РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2012 года. пос.Одоев
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Мелешкова А.А.,
при секретаре Кирсанове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пунтусова К.Ю. к администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области, администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области, третьим лицам государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения в Одоевском районе», Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий недействительным, наложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на получение субсидии из средств Федерального бюджета на приобретение жилья, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
установил:
Пунтусов К.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области, администрации муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области, третьим лицам государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения в Одоевском районе», Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области.
В своих требованиях истец просит:
- признать отказ администрации МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области в постановке его, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, недействительным;
- обязать администрацию МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- признать за ним, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, право на получение субсидии из средств Федерального бюджета на приобретение жилья.
Требования обосновывает тем, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ, за участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС награжден государственной наградой- медалью «За отвагу». С ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. С ДД.ММ.ГГГГ проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с составом семьи из 3-х человек: он, сын- Пунтусов Ю.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь- Пунтусова К.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Коммунальные условия в указанном жилом помещении отсутствуют. В занимаемом ими жилом помещении они не являются нанимателями и собственниками. Документы на жилое помещение отсутствуют. В ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было приобретено по расписке у Макридичевой А.А., местонахождение которой в настоящее время не известно. Какого-либо недвижимого имущества на праве собственности он не имеет. Полагает, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет право на меры социальной поддержки, на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз, независимо от даты постановки на учет и участие в Федеральной целевой программе «Жилище, предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья из федерального бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и разъяснено, что отказ связан с тем, что не подпадает под категорию малоимущих граждан. С решением администрации МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области не согласен, поскольку не имеет жилья вообще, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании истец Пунтусов К.Ю. требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель администрации МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области, по доверенности Стрижова М.Н., разрешение требований Пунтусова К.Ю. оставила на усмотрение суда.
Представитель администрации МО Одоевский район Тульской области, по доверенности Исмагулова Р.П. в судебном заседании полагала, что отказ Пунтусову К.Ю. по мотиву не отнесения его к малоимущим, не основан на законе, полагает возможным удовлетворить требования истца.
Представитель третьего лица, государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области, по доверенности Найденова О.Ю., в судебное заседание не явилась, поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в иске в связи с тем, что на момент обращения среднедушевой доход истца превышал величину прожиточного минимума. Полагает, что поэтому правовых оснований для оказания государственной социальной помощи не имелось.
Суд, выслушав явившихся лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Пунтусов К.Ю. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тульской области. Он обратился с заявлением в администрацию МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что не подпадает под категорию малоимущих граждан. Других оснований отказа ответчиком не указано.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ N 1244-I от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
При этом указанный ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другие нормативные акты не предусматривают, что лица, имеющие право на льготу, установленную данным Федеральным законом, должны обеспечиваться жилой площадью в порядке и на условиях, установленных п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (предоставление жилых помещений в муниципальном жилищном фонде малоимущим гражданам) которые сами по себе льготными не являются и распространяются на любых граждан, независимо от их заслуг перед государством.
В то же время согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан.
При этом жилые помещения предоставляются указанным категориям граждан в порядке, установленном Жилищным кодексом, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Как следует из смысла п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, право иных категорий граждан на предоставление жилых помещений на основании федерального закона, указа Президента Российской Федерации или Закона субъекта Российской Федерации не обусловлено их имущественным положением и необходимостью иметь статус малоимущего.
Указание п. 3 ст. 49 ЖК РФ на предоставление таким категориям граждан жилой площади в порядке, установленном ЖК РФ, также не означает, что жилое помещение должно им предоставляться, как малоимущим, кроме того, согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с этим ссылка ответчика и представителя третьего лица о том, что Пунтусов К.Ю. не относится к категории малоимущих, несостоятельна, поскольку данное обстоятельство не имеет значения при решении вопроса о предоставлении жилой площади ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС на основании ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доказательств того, что Пунтусов К.Ю. каким-либо образом ухудшил свои жилищные условия суду не представлено. В судебном же заседании установлено, что он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, так же по данному адресу зарегистрированы члены его семьи Пунтусов Ю.К. и Пунтусова К.К.. Доказательств того, что указанное жилое помещение является собственностью Пунтусова К.Ю. или членов его семьи не имеется. Общая площадь жилого помещения, занимаемого Пунтусовыми, составляет <данные изъяты> кв.м., что составляет менее учетной нормы жилого помещения на каждого члена семьи, установленной решением Собрания депутатов муниципального образования Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах отказ администрации МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области в постановке Пунтусова К.Ю. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не основан на Законе, подлежит признанию недействительным.
Так же суд приходит к выводу о том, что Пунтусов К.Ю. имеет право на получение субсидии из средств Федерального бюджета на приобретение жилья по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2-15 годы»
Право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
При таких обстоятельствах и в связи с тем, что Пунтусов К.Ю. не использовал ранее право на получение жилья как участник ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, он имеет право на получение субсидии из средств Федерального бюджета на приобретение жилья.
При таких обстоятельствах требования Пунтусова К.Ю. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
исковые требования Пунтусова К.Ю. удовлетворить.
Признать отказ администрации МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области в постановке Пунтусова К.Ю., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, недействительным.
Обязать администрацию МО Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области поставить Пунтусова К.Ю. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признать за Пунтусовым К.Ю., участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, право на получение субсидии из средств Федерального бюджета на приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.А.Мелешков