Дело № 2–685/ 2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2014 года город Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующий судья Карагодина Е.Л.
при секретаре Давыдовой Ю.В.,
с участием сторон:
старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Пишпанова Т.И.,
представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новониколаевкая средняя общеобразовательная школа» Веригиной А.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Новониколаевкая средняя общеобразовательная школа», Муниципальному образованию Гайский район Оренбургской области о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства о профилактике терроризма,
установил:
Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новониколаевкая средняя общеобразовательная школа», Муниципальному образованию Гайский район Оренбургской области о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства о профилактике терроризма путем оборудования здания системой видеонаблюдения в целях соблюдения безопасности воспитанников, профилактики терроризма и заключения договора с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг в целях круглосуточной охраны здания и территории образовательных учреждений от преступных посягательств, организации освещения территории образовательного учреждения с фронтальной, правой, левой стороны участков.
В судебном заседании прокурор Пишпанов Т.И. уточнил исковые требования. Просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевкая средняя общеобразовательная школа», учредителя Муниципальное образование Гайский район Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить систему видеонаблюдения на первом этаже здания образовательного учреждения, оборудовать систему видеонаблюдения по периметру образовательного учреждения, заключить договор с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг в целях круглосуточной охраны здания и территории образовательных учреждений от преступных посягательств.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новониколаевкая средняя общеобразовательная школа» Верегина А.М. признала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Муниципального образования Гайский район извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
На основании ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу положений п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29 декабря 2011 года, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Частью 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлено, что частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенной Гайской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что в образовательном учреждении «Новониколаевкая средняя общеобразовательная школа» не оборудована система технического контроля за обстановкой-видеонаблюдением, не заключен договор с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг. Охрана образовательного учреждения и обеспечение пропускного режима осуществляется лицами, не имеющими статуса частных охранников и не являющихся работниками частной охранной организации.
В соответствии с положениями Устава образовательного учреждения его учредителем является муниципальное образование Гайский район Оренбургской области.
На основании ст. 120 ГК РФ на учредителя образовательного учреждения надлежит возложить обязанность по финансированию мероприятий, указанных в судебном решении.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Таким образом, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 206 ГПК РФ понуждение к совершению действий, не связанных с передачей имущества или денежных средств, требует от суда установления сроков, в течение которых судебное решение должно быть исполнено. Срок до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевкая средняя общеобразовательная школа», учредителя Муниципальное образование Гайский район Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить систему видеонаблюдения на первом этаже здания образовательного учреждения, оборудовать систему видеонаблюдения по периметру образовательного учреждения, заключить договор с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг в целях круглосуточной охраны здания и территории образовательных учреждений от преступных посягательств.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Л. Карагодина
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2014 года.