Дело № 2-3795/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,
с участием истицы Светкиной В.Н.
представителя ответчика Управления Судебного департамента в Республике Мордовия Мамаевой Е.С. действующей на основании доверенности от 16 января 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Светкиной В.Н. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Управлению Судебного Департамента Российской Федерации по Республике Мордовия о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Светкина В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Управлению Судебного Департамента Российской Федерации по Республике Мордовия о признании права собственности на жилое помещение.
В обоснование своих требований указала, что с 2003 года Указом Президента Российской Федерации она назначена на должность судьи Кочкуровского районного суда Республики Мордовия сроком полномочий три года.
Указом Президента Российской Федерации № 1115 от 27.08.2007года она назначена на должность судьи Кочкуровского районного суда Республики Мордовия с неограниченным сроком полномочий.
31.10.2003г. она обратилась в Жилищную комиссию Управления Судебного департамента РФ в Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
23.04.2004г. в соответствии с Протоколом заседания жилищной комиссии №1 она поставлена на учет в список очередности Федеральных судей Республики Мордовия.
В соответствии с протоколом №1 жилищной комиссии Управления Судебного департамента РФ в Республике Мордовия от 18.04.2008 года ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение жилья - 39,7 кв.м, и решено приобрести ее семье жилое помещение не менее 39,7 кв.м.
Согласно государственному контракту №7/ж Управление Судебного департамента в Республике Мордовия по договору купли-продажи приобрело для ее семьи жилое помещение - квартиру №.
Вышеназванное жилое помещение находится в оперативном управлении Судебного департамента в Республике Мордовия, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 18.09.2008года №.
01 октября 2008 года Управление Судебного департамента в Республике Мордовия заключило с ней договор социального найма жилого помещения и передало ей в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности общей площадью 40,4 кв.м., в том числе жилой - 18,7 кв.м., по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.3 вышеназванного договора с ней в жилое помещение вселены члены ее семьи: супруг - ФИО5, дети - ФИО6, ФИО7. С сентября 2008года в квартире за счет ее личных сбережений произведены ремонтные работы произведено покрытие полов, стен, потолков и др.
С сентября 2008 года по настоящее время она и члены ее семьи проживают в указанной квартире, владеют и пользуются жилым помещением, несут бремя расходов по оплате коммунальных платежей, за наем жилого помещения и другие расходы по содержанию квартиры.
С 10.08.2012 г. Указом Президента Российской Федерации она назначена на должность судьи Октябрьского районного суда г.Саранска, где работает по настоящее время.
В течение четырех лет она неоднократно обращалась в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (письменно) с просьбой предоставить вышеназванное жилое помещение ей в собственность в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Сообщениями от 09.11.2012г., 24.12.2012г. № 3670, 4415 Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия ей отказало в предоставлении указанного жилого помещения в собственность, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями».
Считает, что Постановление Правительства РФ от 21 марта 2008 г. №192, согласно которому жилые помещения, предоставляемые судьям, относятся к специализированному жилищному фонду, противоречит Федеральному Конституционному закону № 1-ФКЗ от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», гарантирующему предоставление судьям за счет государства материальное, социальное и бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу.
Полагает, что поскольку она назначена на должность судьи и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2003 году, к возникшим правоотношениям подлежит применению п.3 ст.19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действовавшей в период назначения ее на должность судьи, согласно которому местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м. за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели.
Просит суд признать за ней, Светкиной В.Н., ДАТА рождения, право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью - 40.4 кв.м, в том числе жилой - 18,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Истица Светкина В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Судебного департамента в Республике Мордовия Мамаева Е.С. в судебном заседании исковые требования истицы о признании за ней права собственности на жилое помещение признала в полном объеме, о чем предоставила суду письменное заявление.
В судебное заседание представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленных возражениях просит исковые требования оставить без удовлетворения, указывая, что пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает, что жилые помещения предоставляются судьям исключительно в собственность и что спорная квартира приобретена Управлением судебного департамента в Республике Мордовия на основании Государственного контракта на приобретение служебной квартиры для государственных нужд, в связи с чем, является служебным жилым помещением.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.ч.1,4 ст. 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истица Светкина В.Н. в 2003 году Указом Президента Российской Федерации назначена на должность судьи Кочкуровского районного суда Республики Мордовия сроком полномочий три года.
Указом Президента Российской Федерации № 1115 от 27.08.2007года она назначена на должность судьи Кочкуровского районного суда Республики Мордовия с неограниченным сроком полномочий. 10.08.2012 года Указом Президента Российской Федерации назначена на должность судьи Октябрьского районного суда города Саранска, где работает по настоящее время.
Светкина В.Н. на основании заявления от 31.10.2003 г. решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Республике Мордовия от 23 апреля 2004 года была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности федеральных судей Республики Мордовия на улучшение жилищных условий (л.д.7-10).
Согласно протокола заседания жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Республике Мордовия от 18 апреля 2008 года, на выделенные в 2008 году денежные средства из федерального бюджета на улучшение жилищных условий судей было решено приобрести семье судьи Светкиной жилое помещение общей площадью не менее 39,7 кв.м. и рекомендовано Управлению Судебного департамента в Республике Мордовия объявить конкурс на приобретение указанного жилья (л.д.11-16).
Согласно государственному контракту №7/ж купли-продажи жилого помещения от 08.09.2008 г. Управление Судебного департамента в Республике Мордовия приобрело жилое помещение, квартиру общей площадью 40,4 кв.м., состоящую из одной жилой комнаты, расположенную по адресу: <адрес>.
Вышеназванное жилое помещение находится в оперативном управлении Судебного департамента в Республике Мордовия, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 18.09.2008 года № (л.д.17)и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №01/249/2013-957от 12.11.2013 года.
01 октября 2008 года Управление Судебного департамента в Республике Мордовия заключило с истицей Светкиной В.Н. договор социального найма жилого помещения и передало ей в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности общей площадью 40,4 кв.м., в том числе жилой - 18,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.18-23).
Право собственности на спорную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12 июля 2013 года зарегистрировано на имя Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской от 12.11.2013 г.
На письменные обращения Светкиной В.Н. с просьбой предоставить спорное жилое помещение ей в собственность в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия сообщениями от 09.11.2012г., 24.12.2012г. № 3670, 4415 отказало, сославшись на Постановление Правительства РФ от 21.03.2008года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», указывая, что приобретенная для государственных нужд на основании Государственного контракта спорная квартира является служебным жилым помещением и в соответствии с положениями пункта 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежит отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.
С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008года №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в Федеральном бюджете на соответствующий год Верховному суду Российской Федерации, Высшему арбитражному суду Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года.
Суд считает, что поскольку истица Светкина В.Н. назначена на должность судьи и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2003 году, следовательно, к возникшим правоотношениям подлежит применению п.3 ст.19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции от 15.12.2001 года, действовавшей в период ее назначения на должность судьи.
В соответствии с п.3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 15.12.2001 года), местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м, или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным жилищным кодексом РСФСР и настоящим законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается судье в собственность бесплатно.
Изменения, внесенные в данную норму Федеральным законом от 22.08.2004г. №122- ФЗ и вступившие в законную силу с 01.01.2005 года, согласно которым судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению отдельными жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и, соответственно, постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2008г. №192, установившее данный порядок в виде предоставления судьям жилых помещений специализированного жилищного фонда Российской Федерации, что в свою очередь во взаимосвязи с нормами пункта 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключает передачу указанных жилых помещений судье в собственность, не могут применяться при разрешении данного спора, поскольку в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации, законы, ухудшающие положение гражданина, обратной силы не имеют.
Более того, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 31.01.2008г. № 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.3.2.) - «Конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования.
По смыслу положений Федерального конституционного закона «Осудебной системе Российской Федерации», прежде всего его статьи 5, Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» и закона российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставлении и правовой режим жилых помещений, а так же порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
Однако, федеральный законодатель в данном случае не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. При отсутствии такого законодательного регулирования неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса».
Вследствие этого Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 № 2-П признано несоответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118,120 (часть1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1- ФКЗ акты или отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу.
Следовательно, к сложившимся между сторонами правоотношениям не может быть применен порядок обеспечения судей жильем, установленный ч.3 ст.19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года №192.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что заявленные истицей требования о признании за ней права собственности на предоставленную ей квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. п.3 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Светкиной В.Н. удовлетворить.
Признать за Светкиной В.Н., ДАТА рождения, право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью - 40.4 кв.м, в том числе жилой - 18,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина