Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2057/2015 от 31.07.2015

№2-2057/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2015 года г.Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Антроповой С.А., при секретаре Степаненко С.И., с участием прокурора Щедринова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухин И.М. к Военному комиссариату <адрес> В исковых требованиях Золотухин И.М. к Военному комиссариату <адрес> о взыскании задолженности по компенсации на приобретение продовольственных товаров, индексации и установлении размера ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, с последующей индексацией,

У С Т А Н О В И Л:

Золотухин И.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> об индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, мотивируя свои требования тем, что является участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, в размере, установленном решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (...) руб. Однако ответчик самостоятельно не индексирует вышеназванные суммы. Истец полагает, что сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров подлежит индексации на индексы, установленные Постановлениями Правительства РФ, просит произвести индексацию ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, получаемой им с ДД.ММ.ГГГГ в размере (...) руб.; установить ежемесячную денежную компенсацию с применением коэффициентов инфляции на приобретение продовольственных товаров в размере по (...) руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ;взыскать задолженность по недополученным суммам компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (...) рублей.

Истец в судебное заседание не прибыл, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика – военного Комиссариата <адрес> Штаймарк В.Л. (полномочия на основании доверенности) в судебном заседании иск не признал, полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку на основании судебного решения истцу ежемесячно выплачиваетсяденежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере (...) рублей, превышающем размер выплаты, установленный законом. Поскольку размер выплачиваемой компенсации установлен решением суда, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации указанная компенсация индексации не подлежит.

Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ (привлеченного определением суда) Белова О.Г. (полномочия по доверенности) просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Прокурор Щедринов Д.А полагал исковые требования основанными на законе, подлежащими удовлетворению.

В отсутствие препятствий для рассмотрения дела по существу, исследовав доводы сторон и письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Из содержания статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст.ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

Пунктом 3 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрены выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров.

Как установлено, Золотухин И.М. является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на персональном учете в отделе военного комиссариата <адрес> по городу <адрес>, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, вследствие чего является инвалидом (...) группы. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Решением Железногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (вступившим в законную силу) удовлетворены требования истца Золотухина И.М. о включении в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании с военного Комиссариата <адрес> задолженности по недополученным суммам; установлен размер суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, причитающейся истцу, - (...) рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.

Стороны подтверждают, что истцу ежемесячно производится выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров поуказанному судебному решению;индексация данной денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ не производилась,так как, по мнению ответчика, размер компенсации установлен решением суда и превышает установленный законом.

Как установлено, данная денежная компенсация истцу выплачивается постоянно, в указанном размере, за спорный период не было задолженности по невыплате компенсации.

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"(в ред. на момент возникновения права) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда.

Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.

При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действующей в настоящее время, гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), федеральных законов от 12 февраля 2001 года "Овнесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Такое конституционно-правовое толкование действовавшего законодательства было воспринято судами как возможность до внесения изменений в нормативные акты принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 131-ФЗ) установлено, что размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями, начиная с 2004 года, ежегодно утверждало Правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.

Постановлениями Правительства Российской Федерации (с приложениями № 1 к Постановлениям) от 21.12.2007 № 914, от 16.12.2009 № 1024, от 21.12.2010 № 1079, от 08.12.2011 № 1019, от 04.12.2012 № 1255, от 19.12.2013 № 1189, от 18.12.2014 № 1411 утверждены Правила индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; установлены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а именно:

с 1 января 2008 года определен размер ежемесячной денежной компенсации с учетом индексации на приобретение продовольственных товаров (пункт 13 части первой статьи 14 Закона) с в размере 467,86 руб. (пункт 1) (коэффициент- 1,105), с 1 января 2009 года размер ежемесячной денежной компенсации с учетом индексации на приобретение продовольственных товаров - 538,43 руб. (коэффициент- 1,13), с 1 января 2010 года - коэффициент 1,1, с 1 января 2011 года размер ежемесячной денежной компенсации с учетом индексации на приобретение продовольственных товаров - 630,77 руб. (коэффициент- 1,065), с 1 января 2012 года размер ежемесячной денежной компенсации с учетом индексации на приобретение продовольственных товаров - 668,62 руб. (коэффициент- 1,06), с 1 января 2013 года размер ежемесячной денежной компенсации с учетом индексации на приобретение продовольственных товаров - 705,39 руб. (коэффициент- 1,055),с 1 января 2014 года размер ежемесячной денежной компенсации с учетом индексации на приобретение продовольственных товаров – 740,66 руб. (коэффициент 1,05), с 1 января 2015 года - коэффициент 1,055.

