Решение по делу № 2-339/2016 ~ М-378/2016 от 02.06.2016

Дело №2-339/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2016 года                                                                                                            г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Акладской Е.В.,

с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Котельникова А.А.,

представителя ГКУ «Колвинское лесничество» ФИО3,

при секретаре Артёмовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Колвинское лесничество», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> о возложении обязанности провести лесоустройство лесов, вверенных ГКУ «Колвинское лесничество», а также о возложении на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> обязанности поставить на кадастровый учет лесные участки в границах ГКУ «Колвинское лесничество»,

УСТАНОВИЛ:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к ГКУ «Колвинское лесничество», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> о возложении на ответчиков обязанности провести лесоустройство лесов, вверенных ГКУ "Колвинское лесничество"; возложении на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> обязанности поставить на кадастровый учет лесные участки в границах ГКУ «Колвинское лесничество», установив срок исполнения 3 года со дня вступления в силу решения суда. В обоснование заявленных требований указано, чтов ведении ГКУ «Колвинское лесничество» находятся лесные участки площадью 1 110 698 га, вверенные лесничеству и имеющие давность лесоустройства от 16 до 20лет и более. Лесным планом <адрес> на 2008 - 2017 годы, утвержденным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведение лесоустройства в лесах ГКУ «Колвинское лесничество» не предусмотрено. Проведение лесоустройства ряда лесных участков не освобождает ответчиков от обязанности своевременного проведения лесоустройства в отношении лесничества в целом. Ответчиками не выполняются возложенные на них предусмотренные законодательством обязанности по проведению лесоустройства вверенных лесничеству лесных участков. Не проведением лесоустройства создается реальная угроза потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав неопределенного числа граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству. За давностью лесоустройства хозяйственные распоряжения на проведение лесохозяйственных мероприятий утратили свою актуальность, что препятствует их надлежащему проведению. В силу полномочий, предоставленных ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) следует возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> и подведомственное ему ГКУ «Колвинское лесничество» исполнение обязанности по проведению лесоустройства лесов, вверенных лесничеству. Лесоустройство лесных участков является основанием для постановки их на кадастровый учет. Кадастровый учет лесных участков ГКУ «Колвинское лесничество» проведен на площади 61 107, 92 га, в остальной части лесные участки, вверенные лесничеству на кадастровый учет не поставлены. Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по правилам ч.2 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ с заявлениями о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Отсутствием кадастрового учета лесных участков нарушаются принципы лесного законодательства, закрепленные пунктами 1, 2, 4, 6 части 1 статьи 1 ЛК РФ устойчивого управления лесами; обеспечения охраны и защиты лесов; сохранения защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Обязанность по постановке на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Колвинское лесничество» следует возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, как на орган государственной власти <адрес>, которому переданы полномочия в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов и предоставлению в пользование лесных участков.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> ( далее - Министерство) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявлено, возражения по существу иска не представлены.

Представитель ответчика - ГКУ «Колвинское лесничество» с исковыми требованиями не согласен, пояснил, что лесничество не является надлежащим ответчиком. Уставом лесничества не предусмотрено лесоустройство лесов, а только подготовительные работы и контроль.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Согласно ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 9 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516 (далее - Инструкция) лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 150 Инструкции регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком её давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Из материалов дела следует, что на территории Колвинского лесничества давность материалов лесоустройства ГКУ "Колвинское лесничество" составляет от 16 до 20 лет и более.

Лесным планом <адрес> на 2008-2017 годы проведение лесоустройства лесов ГКУ "Колвинское лесничество" не предусмотрено.

В ведении ГКУ «Колвинское лесничество» находятся лесные участки площадью 1 110 698 га.

Кадастровый учет лесных участков проведен на площади 61 107, 92 га.

На основании п. 1.1. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п (далее - Положение), Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством, а также правоприменительные функции в сфере природопользования.

Согласно п. 3.4. Положения, Министерство в области лесных отношений осуществляет закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоустройству, за исключением проектирования лесничества и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в пределах установленной компетенции выполняет иные функции в области лесных отношений.

Как следует, из п.1.2 Устава ГКУ «Колвинское лесничество» учредителем учреждения является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Согласно п. 3.3.1.2 Устава учреждение организует проведение подготовительных работ к проведению очередного лесоустройства, осуществляет контроль за лесоустроительными работами и их приемку.

Таким образом, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных в границах лесных участков, вверенных ГКУ "Колвинское лесничество", является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Поскольку лесоустройство не проведено, земельные участки, вверенные ГКУ "Колвинское лесничество" в полном объеме на кадастровый учет не поставлены, имеются препятствия для надлежащего использования и охраны лесов.

Оснований для возложения обязанности проведения лесоустройства на ГКУ «Колвинское лесничество» не имеется, поскольку данное учреждение является ненадлежащим ответчиком по данному делу в соответствии с п.6 ч.1 ст.83 ЛК РФ.

Лесоустройство лесных участков является основанием для постановки их на кадастровый учет.

В соответствии с п. 12 Лесоустроительной инструкции, сведения об установленных границах земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством.

В силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости. Пунктом 1 ст.7 названного закона определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

На основании ч.1 ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2017 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Как следствие, предоставление лесных участков, не прошедших государственный кадастровый учет, для иных целей не допускается.

В силу ч. 2 ст.72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

С учетом изложенного, отсутствием кадастрового учета лесных участков вверенных ГКУ «Колвинское лесничество» нарушаются принципы лесного законодательства, закрепленные пунктами 1, 2, 4, 6 ч. 1 ст. 1 ЛК РФ устойчивого управления лесами; обеспечения охраны и защиты лесов; сохранения защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Министерством мероприятия по постановке на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Колвинское лесничество» не выполняются, их проведение Лесным планом Пермского края не предусмотрено.

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специального уполномоченными государственными управлениями лесного хозяйства, в систему которых входит государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации в местные подразделения.

С учетом п. 2 ч.1 ст.83 ЛК РФ и п.3.4 Положения, обязанность по постановке на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Колвинское лесничество» необходимо возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, как на орган государственной власти Пермского края, которому переданы полномочия в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов и предоставлению в пользование лесных участков.

Согласно ч. 3 ст. 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу ч. 4 ст. 83 ЛК РФ, субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Поскольку земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, и учитывая, что средства на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета, то проведение мероприятий, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета лесных участков, и проведение лесоустройства соответственно осуществляется в пределах объемов финансирования из федерального бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> обязанность по проведению лесоустройства лесов, вверенных ГКУ «Колвинское лесничество», а также обязанность по постановке на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Колвинское лесничество».

Срок для исполнения обязанности - 3 года со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным, достаточным для исполнения судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, в течение 3 лет со дня вступления в силу решения суда, обязанность провести лесоустройство лесов, вверенных Государственному казенному учреждению <адрес> «Колвинское лесничество» и принять меры для постановки на кадастровый учет лесных участков в границах Государственного казенного учреждения <адрес> "Колвинское лесничество", в пределах объемов финансирования из федерального бюджета.

В удовлетворении исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Государственному казенному учреждению <адрес> "Колвинское лесничество" о возложении обязанности провести лесоустройство лесов, вверенных Государственному казенному учреждению <адрес> "Колвинское лесничество", отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд.

Председательствующий -                                                               Е.В. Акладская

2-339/2016 ~ М-378/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ГКУ " Колвенское лесничество"
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Суд
Чердынский районный суд Пермского края
Судья
Акладская Евгения Владимировна
Дело на странице суда
cherdyn--perm.sudrf.ru
02.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2016Передача материалов судье
03.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2016Судебное заседание
11.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2016Дело оформлено
26.12.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее