Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-26053/2020 от 05.10.2020

Судья: Царьков О.М. Дело <данные изъяты>а-26053/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Курлаевой И.В., Мертехина М.В.,

при помощнике судьи Балабановой Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2020 года апелляционную жалобу Левшунова Р. И. на решение Жуковского городского суда Московской области от 15 июня 2020 года по делу по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области к Левшунову Р. И. о взыскании недоимки по налогам и пени.

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

объяснения представителя административного истца – Беляевой Ю.С.,

установила:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Московской области (далее – МРИФНС России № 1 по Московской области) обратилась в суд с административным иском к Левшунову Р.И. с административным иском о взыскании недоимки: по транспортному налогу за 2016, 2017 годы в размере 1420,00 руб. и пени на данную сумму недоимки в размере 77,22 руб.; по земельному налогу за 2016, 2017 годы в размере 2676,00 руб.и пени на данную сумму недоимки в размере 24,05 руб.

Заявленные требования мотивировала тем, что в налоговые периоды 2016, 2017 годов Левшунов Р.И., как собственник земельных участков, расположенных в г. Жуковский Московской области, являлся плательщиком земельного налога, как собственник транспортного средства – плательщиком транспортного налога. По месту жительства, а также через личный кабинет налогоплательщика административному ответчику направлялись налоговые уведомления, затем – требования об уплате недоимки и пени; налоговая обязанность в заявленной в исковом заявлении объеме до настоящего времени не исполнена.

Решением Жуковского городского суда Московской области от 15 июня 2020 года административный иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе Левшунов Р.И. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.

Заслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.

Из материалов дела усматривается, что в налоговый период 2016 года Левшунов Р.И. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, в 2017 году являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных в г. Жуковский Московской области.

Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган из органа ГИБДД, в 2016, 2017 годах на имя Левшунова Р.И. было зарегистрировано транспортное средство – автомобиль <данные изъяты>, мощность двигателя 71 л/с (период владения – 12 месяцев в течение каждого календарного года).

Согласно ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 Кодекса установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу определяется в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Согласно статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах исборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что налоговым органом были сформированы и направлены Левшунову Р.И. налоговые уведомления: № 66466305 от 21.09.2017 года (заказной почтовой корреспонденцией) о необходимости уплаты в срок до 01.12.2017 года, в том числе транспортного и земельного налогов за 2016 год; № 73351399 от 29.08.2018 года (через личный кабинет налогоплательщика) о необходимости уплаты в срок до 03.12.2018 года, в том числе транспортного и земельного налогов за 2017 год.

Поскольку уплаты налогов не последовало, налоговый орган направил через личный кабинет налогоплательщика требования: № 88863 по состоянию на 17.01.2018 года об уплате в срок до 06.03.2018 года недоимки и пени за 2016 год; № 182707 по состоянию на 20.12.2018 года об уплате в срок до 11.01.2019 года недоимки и пени за 2017 год.

Обязанность по уплате налогов в заявленной в иске сумме Левшуновым Р.И. не исполнена.

Выданный мировым судьей 13.06.2019 года судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен 15.11.2019 года в связи с поступившими от ответчика возражениями.

В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Левшунова Р.И. недоимки по налогам и пенив заявленном в иске объеме.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта.

Так, является несостоятельным довод апелляционной жалобы о незаконности исчисления налоговым органом пени со ссылкой на отсутствие доказательств получения административным ответчиком налоговых уведомлений.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела налоговое уведомление об уплате налога за 2016 год было направлено в адрес административного ответчика заказной почтовой корреспонденцией 11.11.2017 года, соответственно в силу приведенных выше положений п. 4 ст. 52 НК РФ было получено Левшуновым Р.И. не позднее 23 ноября 2017 года.

Налоговое уведомление об уплате налога за 2017 год и требования были направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика, соответственно с учетом положений п. 4 ст. 52 НК РФ получены ответчиком не позднее даты размещения указанных документов в личном кабинете.

Довод апелляционной жалобы о том, что административному ответчику не было известно об открытом на его имя личном кабинете налогоплательщика, судебной коллегией отклоняется.

Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 указанной выше статьи Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 6 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@, в личном кабинете налогоплательщика размещаются, в числе прочего, документы (информация), сведения о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; иные документы (информация), сведения налоговых органов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.

Также судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п. 8 Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА). При этом, авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью; с использованием кода активации в ЕСИА.

Кроме того, п. 9 Порядка предусмотрено, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - Заявление на получение доступа) в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица.

С учетом приведенных выше положений Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, для открытия кабинета необходимо личное участие налогоплательщика, в связи с чем Левшунов Р.И. не мог не знать об открытом на его имя личном кабинете налогоплательщика.

В силу пункта 15.1 Порядка доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случае выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции "отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика".

31.03.2017 на имя административного ответчика был открыт личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России в сети "Интернет", на момент направления уведомления за 2017 год и выставления требований ответчик от пользования личным кабинетом не отказался.

Довод апелляционной жалобы о списании налоговой задолженности, в связи с налоговой амнистией 2018 года со ссылкой на информацию в личном кабинете налогоплательщика, судебная коллегия находит несостоятельной.

В части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ указано, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Положениями пункта 4 статьи 57, пунктов 1, 3 статьи 363, пунктов 1, 4 статьи 397, пунктов 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря (по налогам за 2014 год - не позднее 1 октября, имеются разъяснения в Письме ФНС России от 23.04.2014 N БС-4-11/7798 "О разъяснении законодательства о налогах и сборах") года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Следовательно, обязанность уплатить земельный налог и транспортный налог за 2016, 2017 годы возникает у налогоплательщика после 01 января 2015 года, и их оплата производится в срок, указанный в налоговом уведомлении.

Таким образом, по состоянию на 01 января 2015 года у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) по указанным выше налогам только за налоговые периоды по 2013 год включительно, поскольку обязанность уплатить налоги за периоды после 2013 года, возникла у налогоплательщика - физического лица уже после 01 января 2015 года.

Представленные административным ответчиком квитанции об оплате налогов по сроку оплаты до 31.03.2017 года и 02.05.2017 года свидетельствуют об уплате задолженности по налогам за налоговый период 2015 года, поскольку за налоговые периоды 2016, 2017 годов не могла возникнуть ранее направленных уведомлений от 21.09.2017 года и от 29.08.2018 года со сроком добровольной оплаты до 01.12.2017 года (за 2016 год) и до 03.12.2018 года (за 2017 год).

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.

Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Жуковского городского суда Московской области от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Левшунова Р.И. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-26053/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МР иФНС РОсси №1 по МО
Ответчики
Левшунов Р.И.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
14.10.2020Судебное заседание
18.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее