствующей предмету и видам его деятельности, в период с 01 августа 1996 года по 25 марта 1999 года в материалы дела не представлено, как и доказательств исполнения истцом своей трудовой функции в данный период.

Таким образом, исковые требования Машкина В.В. подлежат частичному удовлетворению.

При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

Поскольку в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец, являющийся пенсионером, получающим пенсию, от уплаты государственной пошлины в связи с рассмотрением судом данной категории дела освобожден, указанная излишне уплаченная им сумма государственной пошлины подлежит возврату истцу в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Машкина В.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о защите права на пенсионное обеспечение – удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы Машкина В.В. в обществе с ограниченной ответственностью «Синк» с 01 октября 1995 года по 31 июля 1996 года, с учетом которого произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты назначения пенсии, то есть с 25 июля 2013 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Машкина В.В. – отказать.

Возвратить Машкину В.В. излишне уплаченную по чеку-ордеру от 22 июля 2020 года государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                 Т.С. Кузнецова

2-71/2021 (2-3321/2020;) ~ М-3515/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Машкин Владимир Витальевич
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Кузнецова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
len--mrm.sudrf.ru
09.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2020Передача материалов судье
11.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.12.2020Предварительное судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее