Заочное решение
Именем Российской Федерации
18 июня 2015 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: представителя истца - <данные изъяты> Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Красэкспортлес» о признании бездействия незаконными и возложении обязанности,
Установил:
Прокурор "адрес" обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с просьбой признать бездействие ООО «Красэкспортлес» по не обеспечению санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно – бытовому водоснабжению обеспечивающие контроль качества питьевой воды незаконными и обязать ООО «Красэкспортлес» обеспечить контроль качества питьевой воды, путем выполнения санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно – бытовому водоснабжению в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в том числе: получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; на источник водоснабжения разработать проект организации зоны санитарной охраны (далее ЗСО) источника, включающий: определение границ зоны и составляющих поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; огородить, благоустроить и обеспечить охраной территорию первого пояса ЗСО водозаборного сооружения; разработать рабочую программу (план) производственного контроля качества воды; организовать производственный контроль за качеством питьевой воды централизованного водоснабжения в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной сети, провести лабораторные исследования качества питьевой воды; обеспечить прохождение гигиенической подготовки работников, деятельность которых связана с обслуживанием источников водоснабжения.
Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой была проведена общенадзорная проверка за использованием санитарно – эпидемиологического законодательства при обеспечении населения качественной питьевой водой в деятельности ООО «Красэкспортлес». В ходе проверки установлено, что основными видами деятельности ООО «Красэкспортлес», согласно Устава, является деятельность по сбору, очистке, распределению воды, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). В соответствии с договором аренды от "дата" № в пользовании ООО «Красэкспортлес» находятся: водонапорная башня, находящаяся по адресу"адрес" артезианская скважина, находящаяся по адресу: "адрес" В нарушении законодательства ООО «Красэкспортлес» не обеспечило наличие санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; на источник водоснабжения не разработан проект организации зоны санитарной охраны (далее ЗСО) источника, включающий: определение границ зоны и составляющих поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО, территория первого пояса ЗСО водозаборного сооружения не ограждена, не спланирована, не благоустроена, не обеспечена охраной; не разработана рабочая программа (план) производственного контроля качества воды, не организован производственный контроль за качеством питьевой воды централизованного водоснабжения в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной сети (не представлены (отсутствуют) результаты лабораторных исследований качества питьевой воды); работники, деятельность которых связана с обслуживанием источников водоснабжения, не прошли гигиеническую подготовку. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения. Вышеуказанные нарушения санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно – бытовому водоснабжению не позволяет обеспечить контроль качества питьевой воды и способствует развитию инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст.8 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», круг которых не определен и может постоянно меняться.
В судебном заседании представитель истца - "адрес" Мирюк Н.В., заявленные требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения по сути искового заявления, просила суд требования удовлетворить в полном объеме, на рассмотрение дела в порядке заочного производства не возражала.
Представитель ответчика ООО «Красэкспортлес», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не просил суд рассмотреть дело в их отсутствии, суд посчитал причину, по которой не явился в судебное заседание представитель ответчика, неуважительной и посчитал возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, с согласия представителя истца.
Выслушав представителя истца, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.8 Федерального закона РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст.18 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно – эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
В пунктах 1.4, 1.6, 1.13 указанных СанПиН установлено, что зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (1.4).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в которой включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (1.6). Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (1.13).
Статьей 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор.
В соответствии со ст.4 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно – эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно – противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения. Так, объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии со ст.1 указанного закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека, поскольку жизнь и здоровье граждан должны быть защищены и данное право закреплено в Конституции РФ, которая имеет силу прямого действия на всей территории Российской Федерации и подлежит исполнению всеми гражданами и органами.
Как было установлено в судебном заседании в соответствии с Уставом ООО «Красэкспортлес», расположенное по адресу: "адрес", вправе осуществлять в том числе производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии; сбор очистка, распределение воды) <данные изъяты>
Согласно договора аренды № от "дата" года, заключенного между <данные изъяты> (арендодатель) и ООО «Красэкспортлес», ответчику переданы во временное пользование сооружение водонапорной башни с оборудованием, необходимым для ее эксплуатации: нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес"; водонапорная башня, расположенная по адресу: "адрес" артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес" земельный участок для эксплуатации сооружений: водонапорной башни, артезианской скважины и нежилого здания, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно ст.616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренда. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Однако, согласно п. 2.2 Договора аренды имущества, заключенного между <данные изъяты> и ООО «Красэкспортлес», арендатор обязан использовать имущество по целевому назначению – снабжение потребителей холодной водой; поддерживать сооружение в исправном состоянии, производить за свой счет капитальный и текущий ремонт в пределах средств, утвержденных в тарифах на действующий год; нести расходы по содержанию сооружения.
По мнению суда, содержание указанного выше пункта договора предполагает возложение на ответчика бремя производства всех без исключения действий, направленных на бесперебойное и качественное снабжение водой потребителей.
Исходя из изложенного, учитывая нормы действующего законодательства, суд приходит к обоснованному выводу о том, что неисполнение требований действующего санитарно – эпидемиологического законодательства создает угрозу загрязнения водного объекта, и как следствие, жизни и здоровью граждан, как постоянно проживающих в указанном поселении, так и временно пребывающих на этой территории. Соответственно нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение нормальной жизнедеятельности и сохранение благоприятной окружающей среды.
Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требований прокурора о признании незаконными действий ответчика по не выполнению санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно – бытовому водоснабжению обеспечивающие контроль качества питьевой воды.
Каких – либо доказательств опровергающих указанные требования прокурора со стороны ответчика, в силу ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233 ГПК РФ, суд,
Решил:
Заявленные исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие ООО «Красэкспортлес» по не выполнению санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно – бытовому водоснабжению обеспечивающие контроль качества питьевой воды, незаконными.
Обязать ООО «Красэкспортлес» обеспечить контроль качества питьевой воды, путем выполнения санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно – бытовому водоснабжению в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу, в том числе:
- получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;
- на источник водоснабжения разработать проект организации зоны санитарной охраны (далее ЗСО) источника, включающий: определение границ зоны и составляющих поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО;
- огородить, благоустроить и обеспечить охраной территорию первого пояса ЗСО водозаборного сооружения;
- разработать рабочую программу (план) производственного контроля качества воды;
- организовать производственный контроль за качеством питьевой воды централизованного водоснабжения в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной сети, провести лабораторные исследования качества питьевой воды;
- обеспечить прохождение гигиенической подготовки работников, деятельность которых связана с обслуживанием источников водоснабжения.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать заявление в Нижнеингашский районный суд об отмене заочного решения в течение семи суток с момента получения копии такового.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий