Судья первой инстанции Ключикова Ю.С.
Дело № 33- 867/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Хлыстак Е.В.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 марта 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Ворошилова О.И. - Байкаловой Т.И. на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 17 января 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Ворошилова Олега Игоревича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия о включении периода в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказано.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия Пениоза Е.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ворошилов О.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (далее - ГУ УПФ РФ в г. Черногорске) о включении периода службы в армии с 14.05.1987 г. по 14.06.1989 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 06.10.2017 г.
В обоснование иска указано, что решением ГУ УПФ РФ в г. Черногорске от 17.01.2018 г. ему (Ворошилову О.И.) было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по выслуге лет в связи с недостаточностью подземного стажа, который должен быть равен 25 года. Решением суда ему (истцу) часть периодов включено в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. № «О страховых пенсиях», между тем не разрешался вопрос о включении в льготный стаж период его службы в рядах Советской Армии с 14.05.1987 г. по 14.06.1989 г. Полагал, что данный период так же подлежит включению в льготный стаж, так как службе в армии предшествовала и за ней так же следовала работа по льготной профессии - электрослесаря подземного ОП Шахты имени Х1Х Съезда КПСС ГП «Луганскуголь».
В судебном заседании представитель истца Байкалова Т.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Черногорске Пениоза Е.В. просила в удовлетворении иска отказать, так как на период действия Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, законодательство не предусматривало право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от возраста при наличии 20 (25) лет подземного стажа. Данное положение регулировало пенсионное обеспечение граждан СССР, предусматривало право на назначение пенсии по старости на общих основаниях, а также на льготных основаниях - со снижением возраста выхода на пенсию (на 10 лет - по Списку N 1). При этом указанное положение не предусматривало право на назначение пенсии по выслуге лет - при выполнении определенной работы в течение определенного периода времени и независимо от возраста.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие истца Ворошилова О.И.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением не согласилась представитель истца Ворошилова О.И. - Байкалова Т.И., в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила решение суда отменить. В обоснование требований жалобы указала, что истец служил в рядах Советской Армии Ворошилова О.И. в период до нового правового регулирования назначения страховых пенсий, когда действующее законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный трудовой стаж, подлежащий зачету при назначении пенсии по старости досрочно, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ограничения его прав при назначении пенсии.
В письменных возражениях представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске Азаракова О.Г. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев дело по доводам апелляционной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 указанного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно п.п. "е" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Из материалов дела следует, что включение периода службы рядах Советской Армии в страховой стаж истцу Ворошилову О.И. необходимо для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФР в г. Черногорске от 17.01.2018 г. Ворошилову О.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа. В льготный стаж не зачтен, в том числе период прохождения службы в рядах Советской Армии с 14.05.1987 г. по 14.06.1989 г.
Из сведений, указанных в трудовой книжке Ворошилова О.И. усматривается, что в период с 14.05.1987 г. по 14.06.1989 г. истец проходил службу в рядах Советской Армии. С 28.08.1989 г. был принят на работу на шахту имени ХIХ Съезда КПСС ГП «Луганскуголь» электрослесарем подземным на участок подготовительных работ.
В период прохождения Ворошиловым О.И. службы, до 01.01.1992 г. действовал закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, пунктом 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР, приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В то же время впервые пенсия за выслугу лет (независимо от возраста) гражданам, не менее 25 лет непосредственно занятым полный рабочий день на подземных горных работах была введена Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.1992 г. (статья 78).
Закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях" и соответственно Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 фактически утратили силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Период службы истца в рядах Советской Армии приходится на период действия Закона СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях", которым назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До 01.01.1992 г. указанной категории граждан назначалась пенсия по старости по Списку N 1, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 по достижении возраста 50 лет (мужчинам).
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период службы в рядах Советской Армии с 14.05.1987 г. по 14.06.1989 г. не подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, поскольку стаж работы истца в подземных условиях составил менее 25 лет, следовательно, предусмотренных законом оснований для назначения досрочной страховой пенсии истцу не имеется.
Поскольку выводы суда основаны на обстоятельствах дела, установленных на основании доказательств, имеющихся в деле, оцененных в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмене или изменению решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 17 января 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Байкаловой Т.И. - представителя истца Ворошилова Олега Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи В.Н. Морозова
Е.В. Хлыстак