Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 18 октября 2021 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Меляевой А.П.,
с участием помощника прокурора Бардовской В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ковальчука Евгения Петровича к администрации города Минусинска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Ковальчука Е.П. обратился в Минусинский городской суд с иском к администрации г. Минусинска, в котором просит обязать ответчика предоставить истцу по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м.). Требования мотивировав тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Ковальчук Е.П. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его мать Ковальчук Г.И. решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 27.06.1989 была лишена в отношении него родительских прав, 06.06.1998 года умерла, сведения об отце в актовую запись внесены по заявлению матери. Решением Суриковского сельского совета народных депутатов от 28.06.1989 года за Ковальчук Е.П. было закреплено жилое помещение расположенное по адресу: Красноярский край, ст.Суриково Бирилюсского района, ул. Вокзальная, д. 15, кв.1 до достижения им совершеннолетия. При проведении проверки установлено, что сведения о данном объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН и в Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Эта квартира Ковальчуку Е.П. по договору социального найма не предоставлялась, собственником данного жилого помещения истец не является, в связи с чем данная квартира закреплена на Ковальчуком Е.П. незаконно. Согласно справкам Ачинского отделения, Минусинского отделения АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» и выписки из ЕГРН объекты недвижимости на праве собственности или ином вещном праве за истцом и его матерью Ковальчук Г.И. не зарегистрированы. В период с 13.09.1995 года по 27.05.2006года истец находился на полном государственном обеспечении- обучался и проживал в краевом государственном специальном (коррекционном) бюджетном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида». После ее окончания и до достижении 23 летнего возраста истец 21.06.2007года обращался за консультацией по вопросу предоставления жилого помещения, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отдел опеки и попечительства администрации г. Минусинска. Ковальчуку Е.П. было разъяснено, что он должен обратится по вопросу предоставления жилого помещения в орган опеки и попечительства по месту его выявления как ребенок-сирота в соответствии с Указом губернатора Красноярского каря от 04.04.2005года № 25-УГ. При этом органами опеки и попечительства Бирилюсского района Красноярского края и г. Минусинска не принято мер к оказанию помощи в сборе документов и постановке Ковальчука Е.П. на учет в Министерство образования Красноярского края для включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем на соответствующий учет в Министерстве образования и науки Красноярского края он не был поставлен, жилое помещение ему предоставлено не было. Своего собственного жилья Ковальчу Е.П. не имел и не имеет, проживает на территории г. Минусинска в жилом помещении принадлежащим другим людям, желает в дальнейшем постоянно проживать в г.Минусинске, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» администрацией г. Минусинска истцу должно быть предоставлено жилое помещение по месту его фактического проживания на территории соответствующего муниципального образования. Поскольку истец юридического образования не имеет, он обратился к прокурору с заявлением об обращении в суд в его интересах о восстановлении его жилищных прав (л.д. 3-4).
В судебном заседании помощник Минусинского межрайоного прокурора Бордовская В.Л. и истец Ковальчук Е.П. на исковых требованиях настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Минусинска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования Красноярского края и администрации Бирилюсского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д. 30), причины неявки в суд не сообщили. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав помощника прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Ковальчук Е.П. ДД.ММ.ГГГГ остался в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку его мать Ковальчу Г.И. решением Бирилюсского районного суда от 27.06.1989 лишена родительских прав в отношении сына Ковальчука Е.П., 06.06.1989года умерла (л.д.12 оборот, 21 оборот), согласно справке сведения об отце в актовую запись о рождении внесены на основании заявления матери ( л.д.14). Решением Исполкома Суриковского сельского совета народных депутатов от 28.06.1989года за несовершеннолетним Ковальчуком Е.П. закреплено до совершеннолетия жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, с. Суриково Бирилюсского района, ул. Вокзальная, д. 15, кв.1 ( л.д.12,13). Решением Исполкома Ачинского городского совета народных депутатов № 397 от 27.09.1989 года Ковальчук Е.П. как лицо, оставшееся без попечения родителей определен в Ачинский дом ребенка ( л.д.15) и находился там на полном государственном обеспечении ( л.д.22) В период с 13.09.1995 года по 27.05.2006года истец находился на полном государственном обеспечении- обучался и проживал в краевом государственном специальном (коррекционном) бюджетном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» ( л.д.21). До достижении возраста 23 лет Ковальчук Е.П. обращался 21.06.2007года ( л.д.20) в органы опеки и попечительства администрации г.Минусинска, по месту своего проживания, по вопросу обеспечения его как ребенка-сироту жилым помещением, при этом какой либо помощи в сборе документов органом опеки истцу не оказано, предложено обратится в органы опеки и попечительства Бирилюсского района Красноярского края. Согласно справке Ачинского отделения, Минусинского отделения АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» и выписки из ЕГРН объекты недвижимости на праве собственности или ином вещном праве за истцом и его матерью Ковальчук Г.И. не зарегистрированы ( л.д.6 оборот, 9). В ЕГРН сведения о правах истца и его матери на объекты недвижимости на территории Красноярского края отсутствуют ( л.д.8, 11). До настоящего времени жилым помещением истец не обеспечен, своего собственного жилого помещения не имел и не имеет, проживает на территории г.Минусинска с момента его определения в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, после его окончания с 2007году в жилом помещении г. Минусинска принадлежащем посторонним людям.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями прокурора, заявлением Ковальчука Е.П. прокурору от 02.08.2021, свидетельством о рождении Ковальчука Е.П. и справкой о его рождении, документами подтверждающими отношение истца к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпиской на истицу из реестра о постановке в очередь на получение жилья (л.д.7), справками Минусинского, Ачинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцом и его матерью.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции до 01.01.2013) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
На основании ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. Также с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-981) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и правомерными.
Как установлено судом, Ковальчук Е.П. относится в категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1989 году был определен в Ачинский дом ребенка Красноярского края, затем в период с 13.09.1995 года по 27.05.2006года истец находился на полном государственном обеспечении- обучался и проживал в краевом государственном специальном (коррекционном) бюджетном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида». За все время нахождения истца на полном государственном обеспечении, его права уполномоченными на это государственными органами защищены в полном объеме не были, документы для постановки его на учет на внеочередное получение жилья в Министерство образования Красноярского края не были направлены. До достижении возраста 23 лет Ковальчук Е.П. обращался 21.06.2007года в органы опеки и попечительства администрации г.Минусинска, по месту своего проживания, по вопросу обеспечения его как ребенка-сироту жилым помещением, однако истцу помощь в направлении документов для постановки на соответствующий учет специалисты органы опеки не оказали, в связи с чем на соответствующий учёт он поставлен не был и его нарушенное право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, подлежит судебной защите.
Поскольку истец последнее время работает, проживает и намерен постоянно проживать в дальнейшем на территории г. Минусинска, жилое помещение должно быть предоставлено ему на территории г. Минусинска администрацией этого муниципального образования.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
возложить на администрацию города Минусинска обязанность по предоставлению Ковальчуку Евгению Петровичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> на территории г. Минусинска благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, площадью не менее 33 квадратных метров, с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 и не более 42 кв.м).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение изготовлено 27 октября 2021г.