Дело № 2-484/2019
24RS0035-01-2018-004996-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Герлиц М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Богдановой С.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Быстрянская средняя общеобразовательная школа № 15 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Богдановой С.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Быстрянская средняя общеобразовательная школа № 15 (далее МБОУ Быстрянская СОШ № 15, ответчик) с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <данные изъяты>. Часть 3 ст.133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2017 г. составляет 7 500 рублей, с 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Территория г. Минусинска и Минусинского района относится к местностям, где начисляется районный коэффициент 1,30 (Постановление администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П) и соответственно северная надбавка 30 % (приказ Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2). С учетом коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска и Минусинского района Красноярского края, с 01.01.2018 г. минимальная заработная плата равна 15 182 рубля 40 копеек, с 01.05.2018 г. минимальная заработная плата равна 17 860 рублей 80 копеек. Работодателем заработная плата в 2017, 2018 годах начислялась с нарушением требований ТК РФ. В связи с этим просит взыскать с МБОУ Быстрянская СОШ № 15 в пользу Богдановой С.В. задолженность по заработной плате за период с января 2018 года по сентябрь 2018 года в сумме 28 870 рублей 80 копеек (л.д.3-4).
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Струкова Т.Я. поддержал исковые требования, мотивируя изложенным.
Материальный истец Богданова С.В. и ее представитель Кузнецова С.Г., действующая на основании доверенности (л.д. 18), в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 20, 21, 22).
Ответчик МБОУ Быстрянская СОШ № 15 судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 20, 23). К судебному заседанию представитель ответчика Васильева С.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 17), представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что МБОУ Быстрянская СОШ № 15 по существу заявленных требований возражений не имеет, а также просила рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ Быстрянская СОШ № 15 (л.д. 16).
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, в протокольной форме определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав помощника прокурора Струкову Т.Я., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном сумме.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном сумме по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в сумме менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в сумме не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в сумме - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в сумме - 1,30, применяется и на территории Минусинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном сумме оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 г. составляет 7 500 рублей в месяц, с 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%. Таким образом, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.07.2016 г. истцы должны были получать размер заработной платы в месяц не менее 12 000 рублей, с 01.07.2017 г. - не менее 12 480 рублей, с 01.01.2018 г. – не менее 15 182 рубля 40 копеек, с 01.05.2018 г. – не менее 17 860 рублей 80 копеек.
Как следует из материалов дела материальный истец Богданова С.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <данные изъяты> (л.д. 6).
Согласно производственному календарю, нормальная продолжительность рабочих часов составляет: в январе 2018 года – 122,4 часов, в феврале 2018 года – 135,8 часов, в марте 2018 года – 143 часов, в апреле 2018 года – 150,2 часов, в мае 2018 года – 143 часов, в июне 2018 года – 143 часов, в июле 2018 года – 158,4 часов, в августе 2018 года – 165,6 часов, в сентябре 2018 года – 144 часов.
Из расчетных листков Богдановой С.В. следует, что заработная плата ей выплачивалась ежемесячно в следующих суммах: в январе-марте 2018 года по 11 016 рублей, в апреле 2018 года в сумме 21 012 рублей 87 копеек (из которых 2 920 рублей 95 копеек отпускные за 8 дней апреля 2018 года, 10 223 рубля 35 копеек отпускные за 28 дней мая 2018 года, следовательно, заработная плата за апрель 2018 года начислена в сумме 7 868 рублей 57 копеек), за июнь-июль 2018 года по 11 163 рубля, в августе 2018 года в сумме 26 715 рублей, в сентябре 2018 года в сумме 15 628 рублей 38 копеек (л.д. 8-12).
При этом, суд находит не верными представленный в дело расчет задолженности по заработной плате и представляет следующий расчет.
Так, в январе-марте 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Богдановой С.В. начислена заработная плата в сумме 11 016 рублей за каждый месяц (л.д. 8-9), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислено в каждом месяце 4 166 рублей 40 копеек (15 182,40 – 11 016), а следовательно за данный период недоначислена заработная плата в сумме 12 499 рублей 20 копеек (4 166,40 х 3);
в апреле 2018 года при норме 150,2 рабочих часов Богдановой С.В. отработано 108 часов, ей начислена заработная плата в размере 7 868 рублей 57 копеек (л.д. 9), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 3 048 рублей 20 копеек ((15 182,40 : 159 х 56) = 10 916,77 – 7 868,57);
в мае 2018 года в связи с нахождением в отпуске истец не работала, заработная плата не начислялась (л.д. 9);
в июне-июле 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Богдановой С.В. начислена заработная плата в сумме 11 163 рубля за каждый месяц (л.д. 10), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислено в каждом месяце 6 697 рублей 80 копеек (17 860,80 – 11 163), а следовательно за данный период недоначислена заработная плата в сумме 13 395 рублей 60 копеек (6 697,80 х 2);
в августе 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Богдановой С.В. начислена заработная плата в сумме 26 715 рублей (л.д. 11), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, при таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что Богдановой С.В. в августе 2018 года недоначислена заработная плата;
в сентябре 2018 года при норме 144 рабочих часов Богдановой С.В. отработано 72 часа, ей начислена заработная плата в сумме 15 628 рублей 38 копеек (л.д. 12), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, заработная плата за сентябрь 2018 года должна быть начислена в сумме 8 930 рублей 40 копеек (17 860,80 : 144 х 72), при таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что Богдановой С.В. в сентябре 2018 года недоначислена заработная плата.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Поскольку в рассматриваемом случае предметом спора являются трудовые отношения, связанные с соблюдением и защитой трудовых прав работников, требования ч. 3 ст. 196 ГПК РФ на данные правоотношения не распространяются.
Таким образом, с ответчика в пользу Богдановой С.В. подлежит взысканию заработная плата за период с января 2018 года по сентябрь 2018 года включительно в сумме 28 943 рубля (12 499,20 + 3 048,20 + 13 395,60).
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования город Минусинск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 068 рублей 29 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Богдановой С.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Быстрянская средняя общеобразовательная школа № 15 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать в пользу Богдановой С.В. с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Быстрянская средняя общеобразовательная школа № 15 задолженность по заработной плате в сумме 28 943 рубля.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Быстрянская средняя общеобразовательная школа № 15 государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования город Минусинск) в сумме 1 068 рублей 29 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.