В настоящее время Федеральным законом Российской Федерации от 06.04.2015 года № 68-ФЗ«О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов РФ в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций», до 1 января 2016 года приостановлено действие ч. 3 ст. 5 закона Российской Федерации от 15 мая 1991года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в 2015 году.

Названными Постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом от 15 мая 1991 года N 1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период, в том числе и оспариваемых сумм по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, - путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

Конституционный Суд в Определении от 04 декабря 2007 года N 879-О-О подчеркнул, что эти Постановления, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами не осуществляется.

Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N ГКПИ08-525, от 18 августа 2009 года N ГКПИ09-965 определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

В Постановлении от 01.12.1997 года N 18-П Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П четко разграниченыпонятия, применительно к пункту 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ N 1244-1 употребляются термины "суммы возмещения вреда", в то время как другие компенсации именуются "иные виды денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда".

Таким образом, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 выплаты, в том числе ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, являются составными частями одного целого - возмещения вреда здоровью.

При таком положении из анализа законодательства не усматривается тождественности указанных мер социальной поддержки, на что указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении ВС РФ от 11.01.2008г. N 25-В07-24, разъяснив, что то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства РФ.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в ред. от 5 апреля 2005 года N 7) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

То есть, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, хотя и входит в общий объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, однако индексация указанных компенсационных сумм не должна производиться в том же порядке, что и ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, в том числе с применением коэффициента повышения минимального размера оплаты труда, индексов роста величины прожиточного минимума.

Таким образом, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров представляет собой твердую денежную сумму, рассчитываемую с учетом определенного исходя из уровня инфляции коэффициента, исходя из базовой суммы этих выплат, предусмотренных законом.

При таких обстоятельствах доводы истца относительно необходимости индексации назначенных ему ежемесячных выплат в счет компенсации на приобретение продовольственных товаров, исходя из суммы установленной решением суда, основаны на неверном толковании норм материального права.

Как указано выше, Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 года N 1189 с 01 января 2014 года размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ч. 1 ст. 14 базового Закона) составляет 740 руб. 66 коп.

Судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу, истцу установлен размер суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров - (...) рублей, что и в спорный период и в настоящее время значительно превышает установленный на законодательном уровне размер соответствующей ежемесячной денежной компенсации.

Данным судебным решением не установлена обязанность ответчика производить указанную выплату с последующей индексацией в установленном порядке, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.

Индексация указанных сумм должна производиться ежегодно, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, но не ранее достижения их размера, установленными соответствующим Постановлением Правительства РФ размерами компенсаций.

Исходя из вышеизложенного, поскольку компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачивается истцу в соответствии с законом,в спорный период и в настоящее время размер денежной компенсаций соответствует размеру, установленному Постановлением Правительства РФ для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, значительно превышая его;учитывая, что данная компенсация выплачивается истцу постоянно, в установленном судебным решением размере, соответственно, задолженности по данной компенсации за спорный период перед истцом не имеется; также при установленных обстоятельствах не имеется законных оснований для индексации и увеличения данной компенсации.

При таких обстоятельствах исковые требования в целом не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В исковых требованиях Золотухин И.М. к Военному комиссариату <адрес> о взыскании задолженности по компенсации на приобретение продовольственных товаров, индексации и установлении размера ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, с последующей индексацией – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением - с 07.09.2015года, путем подачи жалобы черезЖелезногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда С.А. Антропова

2-2057/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Золотухин Иван Матвеевич
Ответчики
Отдел Военного комиссариата Красноярского края
Другие
Министерство финансов РФ
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Антропова Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
31.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.07.2015Передача материалов судье
17.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2015Судебное заседание
07.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2015Дело оформлено
05.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее