Дело № 2-430/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2020 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Кунице Е.В.,
с участием представителя истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Благотворительному фонду «Лицей 17» о ликвидации юридического лица, третье лицо – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым,
УСТАНОВИЛ:
30.10.2019 года ФИО2 обратился в суд с иском к Благотворительному фонду «Город мечты» о ликвидации юридического лица, мотивируя исковые требования тем, что он является заинтересованным в ликвидации фонда лицом, поскольку является учредителем фонда и понимает, что цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей не могут быть произведены. Кроме того, имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна. Согласно ч.2 ст.123.20 Гражданского кодекса РФ, п.2 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц. Просит ликвидировать Благотворительный фонд «Город мечты» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц; назначить ликвидатором ФИО1
Определением суда от 16.01.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по г. Симферополю.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в письменном отзыве не возражал относительно прекращения юридического лица в случае наличия оснований, предусмотренных законом.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают, в частности, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу части 3 указанной правовой нормы суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменения в которую внесены статьей 10 Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к специальной подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение дел по корпоративным спорам, в частности, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, в том числе по спорам, связанным с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица (пункт 1 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из данной правовой нормы следует, что корпоративными являются споры о ликвидации некоммерческих организаций, которые объединяют коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, либо имеют статус саморегулируемой организации.
Из представленного в материалы дела Устава Благотворительного фонда «Лицей 17» усматривается, что данный благотворительный фонд является некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей цели, указанные в настоящем Уставе.
В пункте 2.1 раздела 2 Устава определено в качестве цели Фонда аккумулирование средств (формирование имущества) на основе добровольных имущественных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений, использование данного имущества на благотворительность, а именно: создание условий для соблюдение прав и свобод граждан, достоинства личности, предусмотренных Конституцией РФ в сфере социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства; содействие укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных и религиозных конфликтов; осуществление благотворительной деятельности в вопросах созидания миротворчества, гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, содействия гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи; поддержку общественно-значимых молодежных инициатив, проектов детского, молодежного движения, а также детских и молодежных организаций; содействие добровольческой деятельности, в том числе по патронажу научно-технического, спортивного, художественного, профессионального, творческого, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи; содействие повышению качества образования детей, уровня культуры традиционных семейных отношений, и др.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанный благотворительный фонд объединением субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности не является, в связи с чем настоящий спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица Благотворительный фонд «Лицей 17» запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 01.08.2018 (л.д. 13).
В тот же день фонд поставлен на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (л.д.9).
Согласно бухгалтерскому балансу организации Благотворительный фонд «Лицей 17» по состоянию на 30.09.2019 года, денежные средства и денежные эквиваленты составляют – 42, финансовые и другие оборотные активы – 33, целевые средства – 75 (л.д.14).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Истец ФИО2 является учредителем Благотворительного фонда «Лицей 17», в связи с чем заинтересована в его ликвидации.
Оценив представленные доказательства, суд полагает о наличии обстоятельств, которые законодатель признает основанием для ликвидации некоммерческой организации, так как благотворительный фонд «Лицей 17» не имеет имущества, достаточного для осуществления его целей, вероятность получения необходимого имущества нереальна, в связи с чем цели фонда не могут быть достигнуты. Фактически Фонд в настоящее время не ведет деятельность, необходимую для осуществления его целей, предусмотренных Уставом.
Таким образом, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о ликвидации Фонда.
Давая оценку требованиям истца одновременно с решением суда о ликвидации Фонда внести сведения в ЕГРЮЛ об его исключении, суд исходит из того, что законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, направленная, в том числе, на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица, после завершения которой становится возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.
Принятие судом решения об исключении из ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям пункта 3 статьи 18 и статьи 19 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статей 20 - 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, после завершения данной процедуры становится возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Как следует из статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
Таким образом, исковые требования в части исключения сведений из ЕГРЮЛ являются преждевременными, и не подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ 17», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 295048, ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░. 68, ░░░░ 507/2, ░░░░ 1189112032450, ░░░ 9102246602, ░░░ 910201001.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ 17» ░░░1.
░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ 17», ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ 17» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ 17»;
-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ 17»;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.02.2020 ░░░░.