Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-36/2023 (2-531/2022;) ~ М-543/2022 от 07.12.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 февраля 2023 г.                                        г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Моисеевой Л.М.,

при секретаре судебного заседания Ганн А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области к Назарову Д.А. о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в суд с иском о взыскании с Назарова Д.А. неосновательного обогащения в сумме 250 000 рублей.

В обоснование исковых требований истец указал, что 26.04.2022 Назаров Д.А. обратился в государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Западного округа» (далее - ГКУ СО «КЦСОН Западного округа») с заявлением о предоставлении социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту на мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Распоряжением министра социально - демографической и семейной политики Самарской области от 28.04.2022 № Назарову Д.А. была назначена социальная помощь в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту в сумме 250 000 рублей.

28.04.2022 между Министерством и ответчиком Назаровым Д.А. был заключен социальный контракт, в соответствии с которым Назарову Д.А. была оказана социальная помощь в размере 250 000 рубля (платежное поручение от 04.05.2022 ).

Сопровождение социального контракта и контроль за выполнением получателем социальной помощи обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, осуществляются уполномоченным органом с привлечением специалистов комплексного центра социального обслуживания населения по месту жительства заявителя.

До заключения социального контракта ответчиком Назаровым Д.Л. со специалистом ГКУ СО «КЦСОП Западного округа», ответственным за осуществление контроля по реализации программы, проговаривались условия выполнения программы. При разработке программы, во время подписания социального контракта ответчик со всеми условиями был согласен, никаких опасений о каких-либо трудностях, которые могут возникнуть во время действия социального контракта и реализации намеченных задач для увеличения малоимущей семьей дополнительного дохода, не озвучивалось.

В соответствии с планом мероприятий, установленных социальным контрактом, Назаров Д.Л. должен был зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (май-июнь 2022г.), приобрести основные средства в соответствии с бизнес-планом (май-август 2022г.), ежемесячно в течение срока действия социального контракта информировать о реализации мероприятий Программы социальной адаптации (далее - Программа), утвержденной начальником территориального отдела Западного округа 26.04.2022, а также представлять в отделение городского округа Октябрьск ГКУ СО «КЦСОП Западного округа» документы, подтверждающие расходы денежной выплаты.

Ответчиком Назаровым Д.А. мероприятия Программы не выполнены.

В соответствии с п.5.2 социального контракта от 28.04.2022, согласно которому в случаях установления факта невыполнения получателем социальной помощи без уважительных причин условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации, социальный контракт может быть досрочно расторгнут по инициативе Министерства, 08.09.2022 Министерством принято решение о расторжении с Назаровым Д.А. социального контракта от 28.04.2022.

Уведомление о принятом решении и необходимости возврата до 08.10.2022 в доход бюджета Самарской области денежной выплаты по социальному контракту в сумме 250 000 рублей были направлены Назарову Д.А. почтой.

Однако ответчиком требование не исполнено, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В судебное заседание представитель истца по доверенности от 02.06.2022 (л.д.26) ФИО5 (начальник территориального отдела) и представитель третьего лица - ГКУ СО «КЦСОН Западного округа» отделение городского округа Октябрьск по доверенности от 20.01.2023 (л.д.40) ФИО6 (заместитель директора) не явились, в направленных в адрес суда заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить по доводам, изложенным в иске (л.д.66,68).

Ответчик Назаров Д.А. в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. О времени и месте проведения судебных заседаний он надлежаще извещался путем направления судебных извещений по адресу проживания и регистрации по месту жительства ответчика (<адрес> (л.д.30), которые возвращены почтовой организацией в связи с истечением срока хранения (л.д.33-34, 53-54,). О перемене адреса ответчик суд не известил.

В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Судом предприняты предусмотренные законом меры для надлежащего извещения ответчика, тогда как последним не приняты меры для получения почтовой корреспонденции, иного адреса либо иного способа уведомления суду для его извещения не представил.

В связи с изложенным, уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения, расценивается судом как отказ от его получения.

При указанных обстоятельствах, учитывая принцип диспозитивности, в соответствии с которым личное присутствие гражданина в судебном заседании является его субъективным правом, судом принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Невыполнение, либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федерального закона №178-ФЗ) государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, а именно: малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации

В статье 1 Федерального закона №178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта, представляющего собой соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона №178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона №178-ФЗ).

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Таким законодательным актом в Самарской области является Закон Самарской области от 06.05.2000 №16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» (далее - Закон Самарской области о социальной помощи).

В судебном заседании установлено, что 26.04.2022 Назаров Д.А. обратился в ГКУ СО «КЦСОН Западного округа» с заявлением о предоставлении социальной помощи в виде денежных выплат по социальному контракту на мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д.23-25).

Согласно ч. 5 ст. 8.1 Закона Самарской области о социальной помощи решение о назначении (отказе в назначении) социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту принимается уполномоченным органом на основании заключения межведомственной комиссии, образованной при уполномоченном органе (далее - межведомственная комиссия) из представителей органов службы занятости населения, органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления и иных заинтересованных органов и организаций.

Межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту по результатам рассмотрения программы социальной адаптации, которая разрабатывается уполномоченным органом (приложение 2) совместно с заявителем в течение 10 дней со дня регистрации заявления или со дня окончания проведения проверки сведений, представленных заявителем.

26.04.2022 начальником территориального отдела Западного округа Министерства была утверждена Программа социальной адаптации семьи заявителя (далее - Программа) - Назарова Д.А., целью которой явилось получение семьей Назарова Д.А. дополнительного постоянного дохода в денежной форме в период реализации проекта и в последующие годы.

Проект заключался в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности по оказанию услуг (л.д.19-22).

Межведомственная комиссия 27.06.2023 приняла решение о возможности оказания социальной помощи Назарову Д.А. в размере 250 000 рублей (протокол (л.д.49-50).

Распоряжением министра социально - демографической и семейной политики Самарской области от 28.04.2022 -р Назарову Д.А. была назначена социальная помощь в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту в сумме 250 000 рублей.

28.04.2022 между Министерством и ответчиком Назаровым Д.А. был заключен социальный контракт (л.д.12-18), в соответствии с которым Назарову Д.А. была оказана социальная помощь в размере 250 000 рублей.

О выплате денежных средств Назарову Д.А. в размере 250 000 рублей путем перечисления платежным поручением от 04.05.2022 Министерство своим письмом № от 07.10.2022 информировало начальника территориального отдела Западного округа (л.д.8).

Кроме того, согласно представленной ПАО Сбербанк выписке по счету , принадлежащему Назарову Д.А., за период с 26.04.2022 по 08.09.2022 на указанный счет ответчика 06.05.2022 Министерством была зачислена сумма - 250 000 рублей (л.д.63).

В соответствии с планом мероприятий, установленных социальным контрактом, Назаров Д.Л. должен был зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (май-июнь 2022г.), приобрести основные средства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, в соответствии с бизнес-планом (май-август 2022г.), ежемесячно в течение срока действия социального контракта информировать о реализации мероприятий Программы социальной адаптации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра предпринимателей №ИЭ от 18.01.2023 Назаров А.Д. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя 14.04.2022. Основным видом деятельности указана мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг (л.д.45-46).

Факт осуществления Назаровым Д.А. индивидуальной предпринимательской деятельности по указанному в социальном контракте адресу: <адрес> не нашел своего подтверждения, о чем 05.08.2022 составлен комиссионный акт (л.д.43).

В соответствии с п.5.2 социального контракта от 28.04.2022, согласно которому в случаях установления факта невыполнения получателем социальной помощи без уважительных причин условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации, социальный контракт может быть досрочно расторгнут по инициативе Министерства, 08.09.2022 Министерством принято решение о расторжении с Назаровым Д.А. социального контракта от 28.04.2022.

В адрес ответчика Министерством были направлены уведомления: о расторжении социального контракта (л.д.10) и о возврате в доход областного бюджета денежной выплаты по социальному контракту в сумме 250 000 рублей (л.д.9), однако указанная выплата Назаровым Д.А. не возвращена.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Из п. 7 ч. 1 ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.

В силу ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 указанного Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

На основании ст. 1109 ГК РФне подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и поравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

По мнению суда, истец представил достаточные доказательства в обоснование требований о взыскании с Назарова Д.А. полученной им от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в качестве социальной помощи по социальному контракту денежной суммы - 250 000 рублей.

Досудебное требование о возврате указанной выше сумме в срок до 08.10.2022 оставлено ответчиком без внимания, до настоящего времени денежные средства Назаровым Д.А. истцу не возвращены.

Судом не установлено обстоятельств, перечисленных в ст. 1109 ГК РФ, когда неосновательное обогащение не подлежит возврату.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о доказанности факта неосновательного обогащения Назаровым Д.А. за счет истца, в связи с чем, требования истца о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 250 000 рублей подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом с учетом ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в бюджет городского округа Октябрьск Самарской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5700 рублей, исходя из суммы удовлетворённых исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области удовлетворить.

Взыскать с Назарова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> (идентификатор - <данные изъяты>) в пользу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ИНН 631219781401, ОГРН 1126316005628) неосновательное обогащение в сумме 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Назарова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> (идентификатор - <данные изъяты>) в доход местного бюджета городского округа Октябрьск Самарской области государственную пошлину в размере 5700 (пять тысяч семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                               Л.М. Моисеева

Мотивированное решение суда по делу изготовлено 13.02.2023.

Председательствующий судья                                               Л.М. Моисеева

2-36/2023 (2-531/2022;) ~ М-543/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Ответчики
Назаров Д.А.
Другие
Кияшко С.Б.
ГКУ СО "КЦСОН Западного округа"
Суд
Октябрьский городской суд Самарской области
Судья
Моисеева Л. М.
Дело на странице суда
oktiabrsky--sam.sudrf.ru
07.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Подготовка дела (собеседование)
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2023Дело оформлено
05.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее