Р Е Ш Е Н И Е
город Боровск 29 января 2019 года
Судья Боровского районного суда Калужской области Гавриков Ю.А.,
При секретаре – Безруковой С.М.
С участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Макаровой Т.В., адвоката Перцева М.С.,
Представителя потерпевшего Балакина М.А., по доверенности Серикова В.В.,
Рассмотрев жалобу представителя лица привлекаемого к административной ответственности Макаровой Т.В., адвоката Перцева М.С., на постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области от 19 ноября 2018 года по ст. 7.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области от 19 ноября 2018 года, Макарова Т.В. была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФИО4, адвокат Перцев М.С. подал на него жалобу, указав в обоснование, что назначенное Макаровой Т.В. наказание необоснованно суровое, просил назначить наказание в виде предупреждения.
Представитель потерпевшего ФИО3, по доверенности Сериков В.В., просил оставить оспариваемое постановление без изменений, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав участников, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, выслушав объяснения участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью. (ст. 25.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении перечислены в статье 26.1 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. (ст. 28.2 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Согласно ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе и вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного оформления протокола и оформления других материалов дела.
В соответствии с положениями ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; мотивированное решение по делу.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, при производстве по настоящему делу об административном правонарушении вышеприведенные положения КоАП РФ соблюдены не были.
Так из протокола об административном правонарушении следует, что 24 октября 2018 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Макаровой Т.В.
В ходе проверки выявлено, что Макаровой Т.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 1018 кв.м.
При обмере земельного участка выявлено фактическое увеличение площади используемого Макаровой Т.В. земельного участка на 63,25 кв.м.
Место совершения административного правонарушения: <адрес>, <адрес> кадастровый номер №.
Время совершения административного правонарушения 24 октября 2018 года.
При этом из протокола об административном правонарушении не представляется возможным определить какой именно земельный участок или его часть (кадастровый номер, место нахождение, принадлежность) самовольно заняла Макарова Т.В. Действия Макаровой Т.В. квалифицированы по ст. 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что с учетом диспозиции ст. 7.1 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении не приведено описание состава административного правонарушения, а потому, на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении должностному лицу необходимо было разрешить вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в связи с его неправильным оформлением.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо вышло за пределы предъявленного Макаровой Т.В. обвинения.
Так в протоколе об административном правонарушении в вину Макаровой Т.В. вменены действия в виде – самовольного занятия земельного участка.
Вместе с тем из мотивировочной части оспариваемого постановления следует, что в вину Макаровой Т.В. вменены и действия в виде самовольного занятия земельного участка, и действия в виде самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
При этом из резолютивной части постановления следует, что Макаровой Т.В. вменены в вину действия, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка площадью 63,25 кв.м.
Кроме того, в оспариваемом постановлении также не указано место и время совершения административного правонарушения, не указано какой именно земельный участок или его часть (кадастровый номер, место нахождение, принадлежность) самовольно заняла Макарова Т.В.
В силу части 4 статьи 1.5 указанного Кодекса, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание, что в протоколе по делу об административном правонарушении и оспариваемом постановлении должностного лица не указан предмет правонарушения (конкретный земельный участок (его часть) как объект земельных отношений), суд приходит к выводу, что нарушено право Макаровой Т.В. на защиту.
Поскольку оспариваемое постановление должностного лица не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ оно не может быть признано законным и подлежит отмене.
Судом также установлено, что правонарушение, в связи с которым в отношении Макаровой Т.В. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ, было выявлено 24 октября 2018 года.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, не может быть вынесено по истечении двух месяцев.
То есть на момент рассмотрения настоящей жалобы, срок привлечения Макаровой Т.В. к административной ответственности – истек.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится постановление об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Макаровой Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности).
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л
Постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области от 19 ноября 2018 года, вынесенное в отношении Макаровой Т.В. по делу об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ, - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение десяти дней через Боровский районный суд.
Судья