Дело № 2-100/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2012 года п. Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего Кожокарь Т.А.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес>, <данные изъяты> <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета без удостоверения о праве на получение жилого помещения на льготных условиях, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета без удостоверения о праве на получение жилого помещения на льготных условиях, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, мотивируя тем, что он прослужил в Советской армии 26 календарных лет, является подполковником запаса и военным пенсионером Министерства обороны РФ. В 1989 году, на основании приказа ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, он был уволен в запас по п. «А» ст. 59, т.е. по возрасту и был направлен на учет в Тельшяйский РВК, в <адрес> ССР. С 1991 года он постоянно проживает в <адрес>. В 1998 году администрацией <адрес> он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ его учетное дело было возвращено Министерством Строительства и архитектуры <адрес>, в связи с тем, что им не было предоставлено удостоверение о праве на получение жилого помещения на льготных условиях, а также отсутствует справка о неполучении социальных выплат, и справка об отсутствии забронированной жилой площади. Согласно справки из отдела администрации данных регистра недвижимости Вильнюсского филиала государственного предприятия центра регистров, установлено, что права собственности на объекты недвижимости на территории Литовской Республики на его имя не зарегистрированы. Согласно ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прав на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации за ним не зарегистрировано. Удостоверение о праве на получения жилого помещения на льготных условиях получить не представляется возможным в связи с тем, что в ответ на запрос из Министерства обороны РФ, была получена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой установлено, что сведения о получении жилья семьями военнослужащих в документах 273 гв. мотострелкового полка за 1982-1989 года не отражались, и что такие сведения получить не представляется возможным, т.к. документы КЭЧ <адрес>, где он проходил службу, на хранение в Центральный архив Министерства обороны не поступали, и сведениями об их местонахождении архив не располагает. Кроме того, согласно ответу Военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в его личном деле отсутствуют документы, касающиеся обеспечения жильем, в том числе нет требуемого удостоверения о праве на получение жилого помещения на льготных условиях, которое ему необходимо предоставить в Министерство Строительства и <адрес> для признания его нуждающимся в получении жилья на льготных условиях, как пенсионера Министерства обороны РФ. Получить указанное удостоверение иным способом не представляется возможным, поскольку оно выдается только командиром войсковой части, подписавшем приказ об увольнении с военной службы, а в/часть, из которой он увольнялся, в настоящее время расформирована. Таким образом, ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, и он не был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Просит признать его право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета без удостоверения о праве на получения жилого помещения на льготных условиях, восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условиях за счет средств федерального бюджета и обязать Министерство архитектуры и строительства <адрес> предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме.
Поскольку истец просит рассмотреть дело в его отсутствие, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель ответчика - администрации <адрес> - главный специалист администрации <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Красноярского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены о месте и времени проведения судебного заседания, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, согласно представленного отзыва право граждан, уволенных с военной службы (службы), на обеспечение жилыми помещениями является льготным по отношению к другим гражданам, поскольку предусматривает целевое финансирование за счет средств федерального бюджета. Государство гарантирует гражданам, уволенным с военной службы (службы), предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Особый правовой статус граждан, уволенных с военной службы (службы), выражается в том числе, в порядке жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения или улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета (далее - учет) администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок постановки на очередь и правила учета нуждающихся в получении жилищных помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
Пунктом 8 указанных правил учета установлено, что свидетельством о наличии права на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях служит удостоверение установленной формы, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего либо областным (республиканским) военным комиссариатом для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ. В материалах учетного дела ФИО2, представленного на проверку в министерство строительства и архитектуры <адрес> в 2009 году, указанное удостоверение отсутствует.
Также в нарушение пункта 17 правил учета отсутствуют: выписка из личного дела о составе семьи, справка об отсутствии забронированной жилой площади и справка финансовых органов части о неполучении социальных выплат в период службы (документы, представляемые при постановке на учет).
На основании вышеизложенного, возник вопрос о правомерности постановки в 1998 году администрацией <адрес> ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Порядок признания граждан участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и условия выдачи государственных жилищных сертификатов определены правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктом 44(з) указанных правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы). А орган местного самоуправления направляет в подразделение, выдавшее справку, запрос о подтверждении факта сдачи гражданами ранее занимаемого жилого помещения (пункт 30 правил). В учетном деле ФИО2 отсутствуют справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту службы, а также подтверждение факта сдачи.
В соответствии с пунктом 44 комментируемых правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, государственный жилищный сертификат не выдается. Считают, что учетное дело ФИО2 было правомерно возвращено в администрацию <адрес> (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ). Просят в удовлетворении заявленных ФИО2 требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителя ответчика администрации <адрес>, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации, в другом государстве в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспеченных средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены "Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Согласно п.6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
В соответствии с п. 8 указанных Правил, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.
Согласно п.17 Правил, военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
К рапорту прилагаются:
заявление на имя главы муниципального образования;
выписка из личного дела о составе семьи;
выписка из домовой книги;
копия финансового лицевого счета;
выписка из приказа об увольнении;
выписка из приказа об исключении из списков личного состава части;
справка об отсутствии забронированной жилой площади;
справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья;
справка финансовых органов части о неполучении социальных выплат;
документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации.
Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
На основании п. 18 Правил, в случае если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, в военный комиссариат направляется, кроме указанных в пункте 17 настоящих Правил документов, также ходатайство командира (начальника) воинской части перед соответствующим органом местного самоуправления о включении этого военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Командир (начальник) воинской части извещает об этом военный комиссариат по избранному военнослужащим ранее постоянному месту жительства для снятия данного лица с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Порядок признания граждан участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и условия выдачи государственных жилищных сертификатов определены правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
Согласно п. 44 указанных Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:
а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил;
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений;
На основании п. 44(1) Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является подполковником запаса и военным пенсионером Министерства обороны РФ, прослужил в Советской армии 26 календарных лет.
Из архивной справки Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в алфавитной книге учета офицеров, прапорщиков и военнослужащих сверхсрочной службы 273 гвардейского мотострелкового полка за 1960-1986 года значится, что 30.10. 1989 года, на основании приказа ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 был уволен в запас по п. «а» ст. 59, т.е. по возрасту и был направлен на учет в Телышайский РВК, в <адрес> ССР. Сведения о получении жилья семьями военнослужащих в документах 273 гв. Мотострелкового полка за 1982-1989 года не отражались. Документы КЭЧ <адрес> на хранение в ЦА МО РФ не поступали и сведения об их местонахождении архив не располагает. Документы квартирно-эксплутационной службы, в том числе о выделении, получении и сдаче жилой площади личным составам воинских частей, учреждений и организаций, прописке членов семьи военнослужащего имеют сроки хранения 5 лет и в Архив не сдаются.
Согласно ст. 62 ранее действовавшего Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин Российской Федерации, проходивший военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО2 уволен из армии в 1989 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 15 ранее действующего Закона РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ФИО2 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку он постоянно проживал в <адрес>, на основании действующего на тот момент законодательства. Порядок постановки на очередь и правила учета нуждающихся в получении жилищных помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.1998 № 1054 «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», то есть после постановки истца администрацией <адрес> на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ его учетное дело Министерством строительства и архитектуры Красноярского края было возвращено, поскольку истцом не было предоставлено удостоверение о праве на получение жилого помещения на льготных условиях, а также отсутствует справка о неполучении социальных выплат, и справка об отсутствии забронированной жилой площади, предоставление указанных документов регламентировано положениями вышеназванных правил.
В виду непредставления данных документов в настоящее время ФИО2 был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Согласно ответа Военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в личном деле ФИО2 отсутствуют документы, касающиеся обеспечения жильем, в том числе нет требуемого удостоверения о праве на получение жилого помещения на льготных условиях, которое ему необходимо предоставить в Министерство Строительства и <адрес> для признания его нуждающимся в получении жилья на льготных условиях, как пенсионера Министерства обороны РФ. В настоящее время получить указанное удостоверение не представляется возможным, поскольку оно выдается только командиром войсковой части, подписавшем приказ об увольнении с военной службы, а войсковая часть, из которой он увольнялся, в настоящее время расформирована.
Согласно справки из отдела администрации данных регистра недвижимости Вильнюсского филиала государственного предприятия центра регистров, права собственности на объекты недвижимости на территории Литовской Республики на имя ФИО2не зарегистрированы.
Согласно ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прав на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации за ФИО2 не зарегистрировано.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что запрашиваемые Министерством строительства и архитектуры <адрес> документы не могут быть предоставлены истцом объективно по не зависящим от него причинам.
Поскольку истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями действующего на тот момент времени законодательства, суд считает, что то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве ФИО2 быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы законодательство изменилось, не должно нарушать его ранее законно возникшее право.
Таким образом, суд считает исковые требования ФИО2 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета без удостоверения о праве на получение жилого помещения на льготных условиях, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета без удостоверения о праве на получение жилого помещения на льготных условиях, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения - удовлетворить.
Признать право ФИО2 на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета без удостоверения о праве на получения жилого помещения на льготных условиях.
Восстановить ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условиях за счет средств федерального бюджета.
Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий : Кожокарь Т. А.